Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

0
512
Время на чтение 7 минут
Русская земля славится своими святыми. С благодарностью и надеждой приходят люди к этим источникам святости, чтобы почерпнуть в них силы добродетельной жизни. В прошлом веке был прославлен целый сонм святых: древних и современных. И в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви к лику святых были причислены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские и Хотьковские чудотворцы, родители преподобного Сергия. Хотя общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии состоялось лишь в наши дни, народное почитание праведной четы началось сразу после их кончины.

* * *

Любому человеку, отправляющемуся к преподобным, предстоит пройти по той земле, по которой ходили они, которая хранит память об их подвиге - благочестивом житии во славу Бога...

Произошел этот род из Ростовской земли. В конце XIII века их поместье находилось в селении Варницы. Позже, в XV веке, здесь был основан Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь, Троицкий собор которого был построен на месте, где стоял дом святых Кирилла и Марии. На территории монастыря сохранился колодец, из которого, по преданию, пили воду преподобные и их чада...

Проходя памятные места, мысленно переносишься в те далекие времена и в который раз вспоминаешь строки жития, оживляющие в душе образы преподобных Кирилла и Марии...

Известно, что оба они - и Кирилл, и Мария - были княжеского рода. Боярин Кирилл (фамилия его затеряна в веках), один из ближайших помощников Ростовского князя, сопровождал его в орду; к голосу боярина Кирилла всегда внимательно прислушивались. Боярыня Мария была достойной спутницей своего супруга. Суете княжеского двора они предпочитали сельское уединение, это были люди благочестивые: строго соблюдали церковный устав, помогали бедным. Воспитывая с малолетства своих детей в милосердии и любви, они понимали, что иначе невозможно ввести человека в Небесное Царство - величайшую семью Бога Любви.

Старший сын, преподобный Стефан, стал архимандритом Московского Богоявленского монастыря и духовником великого князя Симеона Гордого. Младший сын, Петр, унаследовал от родителей святую семейственность и вырастил детей Стефана. Один из детей, Иоанн, двенадцати лет ушел в обитель Сергиеву, принял постриг, стал духовным отцом благоверного князя Димитрия Донского и был прославлен в лике святых как святитель Феодор, архиепископ Ростовский.

А преподобный Сергий, будущий Радонежский игумен, стал собирателем земли Русской и вдохновил несогласных между собой князей на Куликовскую битву, ставшую главной вехой в освобождении Руси. Многие ученики преподобного Сергия основали впоследствии в разных краях Руси монастыри. Он стал духовным отцом не только подвизавшихся с ним иноков, но и многих поколений православных людей.

Однажды, когда преподобная Мария еще носила святого младенца во чреве, во время Литургии дитя, почувствовав явление благодати, трижды воззвал к Богу так, что услышали все стоящие в храме. Господь избрал его еще до рождения...

Младенец родился 3 мая (по ст.ст.) 1319 года и назвали его Варфоломеем, что значит "сын радости". При крещении родители рассказали о том случае в храме священнику, и благоговейный иерей Михаил по наитию Божию сказал им в утешение: "Не смущайтесь, а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святыя Троицы". Поняв указание Промысла Божия, они соответственно должны были и воспитывать своего сына. Тогда на Руси дело воспитания считалось святым и велось в строго церковном духе. Жизнь строилась по Евангельским заповедям, и еще с древности сохранялся обычай, чтобы старшие руководили свои родом: их решения считались законом, а они, умудренные опытом, учили только добру.

Отроческие и юношеские годы Варфоломея были наполнены трудами, молитвой и воздержанием. Ревность по Богу влекла его к еще большим подвигам, но вызывала тревогу у родных, опасавшихся за его здоровье и силы. Списатели жития преподобного передают нам, какие трогательные споры происходили между святым отроком и его матерью, как любящий сын утешал свою мать...

В этот период преподобному Сергию было 15 лет, а Ростов Великий переживал тяжесть Туралыкова нашествия, непосильные дали ордынскому хану и голод из-за неурожайных лет,? преподобный Кирилл решил покинуть родной город, переехав а землю Радонежскую (около 1328 года). Тогда это был почти незаселенный край, поросший девственными лесами.

Отрок Варфоломей, всем сердцем желая полностью посвятить свою жизнь служению Богу, тем не менее с любовью покорился воле своих родителей, оставаясь с ними, чтобы упокоить их старость. До времени он оставил неисполненным свое горячее желание, сохраняя повиновение родителям, и, конечно, впоследствие наследовал их благословение, которым он так дорожил. Дух иночества сообщился от сына к родителям: при конце своей жизни Кирилл и Мария пожелали и сами воспринять ангельский образ по благочестивому обычаю древности: русские люди всех сословий старческие свои годы часто проводили в монастыре, чтобы приготовиться к вечной жизни.

