В интервью газете "Фигаро" Патриарх цитировал слова Бенедикта XVI о том, что "свобода без морали превращается во вседозволенность", и даже заявил, что его встреча с Папой может состояться чуть ли не в ближайшие годы. А выступая перед депутатами ПАСЕ 2 октября, Алексий II уклонился от ответа на весьма болезненный для католиков вопрос о "канонической территории".
Текст доклада Патриарха в ПАСЕ вплоть до выступления держали в строгой тайне. Это даже забавно, если учесть, что доклад стал, по сути, "сборной солянкой" из резолюций последних заседаний Всемирного русского народного Собора. К тому же депутаты ПАСЕ все это не раз слышали от представителей Католической Церкви - и о правах человека, и о социальной справедливости. Впрочем, похоже, на сходство позиций двух Церквей и делалась ставка.
В современном европейском политическом пространстве Римско-Католическая Церковь заняла определенную нишу - нишу носителя консервативного, традиционного взгляда на общество и его проблемы. Европейским либералам и демократам такой партнер по диалогу нужен: не слыша иной, противоположной точки зрения, не полемизируя с ее выразителем, рискуешь со временем утратить контакт с реальностью. Выступление Алексия II в ПАСЕ и реверансы в сторону католиков были призваны показать, что и РПЦ не прочь встроиться в эту "консервативную нишу". Она - тоже "европейская Церковь", с ее мнением тоже неплохо бы считаться.
Однако во Франции к Алексию II отнеслись не только как к главе Церкви. На него смотрели и как на представителя страны, в которой не все ладно с правами и свободами человека: то протестантской организации откажут в регистрации, то гей-парад запретят, то газету закроют. Ответчиком за страну Патриарх быть во Франции, в общем, не собирался. Но в какой-то мере ему пришлось сыграть эту достаточно сложную роль. К тому же председатель комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев, комментируя выступление Алексия II, заявил, что "это событие укрепляет авторитет России в целом в Европе и в мире". То есть говорим Патриарх, а подразумеваем Россия. А на Западе где Россия, там и президент Путин...
Еще в 70-80-е годы прошлого века на Западе с сочувствием относились к загнанной в угол Русской Церкви. Теперь же Алексию II в беседах с французскими журналистами пришлось в некотором смысле оправдываться и за взаимодействие Церкви со спецслужбами СССР, и за нынешние тесные связи с государством. Восприятие РПЦ на Западе изменилось: вместо подавленной режимом Церкви ныне это религиозная организация, добровольно и весьма охотно благословляющая действия российских властей. И это не случайно, ведь телекартинку богослужений с участием Владимира Путина и министров правительства РФ видим не только мы, но и европейские политики и журналисты.
Попрощавшись с Алексием II, депутаты ПАСЕ спустя несколько часов говорили о том, что Россия недолжным образом сотрудничает с Европейским судом по правам человека и оказывает давление на истцов с Северного Кавказа, где эти права периодически нарушаются. Если бы вопросы, на которые Патриарху довелось ответить в страсбургском Дворце Европы, не были заранее изучены и одобрены делегацией РПЦ, кто знает, не пришлось бы и ему говорить с парламентариями о ситуации на Северном Кавказе? Ведь об этом его на следующий день спрашивали представители французских СМИ! Равно как и об "одобрении" Церковью политики президента Путина.
Критику российских властей из уст представителей РПЦ можно услышать крайне редко. Для Запада этого порой достаточно: не критикуешь - значит поддерживаешь. А если принять во внимание, что Церковь то и дело стремится поставить знак равенства между понятиями "Россия", "русский" и "православие", то становится понятным, почему во Франции Алексий II оказался в роли заложника ситуации, которую сам не создавал.
http://www.ng.ru/politics/2007-10-08/3_kartblansh.html