Жизнь православная в Кексгольме - городе по преимуществу нерусском, финском, лютеранском - протекала и тихо, и мирно, ни о каких национальных и религиозных столкновениях здесь и слыхом не слыхивали. С портретов в притворе смотрят на посетителей чинные, очень спокойные лица батюшек, служивших здесь в XIX веке. И ведь как служили! По 30, по 40 лет!.. Отец-священник умирал - на его место заступал сын, и чуть не целый век тянулась такая династия... Вот среди портретов мелькает знакомое лицо: выдающийся церковный композитор, протоиерей Пётр Турчанинов. Неужели и он здесь служил?.. Да нет, только числился: его, регента петербургского митрополичьего хора, не отвлекали на приходские дела, вряд ли он вообще бывал в Кескгольме.
Вот последний из старорежимных настоятелей: о. Александр Гаврилов. Он начал служить при царе, а закончил при финнах. В 1940 году, когда Красная Армия подошла к Кякисалми, он, забрав с собой всю церковную утварь, уехал в Хельсинки и на родину уже не вернулся. Зато православные в Финляндии до сих пор помнят и чтут его имя.
Ныне храм Рождества Богородицы - подворье Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Старую церковь возрождали к жизни коневские монахи, и в первую очередь управляющий подворьем о. Игнатий (Бузин), нынешний благочинный Тихвинской Успенской обители. До него богослужения в храме велись нерегулярно, приозерцы никак не могли угадать, есть сегодня служба или нет, и постепенно отходили от своего городского храма, предпочитая ездить в пригороды, а то и в районную глубинку. Отец Игнатий же ввёл строгую монастырскую дисциплину, сделал службы обязательными, и народ вновь потянулся в свою родную церковь. Сейчас храм не стоит без молящихся, даже в свободное от служб время.
Прежде Кексгольмская церковь славилась своей чудотворной иконой "Похвала Божией Матери", по молитвам у которой город был спасён от эпидемии холеры. Сейчас эта икона - в Финляндии, но у приозерцев есть её список, и на него стоит взглянуть: ручаюсь, что подобного богородичного образа вы ещё не видели, - он не похож ни на одну из широко известных икон.
- Сейчас, когда отца Игнатия перевели в Тихвинский монастырь, храм наш ничем не отличается от обычной приходской церкви, - рассказывает единственный штатный священник Приозерского храма о. Виктор Кедысь. - Я тут уже три года служу - начинал с отцом Игнатием, а сейчас - один, даже диакона нет.
- Тяжело, наверное, быть одним батюшкой на целый город - и город-то немаленький?..
- Знаете, как святой Амвросий Оптинский говорил: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илья, потерплю-ка и я!" Да нет, ничего, справляюсь; важно другое - что с прихожанами живём дружно. Они мои трудности понимают, стараются, например, исповеди не затягивать, чтобы я успел и поисповедовать всех, и службу провести как положено. В минувшую Пасху я был очень доволен моими прихожанами: все постарались исповедоваться заранее, и праздничная служба прошла без задержек. Молебны мы служим регулярно: одно воскресенье - Божией Матери, другое - Арсению Коневскому. Было бы два священника, - служили бы по два молебна каждую неделю: вот какие у нас мечты. Но это всё - как Бог даст, а пока справляюсь. Главное, что храм у нас замечательный, намоленный - в таком храме и стены помогают. Я изучаю понемногу его историю, сравниваю фотографии разных лет... Церковь эта для меня - как ещё не дочитанная книга: многое неизвестно, многое предстоит разгадать. Изначально архитектура её была несколько иной. Видимо, храм когда-то перестраивался: многие детали в его устройстве мне непонятны - возможно, когда-нибудь сумею разгадать эти загадки. Приозерцы и в прежние времена понимали, что храм - это центр города, его, как говорится, архитектурная доминанта; а наша задача состоит в том, чтобы он стал и духовной доминантой - не просто центром, но сердцем нашего старинного города. Не сомневаюсь, что со временем так оно и будет, - дал бы только Бог сил и терпения.
http://pravpiter.ru/pspb/n189/ta004.htm