Духовно-нравственная безопасность России в XXI веке

Новости Москвы 
0
567
Время на чтение 8 минут
Проблема противодействия деятельности деструктивных религиозных организаций в Российской Федерации на сегодняшний день привлекает внимание многих исследователей и специалистов в области юриспруденции, сектоведения, психологии и политологии. Еще несколько лет назад существование многих религиозных культов на территории Российской Федерации рассматривалось лишь в качестве положительного результата реализации на практике демократических принципов построения правового государства. Многоконфессиональность, веротерпимость, свобода совести долгий период времени были центральными категориями государственно-правовой политики в области регулирования деятельности религиозных объединений. Однако Россия, столкнувшись с опасными последствиями данной деятельности, повторила путь развития государственно-религиозных отношений многих европейских государств.

С проблемой деструктивных культов западный мир столкнулся еще в 60-70-е годы. Вопрос об их деятельности неоднократно был рассмотрен в Евро-парламенте, а в феврале 1996 года в его постановлении отмечены следующие противоправные действия деструктивных культов: "Жестокость в обращении с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность". Основываясь на резолюциях Европарламента, многие европейские государства ужесточили свое законодательство.

В России же в 1991 году был принят новый Закон "О свободе совести и вероисповедания", который снял все прежние ограничения в области религии, существовавшие в советский период развития нашего государства. Российское законодательство открыло значительные возможности для широкой религиозно-просветительской и миссионерской деятельности. В результате многие религиозные организации, в том числе и признанные во многих зарубежных странах тоталитарными и деструктивными, получили возможность распространения своих вероучений на территории Российской Федерации.

Обстановка, осложнившаяся многочисленными нарушениями российского законодательства со стороны религиозных объединений, вынудила органы го­сударственной власти пересмотреть крайне либеральный Закон "О свободе со­вести и вероисповедания" и предпринять конкретные действия по защите насе­ления от религиозных объединений, наносящих своей деятельностью сущест­венный вред законным правам и интересам граждан Российской Федерации.

В 1997 году был принят Закон "О свободе совести и о религиозных объе­динениях". Однако под сильным натиском лобби религиозных организаций и представителей иностранных государств Закон получился почти неэффектив­ным для успешного противодействия опасным религиозным культам. Ак­тивно вмешивались в процесс принятия нового Закона США.

Так, в период обсуждения проекта российского Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в 1997 году в США было принято пять законо­проектов, касающихся проблемам религиозных свобод России. Главная причи­на столь яркой негативной реакции состояла в том, что законопроект сущест­венно ограничивал поле деятельности зарубежных миссионеров, а это не устраивало определенные политические силы в США.

Обосновывая требования прекращения финансовой помощи России со стороны США в связи с принятием Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", сенатор М. Макконел заявил: "Мы должны использовать ее (иностранную помощь) для продвижения американских ценностей и американ­ских интересов" (3). В итоге был принят Закон, устраивавший реакционные си­лы в США.

Одновременно США выставили условие проверить действие закона, а так­же ознакомиться с сопровождающими его нормативными актами. В связи с этим в Гааге было закреплено соответствующее соглашение об "инспектор­ских" поездках, первая из которых прошла 12-14 января 1998 года. Ее осущест­вляла делегация Международного консультативного комитета конференции "Фонда Де Брюхт", в которую вошли три члена палаты представителей Кон­гресса США - Ф. Вольф, Э. Холл, К. Смит и директор библиотеки Конгресса США Дж. Биллингтон. С 1998 года подобные "инспекторские" поездки, кон­тролирующие деятельность российских властей, осуществляются регулярно.

Госсекретарь США М. Олбрайт, выступая в Колумбийской юридической школе Католического университета в Вашингтоне 23 октября 1997 года, заяви­ла, что "поиск религиозной свободы и толерантности... будет и впредь играть важную роль во внешней политике США во всемирном масштабе" (3).

