Ни в одной другой службе, кроме пасхальной и рождественской, мы не слышим такой неудержимой, такой торжествующей радости, когда даже скорбь, которая естественно здесь присутствует, - скорбь тихая, сладостная, смешанная с радостью о Ее воскресении и восхождении на небо.
Уже в первых песнопениях великой вечерни, стихирах на "Господи воззвах", излагается суть празднуемого события: успение Богородицы, как носительницы жизни (1-ая стихира называет Ее Источником жизни[1], превращающим могилу в лестницу к небу), как престола Божия (2-ая стихира), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо; поэтому ссобытие это вызвало радость ангелов и людей и было прославлено ими (3-ья стихира). Заключительная, на "слава, и ныне", стихира рисует всю картину Успения в основных и наиболее поразительных чертах - видимых (перенесение апостолов на облаках с разных концов земли) и невидимых (участие ангелов в погребении наряду с апостолами). Стихира живо и наглядно представляет нам служение небесных сил: они, объятые ужасом стройно предшествовали ("прекрасно же предыдяху") телу Богоматери и восклицали вышним чинам (ангельским): "Вот, пришла Всецарица Богоотроковица; снимите врата (неба) (как слишком узкие для Ее величия) и примите Ее". Форма "предыдяху" показывает, как именно ангелы шли - забегая вперед процессии, ччтобы приказать ангелам-привратникам открыть для Усопшей с особенной честью (даже снести) двери неба. Кстати, апостолы здесь названы "богоносными" буквально: от греч. the?foros - "принесенный" или "посланный Богом".
Стихиры на литии всесторонне раскрывают значение Успения и начинают (в 1-ой стихире) со значения его для апостолов: они должны были видеть, что успение Богоматери не обыкновенная смерть, а "конечное на ней таинство" (окончательное), т.е. такое же чудесное, как и Ее рождение и многие обстоятельства Ее жизни. Во 2-ой стихире событие рассматривается по отношению ко всему творению (Богородица, превосходя честью все творение... сегодня в руки Сына предает всесвятую душу), в 3-ей - к самому Богу Творцу - Отцу и Сыну (поэтому Она называется Невестой (Бога Отца) и Матерью Благоволения Отца - Того, в ком настолько полно благоволение Отца, - Христа). Далее уточняется значение успения для мира (4-ая стихира), Церкви (5-ая) и Самой Богоматери (6-ая). 5-ая стихира начинается призывом "приидите, празднолюбных собор". Кто такие "празднолюбные" или "празднолюбцы"? Ц.слав. "праздный" однокоренное со словом "праздник": таким образом, это любители праздников (церковных, разумеется).
Стихиры на стиховне останавливаются на связи между Успением и Боговоплощением, объясняя из последнего первое: 1-ая стихира устанавливает эту связь вообще; 2-ая рассматривает Боговоплощение в узком земном смысле, как рождение Христа от семени Давидова; 3-ья выводит из Боговоплощения значение Успения как для мира ангельского, так и для человеческого. Заключительная стихира изображает участие в погребении апостолов, ангелов и ныне всех нас. Каждый стих заключается молитвой к Богоматери спасти нас "от всякого обстояния" (т.е. опасности) и избавить "от бед души наша".
Как и подобает тропарю, тропарь Успения раскрывает сущность события, сопоставляя его с наиважнейшим служением Богоматери в Ее земной жизни - Рождением Сына Божия, и находит между ними соответствие в том, что и то, и другое совершенно выходили из границ природы, и первое обусловлено вторым: став Матерью Христа - истинной Жизни, Богородица не могла умереть, а только перейти к настоящей, вечной жизни. Через это успение Ее получает соответствующее значение и для нас - избавление молитвами Богоматери наших душ от смерти.
Тогда как все предыдущие песнопения дышат радостью о успении Богородицы как Ее воскресении к будущей жизни, стихира по 50 псалме (в приходской практике от него обычно остается первая строка "Помилуй мя, Боже"), видимо, в силу покаянного характера последнего, полна скорби. Это плач апостолов (которые "ужасом (т.е. изумлением) одержими бяху", видя Деву "простерту пр?сту", т.е. прямо лежащую на постели) у одра Богоматери в последние минуты Ее жизни.
Праздник Успения имеет 2 канона лучших творцов - свв. Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.). 1-ый канон, первого, но не будничного, а особого, "самогласного" ("самоподобного") гласа, как на Пасху и Рождество, - торжествующего и радостного, больше рассказывает о самом событии и его всемирном значении. 2-ой канон, 4-го гласа - гласа умеренной радости, которым поются каноны большинства двунадесятых праздников, больше раскрывает саму личность Богоматери в ее значении для человечества. Кондак Успения, дополняя тропарь, изображает событие в его практическом значении для нас: он подчеркивает в Богородице Заступницу, неусыпную в молитвах (какой контраст к названию праздника!), надежду ("упование"), необманчивую в защите.
Каноны заключаются светильном, который по контрасту к их радостному настрою выражает последнюю волю Умирающей и говорит только о погребении и смерти. Стихиры на хвалитех, припевающиеся к хвалитным - призывающим к прославлению Бога - псалмам, рисуют всемирность события: на славное успение Твое небеса радуются, воинства ангельские обрадовались, и вся земля веселится, "песнь Тебе исходную провозглашающи" (1-ая стихира)... Что значит "исходную"? "Исход" по-ц.слав. "выход, уход" (напр., Израиля из Египта); в переносном смысле "смерть". "Исходная песнь" - песнопение, поющееся на погребении, похоронах. Т.е. надгробное.
Как скорбь по умершему человеку будит наши лучшие чувства к нему, усиливает любовь к нему, так и воспоминание о почившей Богоматери, по мысли Церкви, воспламеняет в нас любовь к Ней. Служба Успения - это сладостные слезы любви и радость о Той, что достигла совершенного единства с Богом и осуществила цель, к которой предназначены и все мы, - об?жение.
Материалы: М. Скабалланович. Успение Пресвятой Богородиц (Киев, 2004). О. А. Седакова. Церквнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю (М., 2005).
Фотоматериалы сайтов www.solovki-monastyr.ru, www.foto.orthodoxy.ru (фото свящ. Николая Катальникова)
[1] Здесь и далее ц.слав. выражения из песнопений службы даны в кавычках (в скобках), а их русский перевод по Скабаллановичу выделен курсивом.
http://www.taday.ru/text/67313.html