Талабские острова

0
982
Время на чтение 8 минут
Талабские острова
Талабские острова
Три маленьких клочка земли посреди вод Псковского озера - Талабские острова. Один из них, остров Талабск (Залит), полностью застроен от берега до берега; на другом, острове Верхнем (имени Белова), - небольшая деревенька; третий, Талабенец, безлюден и гол, размером не больше футбольного поля. Здесь издавна живут лишь рыбаки да птицы. Раньше на острова регулярно ходила "Ракета" из Пскова. Два года назад рейс отменили. И хотя до островов теперь добраться не просто, люди все равно едут сюда: кто - отрешиться от сутолоки городской жизни и глотнуть свежего воздуха, кто - укрепить дух свой, напитаться терпением и любовью, с новой силой ощутить благодать веры, так необходимые нам.

На перекрестье истории

Название свое получили Талабские острова будто бы по имени первопоселенца Тала - рыбака из племени чудь. Исследователи полагают, что острова были заселены уже в XI веке. Главным - и единственным - занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу - знаменитый псковский снеток - отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям (а их когда-то на островах было до 5 тысяч человек) этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.

Выходили на ловлю в лодках особой конструкции: "троенка" (так называли лодку, потому что мастерилась она всего за три дня) никогда не переворачивалась, что давало возможность рыбачить в любую погоду.

Кстати, известно, что отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине "Антихрист": "С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править".

Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали от неспокойных соседей, покушавшихся на земли русские. Здесь в 1581 году укрывались псковские крестьяне со своим имуществом во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до островов, воины польского короля людей, однако же, не нашли - лишь домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться по льду в Гдов.

А в 1703 году на острова напали шведы и сожгли Петропавловский монастырь, что на острове Верхнем. Монахи, правда, от супостатов не пострадали, ушли по подземному ходу под церковью, выход из которого, как говорят, есть где-то на Досифеевой горке.

В гражданскую смуту начала XX столетия из жителей островов был сформирован целый полк численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919-1920 годов Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега - красными частями, а с левого - своими бывшими союзниками - эстонцами. До самой весны тела талабцев находили вмерзшими в лед.

Для установления советской власти на островах большевистским правительством были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в Залит, а Верхний - в Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то новонавязанными.

Остров надежды

Остров Верхний
Остров Верхний
Остров Верхний - самый большой по площади среди Талабских островов. Правда, рыбаки здесь почти не жили: остров был покрыт густым лесом. Такие уединенные и дикие места издавна привлекали русских иноков. И в 1470 году на острове преподобным Досифеем Верхнеостровским, учеником преподобного Евфросина Псковского, начальника всех псковских пустынножителей, был основан мужской монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Братия монастыря, вероятно, была малочисленной, и в 1584 году была приписана к Псково-Печерскому монастырю.

В 1703 году монастырь пострадал от шведов, но после шведского разгрома простоял в развалинах недолго: уже в 1710 году иеромонах Псково-Печерского монастыря отстроил его заново. Во времена Екатерины Великой, в 1764 году, монастырь, как и многие другие, был упразднен, храм же его превращен в приходскую церковь. В подземелье церкви, как раз под алтарем, под спудом лежат святые мощи основателя монастыря - преподобного Досифея.

Храм каменный, крепкий. Но время и большевистское лихолетье сделали свое дело: храм нуждается в ремонте. Лет 25 назад по церковному двору запросто разгуливало немногочисленное местное коровье стадо. Сейчас в храме бывшего Петропавловского монастыря вновь служат Господу. Священник храма, отец Сергий, служит здесь по благословению старца Николая Гурьянова с 2000 года. Приход у него небольшой - половина населения острова (сейчас на острове проживает всего 38 семей). Отец Сергий живет надеждой с Божией помощью отремонтировать храм и восстановить обитель. На восстановление храма и возрождение обители нужны, безусловно, денежные средства. И пожертвования православных идут. Но, по словам отца Сергия, "не деньги главное, все дело в людях...".

Отец Сергий приглашает всех желающих приехать на остров потрудиться во славу Божию: "Материальная помощь, конечно, нужна, но если не будет людей, не будет тех, ради кого все это делается, тогда все будет лишено всякого смысла. Приехали бы, потрудились бы православные, каждый по мере своих сил. Но самое главное и действенное во всем - это общая молитва".

Восстановление храма незримо меняет облик острова, воздух насыщается благодатью, которую ощущает каждый вновь прибывший в эти места земли псковской.

И верится, что надеждам отца Сергия с Божией помощью дано будет осуществиться.

Остров веры и любви

Остров Талабск
Остров Талабск
Духовный центр островов Псковского озера - остров Талабск и его Никольский храм. Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 годах словами, что одно пустое дворовое место "под церковку подошло". Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске.

Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.

В 1842-1843 годах при храме был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери "Одигитрии" Смоленской в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину Никольского храма явилась во сне Смоленская икона Божией Матери с повелением: "Обнесите Меня с крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится". В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.

В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но богослужения совершаются только в Смоленском приделе.

Протоиерей Николай Гурьянов
Протоиерей Николай Гурьянов
Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, прозорливец и светлого духа старец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны.

Отец Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в старой купеческой благочестивой семье. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: "Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: "Какой ты счастливый, что с Господом..."".

В 1930-х годах отец Николай Гурьянов прошел тернистым путем исповедников и новомучеников Российских: в 1929 году он, тогда ленинградский студент, был арестован за то, что на собрании выступил против закрытия одного из близлежащих храмов. Далее последовали лагеря и ссылка, но именно тогда, во время тяжких испытаний, он встретил немало подвижников православной веры, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Церкви.

Начало пастырского служения отца Николая Гурьянова совпало с Великой Отечественной войной. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), а 15 февраля 1942 года стал священником.

Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К талабскому старцу ехали и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. И он, по воспоминаниям посещавших его, "каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий". И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека - "хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры - признаки приближающегося Второго пришествия", что нужно "радоваться и молиться", радоваться тому, что "Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость". Матушка Елисавета, настоятельница Спасо-Елеазаровского псковского монастыря, вспоминала: "Батюшка своей любовью всегда умел всех людей соединить. Вот
У могилы старца Николая
У могилы старца Николая
это, наверное, самая драгоценная черта и самое знаменательное свойство великого старца. И по этому определяется его высота, величие его духа, что он действительно объединял всех в единое своей любовью и всем внушал эту любовь". А еще отец Николай учил смирению: "Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини".

Пять лет назад, 24 августа 2002 года, отец Николай отошел ко Господу. Тогда еще живой архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: "Не плачьте! Теперь отец Николай у престола небесного за нас молится".

Не стало батюшки, советчика и утешителя, но православные все так же едут на остров, чтобы, поклонившись его могиле, затеплив свечу перед чудотворной иконой Божией Матери в храме, помолившись, обрести новые духовные силы, укрепиться в любви и вере.

Остров покоя

Остров Талабенец - самый маленький из островов - безлюден и гол. Но именно здесь, сидя на каменистом берегу и смотря на уходящие за горизонт воды Псковского озера, на серое низкое небо над ним, открывается вся истинность простой и неброской красоты. И вспоминается поговорка оптинского старца Амвросия: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного", которую любил повторять отец Николай Гурьянов.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070824121955
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Кузнецова
Все статьи Надежда Кузнецова
Последние комментарии
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Кузьма Прутков
04.11.2024 10:05
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44