Ничем не ограниченная религиозная экспансия России осуществлялась еще на протяжении долгого периода времени. Однако со вступлением в полномочия нового Президента РФ В.В. Путина государственная политика в области противодействия деструктивным культам начинает меняться.

Так, уже 10 января 2000 года своим Указом новый Президент России ут­верждает "Концепцию национальной безопасности Российской Федерации", положения которой подтверждают факт осуществления "культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию". Согласно Концепции, интерес российского общества состоит "в духовном об­новлении России", так как "углубление кризиса в духовной сфере может при­вести к утрате демократических завоеваний". Разработчики Концепции особен­но подчеркнули проблему снижения "духовно-нравственного потенциала об­щества". В IV главе правового акта указано, что "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя противодействие нега­тивному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".

В целях исполнения положений данной Концепции, а также "Военной док­трины РФ", "Доктрины информационной безопасности РФ" (согласно которым противодействие тоталитарным сектам - одна из приоритетных задач органов государственной власти), принимается ряд законопроектов, внесших несколько изменений в действующее законодательство в области регулирования деятель­ности религиозных объединений на территории Российской Федерации. Но, к сожалению, данные изменения принципиальным образом не повлияли на об­становку в сфере духовно-нравственной безопасности российских граждан.

Учитывая неэффективность принятых мер, направленных на противодей­ствие деятельности деструктивных культов, в 2005 году Президент РФ дает по­ручение Министерству юстиции РФ разработать проект Федерального закона, который бы вносил изменения в Уголовный Кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и ряд других НПА.

Уже в 2005 году специалистами Минюста РФ были разработаны некото­рые предложения, законодательная реализация которых способна ограничить общественно опасную деятельность большинства деструктивных религиозных культов на территории РФ.

В 2005 году был опубликован доклад Министерства юстиции о возможных ограничениях въезда иностранных миссионеров путем сокращения выдачи въездных виз иностранным религиозным деятелям и об усложнении процедуры регистрации религиозных объединений. Авторы доклада подчеркнули, что на сегодняшний день Россия подвергается "иностранной религиозной экспансии" (2). По статистике экспертов за последние 10 лет число религиозных движений в стране выросло почти в 3,5 раза. Однако незамедлительно последовала негативная реакция большинства религиозных культов на предложенные Минюстом РФ меры ограничения мис­сионерской деятельности на территории России. Особо острую критику после опубликования доклада Минюста РФ высказали представители тех религиоз­ных организаций, которые запрещены уже во многих странах мира как тотали­тарные и деструктивные секты. Они опасались, что вседозволенность их дея­тельности на территории РФ может быть серьезно ограничена путем установ­ления "духовного централизма" со стороны Правительства РФ. Интересна ре­акция и наших зарубежных стратегических партнеров, которые являются на­шими партнерами также и по антитеррористической коалиции, в задачи кото­рой входит и борьба с религиозным экстремизмом.

В опубликованном 8 ноября 2005 года ежегодном докладе Госдепартамен­та США о состоянии религиозной свободы в России американские эксперты отметили рост жалоб от представителей религиозных меньшинств, которые ис­пытывают трудности в получении долгосрочных российских виз. В докладе, в частности, утверждается, что в России некоторые федеральные и местные орга­ны исполнительной власти ограничивают права и свободы религиозных орга­низаций, а Русская Православная Церковь пользуется явными преимуществами по сравнению с другими религиозными организациями. В целом Госдепарта­мент США отрицательно относится к любым попыткам ограничения деятель­ности религиозных организаций и миссионеров в Российской Федерации.

Но если учесть тот факт, что приблизительно 2/3 всех новых религиозных движений, действующих на территории РФ, имеют американское происхожде­ние, то есть их финансирование, управление осуществляется различными орга­низациями, расположенными на территории США, то обеспокоенность Госде­партамента становится более понятной с точки зрения обоснованности и адек­ватности.

