itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Во успении Твоем мертвость нетленная

0
115
Время на чтение 4 минуты
Успение Пресвятой Богородицы "Успение" по-ц.слав. (у-сп-ение, сп-ать) - погружение в сон; кончина как сон - Божия милость особенно праведным и чистым христианам. Но ничья жизнь не была так непорочна и исполнена любви к Богу и людям, как Той, чью чудесную кончину (по-ц.слав. "пре-ставление" - ср. рус. "пере-ставить" - переход от жизни временной к вечности) мы в особенности называем Успением и с такой радостью и ликованием празднуем.

Ни в одной другой службе, кроме пасхальной и рождественской, мы не слышим такой неудержимой, такой торжествующей радости, когда даже скорбь, которая естественно здесь присутствует, - скорбь тихая, сладостная, смешанная с радостью о Ее воскресении и восхождении на небо.

Уже в первых песнопениях великой вечерни, стихирах на "Господи воззвах", излагается суть празднуемого события: успение Богородицы, как носительницы жизни (1-ая стихира называет Ее Источником жизни[1], превращающим могилу в лестницу к небу), как престола Божия (2-ая стихира), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо; поэтому ссобытие это вызвало радость ангелов и людей и было прославлено ими (3-ья стихира). Заключительная, на "слава, и ныне", стихира рисует всю картину Успения в основных и наиболее поразительных чертах - видимых (перенесение апостолов на облаках с разных концов земли) и невидимых (участие ангелов в погребении наряду с апостолами). Стихира живо и наглядно представляет нам служение небесных сил: они, объятые ужасом стройно предшествовали ("прекрасно же предыдяху") телу Богоматери и восклицали вышним чинам (ангельским): "Вот, пришла Всецарица Богоотроковица; снимите врата (неба) (как слишком узкие для Ее величия) и примите Ее". Форма "предыдяху" показывает, как именно ангелы шли - забегая вперед процессии, ччтобы приказать ангелам-привратникам открыть для Усопшей с особенной честью (даже снести) двери неба. Кстати, апостолы здесь названы "богоносными" буквально: от греч. the?foros - "принесенный" или "посланный Богом".

Стихиры на литии всесторонне раскрывают значение Успения и начинают (в 1-ой стихире) со значения его для апостолов: они должны были видеть, что успение Богоматери не обыкновенная смерть, а "конечное на ней таинство" (окончательное), т.е. такое же чудесное, как и Ее рождение и многие обстоятельства Ее жизни. Во 2-ой стихире событие рассматривается по отношению ко всему творению (Богородица, превосходя честью все творение... сегодня в руки Сына предает всесвятую душу), в 3-ей - к самому Богу Творцу - Отцу и Сыну (поэтому Она называется Невестой (Бога Отца) и Матерью Благоволения Отца - Того, в ком настолько полно благоволение Отца, - Христа). Далее уточняется значение успения для мира (4-ая стихира), Церкви (5-ая) и Самой Богоматери (6-ая). 5-ая стихира начинается призывом "приидите, празднолюбных собор". Кто такие "празднолюбные" или "празднолюбцы"? Ц.слав. "праздный" однокоренное со словом "праздник": таким образом, это любители праздников (церковных, разумеется).

Стихиры на стиховне останавливаются на связи между Успением и Боговоплощением, объясняя из последнего первое: 1-ая стихира устанавливает эту связь вообще; 2-ая рассматривает Боговоплощение в узком земном смысле, как рождение Христа от семени Давидова; 3-ья выводит из Боговоплощения значение Успения как для мира ангельского, так и для человеческого. Заключительная стихира изображает участие в погребении апостолов, ангелов и ныне всех нас. Каждый стих заключается молитвой к Богоматери спасти нас "от всякого обстояния" (т.е. опасности) и избавить "от бед души наша".

Как и подобает тропарю, тропарь Успения раскрывает сущность события, сопоставляя его с наиважнейшим служением Богоматери в Ее земной жизни - Рождением Сына Божия, и находит между ними соответствие в том, что и то, и другое совершенно выходили из границ природы, и первое обусловлено вторым: став Матерью Христа - истинной Жизни, Богородица не могла умереть, а только перейти к настоящей, вечной жизни. Через это успение Ее получает соответствующее значение и для нас - избавление молитвами Богоматери наших душ от смерти.

Тогда как все предыдущие песнопения дышат радостью о успении Богородицы как Ее воскресении к будущей жизни, стихира по 50 псалме (в приходской практике от него обычно остается первая строка "Помилуй мя, Боже"), видимо, в силу покаянного характера последнего, полна скорби. Это плач апостолов (которые "ужасом (т.е. изумлением) одержими бяху", видя Деву "простерту пр?сту", т.е. прямо лежащую на постели) у одра Богоматери в последние минуты Ее жизни.

Праздник Успения имеет 2 канона лучших творцов - свв. Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.). 1-ый канон, первого, но не будничного, а особого, "самогласного" ("самоподобного") гласа, как на Пасху и Рождество, - торжествующего и радостного, больше рассказывает о самом событии и его всемирном значении. 2-ой канон, 4-го гласа - гласа умеренной радости, которым поются каноны большинства двунадесятых праздников, больше раскрывает саму личность Богоматери в ее значении для человечества. Кондак Успения, дополняя тропарь, изображает событие в его практическом значении для нас: он подчеркивает в Богородице Заступницу, неусыпную в молитвах (какой контраст к названию праздника!), надежду ("упование"), необманчивую в защите.

Каноны заключаются светильном, который по контрасту к их радостному настрою выражает последнюю волю Умирающей и говорит только о погребении и смерти. Стихиры на хвалитех, припевающиеся к хвалитным - призывающим к прославлению Бога - псалмам, рисуют всемирность события: на славное успение Твое небеса радуются, воинства ангельские обрадовались, и вся земля веселится, "песнь Тебе исходную провозглашающи" (1-ая стихира)... Что значит "исходную"? "Исход" по-ц.слав. "выход, уход" (напр., Израиля из Египта); в переносном смысле "смерть". "Исходная песнь" - песнопение, поющееся на погребении, похоронах. Т.е. надгробное.

Как скорбь по умершему человеку будит наши лучшие чувства к нему, усиливает любовь к нему, так и воспоминание о почившей Богоматери, по мысли Церкви, воспламеняет в нас любовь к Ней. Служба Успения - это сладостные слезы любви и радость о Той, что достигла совершенного единства с Богом и осуществила цель, к которой предназначены и все мы, - об?жение.

Материалы: М. Скабалланович. Успение Пресвятой Богородиц (Киев, 2004). О. А. Седакова. Церквнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю (М., 2005).

Фотоматериалы сайтов www.solovki-monastyr.ru, www.foto.orthodoxy.ru (фото свящ. Николая Катальникова)



[1] Здесь и далее ц.слав. выражения из песнопений службы даны в кавычках (в скобках), а их русский перевод по Скабаллановичу выделен курсивом.

http://www.taday.ru/text/67313.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.02.2023 20:13
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Виктор
05.02.2023 15:08
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:15
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:10