И вот Кирилл и Мария вступают в Покровский Хотьков монастырь, затем там же принимают великую схиму, но недолго им пришлось потрудились в своем новом звании: около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью Покровской обители, которая с того времени стала усыпальницей рода Сергиева. В течение сорока дней Варфоломей оставался здесь, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память. После этого, раздав бедным остатки небогатого имущества почивших, оставив все мирские дела, в духовной радости отправился вместе со Стефаном на пустынное жительство в самую глушь Радонежских лесов - на гору Маковец. Через некоторое время Варфоломей принял постриг с именем Сергий (7 октября 1342 года), а вскоре на этом месте была образована обитель Святой Троицы, выросшая впоследствии в знаменитую Троице-Сергиеву Лавру, где ныне и покоятся святые мощи Преподобного. По установившемуся обычаю, благочестивые паломники, идущие к преподобному Сергию, сначала заходят в Хотьков монастырь поклониться его родителям.

История монастыря

Многое пришлось пережить Хотькову монастырю за свою более чем семивековую историю: и татарское нашествие, и польское разорение, закрытие и надругательство в советское время. И все время незримо - в духе и видимо ? в святых мощах пребывали здесь молитвенники и ходатаи о нас - преподобные Кирилл и Мария.

Мощи их неизменно почивала в Покровском соборе, в трапезной его части храма, под сенью. Во времена лихолетья они были скрыты под спудом с южной стороны Покровского храма. Теперь на этом месте установлен памятный крест. Сейчас мощи преподобных, как и прежде, покоятся в Покровском храме, а над ракой святых помещена икона Серигева рода.

* * *

Покровский Хотьков монастырь находится в нескольких километрах от Лавры по направлению к Москве. Стоит на речке Паже.

О начале Хотькова монастыря нет сведений (а в "Истории иерархии" его начало относится к 1308 г.). Но он основан не позднее первой четверти XIV века, так как в 1335-1336 годах в нем постриглись родители преподобного Сергия. Вероятно, вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы ? в те времена это было обычным явлением. И с первой половины XIV до начала ХVI в. это был "двойной" монастырь - мужской и вместе женский. В продолжение долгого времени монастырь был очень бедным. В 1506 г. великий князь Василий Иванович назначил обители небольшое содержание (ругу). В 1545 г. царь Иван Грозный, исполняя просьбу Троицкого игумена с братией, предоставил монастырь в заведывание Троице-Сергиева монастыря.

Став к 1544 г. обителью исключительно женской, Хотьков монастырь и остался таковым уже на все последующее время. При нем постоянно жил иеромонах от Троицкого монастыря. Монахини получали от Сергиевой обители небольшое хлебное и денежное жалованье. Самостоятельным Покровский монастырь стал в 1764 году, когда был возведен в третий класс со штатом семнадцать монахинь, хотя жило в нем более 100 сестер. Здесь процветало золотошвейное искусство.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель была возрождена.

В конце ХVI в. в монастыре проживало тридцать шесть монахинь. В конце ХVIII столетия число обитательниц монастыря возросло до двухсот восьмидесяти, а с первой четверти ХIХ в. оно стало доходить до четырехсот. До 1840 г. монастырь был особножитным ? каждая монахиня имела собственное помещение и собственное содержание. С 1840 г. начало вводиться в монастыре общежитие и к 1871 г. было введено окончательно (для всех монахинь - помещение монастырское и все монахини имеют общий монастырский стол).

До 1644 г. церкви в монастыре были деревянные. Стольник государев Василий Федорович Янов дал 1000 рублей на построение каменной церкви, которая и сооружена была в продолжение 1644-1648 гг. В 1811 г. церковь, построенная на деньги Янова, была разобрана, а на ее месте поставлена новая, оконченная в 1816 г. Собор имеет три престола: главный - в честь Покрова Божией Матери и придельные - во имя преподобного Сергия и святителя Алексея. В трапезе церкви на правой стороне находятся гробы родителей преподобного Сергия, Кирилла и Марии.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 года в возрожденном Покровском монастыре состоялся первый молебен. С этого началась новая жизнь хотьковской обители. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в обители открыт детский приют.

Сейчас на территории монастыря находятся: Покровский собор (1816 г.); близ Покровского собора ? церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября) ? первоначально построена в 1768 г., а в 1902-1905 гг. вместо нее построена новая; церковь над южными воротами монастыря при богаделенном доме во имя святителя Митрофана (1833 г.) и церковь над северными воротами ? в честь Рождества Иоанна Крестителя (1791 г.).

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная.

Подготовила материал Татиана Бышовец



Библиография:

1. Покровский Хотьков женский монастырь. По стопам преподобных Кирилла и Марии. Издание Покровского Хотькова монастыря, 2005.

2. Справочник-путеводитель "Монастыри Русской Православной Церкви". М., 2001.

3. Спутник паломника. М., 2007.


http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4268&Itemid=93
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Бышовец
Все статьи Татьяна Бышовец
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52