Что касается ежегодного доклада Госдепартамента США, подводящего итог состояния религиозной свободы в мире за 2006 год, то следует отметить, что США обеспокоены процессом ограничения деятельности в РФ тоталитар­ных сект американского происхождения. Например, американские эксперты считают, что "вынесенное в 2004 году судебное решение, запрещающее дея­тельность "Свидетелей Иеговы" в Москве, продолжало оказывать значитель­ные негативное влияние на деятельность этой религиозной группы в отчетный период. Наблюдались признаки того, что спецслужбы, включая Федеральную службу безопасности (ФСБ), все более склонны считать руководство ряда ми­норитарных религиозных групп угрозой безопасности" (1).

Но для России борьба с деструктивными и тоталитарными сектами (не с безобидными религиозными группами, к которым американские специалисты необоснованно относят и секту "Свидетели Иеговы") является, действительно, вопросом национальной безопасности государства.

Американские докладчики особо подчеркнули также факт проведения на­селением некоторых российских городов (Челябинск, Екатеринбург) "демонст­раций, акций протеста и противодействия собраниям протестантских церквей" (1). Но если акции протеста, инициированные в Челябинске и Екатеринбурге в том числе и родителями детей, пострадавших от деятельности данных религи­озных организаций, вызывают акты демонстративного недовольства Госдепар­тамента США, то значит, в США более ценно право религиозных организаций на беспрепятственное осуществление своей деятельности, чем право населения требовать от властей обезопасить себя и своих детей от деятельности этих ор­ганизаций. Конечно, это абсурд. Естественно, что подобные приоритеты явля­ются следствием политики "двойных стандартов" США. Трудно представить себе такую ситуацию, когда население, к примеру, города Нью-Йорка выйдет с акциями протеста против какой-либо религиозной организации, а власти Штата должным образом не отреагируют на волеизъявление своих граждан.

Следует отметить, что общегородские акты протеста для современной Рос­сии, уставшей от иностранных миссионеров и способов их вербовки будущих адептов, стали достаточно частым явлением. И подобные акции дают свой эф­фект. К примеру, 28 июня 2006 года жители города Красноярска участвовали в акции протеста против религиозной организации "Слово жизни", в деструктив­ной деятельности которой горожане давно убедились, к сожалению, и за счет печального опыта нахождения в ней многих несовершеннолетних жителей го­рода. Принимая во внимание, что идеи, пропагандируемые проповедником из Южной Кореи Ли Чо Соком, у жителей города Красноярска вызвали негатив­ную реакцию, пастор покинул территорию Красноярского края, и планы массо­вой "евангелизации" русского города сектой "Слово жизни" были разрушены.

Действительно, иногда жители русских городов бывают солидарны в своих намерениях дать отпор навязчивым сектантам. К сожалению, такую солидар­ность в борьбе с опасными псевдорелигиозными и деструктивными культами можно встретить не во всех городах страны. В некоторых городах секты, полу­чив доступ к местным СМИ, учебным заведениям, органам МСУ, активно вне­дряют свои религиозные программы.

Поэтому, учитывая обстановку незащищенности населения России от дея­тельности деструктивных культов, российской правовой элите, различным ин­ститутам гражданского общества России необходимо поддержать инициативу органов государственной власти по изменению отечественного законодательст­ва. Положения действующих НПА в большей степени охраняют сами религи­озные организации от какого-либо вмешательства со стороны государства, чем граждан и само государство от деятельности данных организаций. Необходимо констатировать тот факт, что ситуация в области духовно-нравственной безо­пасности Российского государства принципиально не изменилась, что свиде­тельствует о необходимости внесения изменений в действующее законодатель­ство.



Источники:

1. Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/

2. Портал-Грани.ru

3. Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. М., 2000.

Источник публикации:
Безопасность России в условиях глобализации: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Т. М. Зуевой. - Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2007.

Об авторах:

- игумен Петр (Еремеев), доктор богословия, проректор Хабаровской духовной семинарии

- Иванишко Игорь Викторович, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Хабаровской государственной академии экономики и права


http://pravostok.ru/ru/journal/society/?id=447
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иванишко
Все статьи Игорь Иванишко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48