Особые задачи по охране Центрального промышленного района страны накладывают отпечаток на проведение боевой подготовки в объединении. На протяжении последних пяти лет в ежегодную программу боевой учебы командующий КСпН генерал-полковник Юрий Соловьев (на снимке) вносит дивизионные, корпусные и даже армейские тактические учения, в которых помимо зенитных ракетных полков задействуются радиотехнические подразделения, самолеты истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации.
Управление боевыми стрельбами зенитных ракетных полков при этом осуществляется только в автоматизированной системе управления с командных пунктов дивизий. Таким образом, с высокой эффективностью на полигоне моделируется точно такой же алгоритм боевой работы ПВО, как при отражении вражеского налета. Ну а уровень активных и пассивных помех, которыми авиация КСпН на полигоне традиционно "давит" зенитные ракетные и радиотехнические войска, сравним с тем, который был во время войны в Югославии и Ираке.
- На войне не будет никаких поблажек, поэтому и на учениях их быть не должно, иначе людей воевать не научишь, - считает генерал-полковник Юрий Соловьев.
В преддверии 53-й годовщины образования войск КСпН он рассказал о боевой учебе и проблемах крупнейшего в Военно-воздушных силах объединения.
- Товарищ командующий, в начале августа на полигоне Ашулук Астраханской области состоялось дивизионное тактическое учение с боевой стрельбой, которое традиционно прошло в комплексе с авиационной составляющей - группировка ПВО воевала с ударной авиацией.
- В ходе учения разыгрывалось несколько тактических эпизодов. Вначале два зенитных ракетных полка, вооруженных системой С-300, и радиотехнический полк подмосковного соединения ПВО, которым командует генерал-лейтенант Хаджибикар Укуров, были перебазированы в новый позиционный район (полигон Ашулук) и заступили на боевое дежурство. Затем оборонительной группировке ПВО, в которую помимо ЗРВ и РТВ вошел истребительный авиационный полк полковника Константина Шатайло, была поставлена задача отразить налет воздушного противника, который действует под прикрытием активных и пассивных помех.
Под заслоном постановщика помех - самолета Ан-12 и двух вертолетов РЭБ Ми-8СМТ - позиции группировки начинают разведывать самолеты Су-24МР. Они передают данные о целях бомбардировщикам Су-24М
и фронтовым истребителям МиГ-29, которые спешат нанести тактические удары по наземным объектам. После отражения первых ударов "бомберов" и прикрывающих их фронтовых истребителей к нанесению имитированных ударов по полкам ЗРВ и РТВ присоединяются и истребители Су-27. Только представьте: с разными временными интервалами в небе над полигоном находилось 26 самолетов, которые атаковали позиции войск ПВО, - зрелище, поистине достойное восхищения.
Маневрирующие на малой высоте самолеты зенитные ракетные войска обнаруживали на минимальных границах поражения - в нескольких десятках километров. Однако боевые расчеты полков, которыми командуют полковники Сергей Шамшин и Юрий Фофонов, успевали их захватить и условно уничтожить.
Проведя тактическое бомбометание, Су-24М и Су-24МР совершили посадку на запасных аэродромах. После дозаправки и подвески боеприпасов самолеты ушли на свои полигоны, где уже боевыми снарядами отработали по наземным целям.
А истребители Су-27 прямо на полигоне Ашулук успешно уничтожили шесть воздушных мишеней, а затем перебазировались на место постоянной дислокации.
Ну а венцом учения для ЗРВ и РТВ стали боевые стрельбы по баллистическим ракетам-мишеням. Восемь целей были запущены с минимальными интервалами. И бой продолжался всего 1 минуту 18 секунд. За этот короткий промежуток времени все мишени были уничтожены, хотя один из полков - кадрированный - не выполнял боевые стрельбы уже четыре года.
Хочу отметить работу специалистов РТВ полковника Юрия Скрипко. На всех этапах маневров управление войсками происходило в автоматизированном режиме. Чтобы как можно раньше обнаружить противника, радиотехнический взвод выдвигался с основной позиции на запасную - на направление вероятного удара. По системе связи - каналам выдачи и приема информации данные о противнике передавали на КП радиотехнического полка, а затем - на КП дивизии. Оттуда командир дивизии генерал-майор Анатолий Алисов координировал действия зенитных ракетных войск.
На минувшей неделе отлично отстрелялись на полигоне, уничтожив все цели, боевые расчеты зенитных ракетных полков, которыми командуют полковники Александр Каленик и Константин Агиенко. А через несколько дней зенитному ракетному полку, которым командует полковник Игорь Воеводский, предстоит серьезное испытание. Боевые расчеты полка будут представлять ЗРВ ВВС России на заключительном этапе учения стран - участниц Объединенной системы ПВО СНГ "Боевое содружество-2007", которое по традиции состоится на полигоне Ашулук. Не сомневаюсь, что наши ракетчики справятся с учебно-боевой задачей.
- В начале августа в подмосковном зенитном ракетном полку КСпН на боевое дежурство заступили первый в ВВС России зенитный ракетный дивизион и командный пункт, оснащенные новейшей зенитной ракетной системой С-400 "Триумф".
- С удовольствием отмечу, что это знаковое событие не только для КСпН и ВВС, но и для всех Вооруженных Сил России. Помимо того, что это будет первый зенитный ракетный полк ВВС постоянной готовности, он еще и сможет совместно с Космическими войсками выполнять задачи противовоздушной и противоракетной обороны Москвы.
В середине июля на полигоне Капустин Яр были проведены его успешные испытания. Цели были довольно сложными, одна летела со скоростью 2.800 метров в секунду. Это показывает, что С-400 может работать по баллистическим целям в ближнем космосе. Вторая баллистическая цель была запущена на высоту 56 километров. Сбить ее - это почти то же самое, что найти карандаш в стоге сена. И тем не менее и она была уничтожена.
Хотел бы пару слов сказать о командире этого полка - гвардии полковнике Валерии Филиппове. Это хорошо подготовленный, не раз достойно показавший себя на полигоне ракетчик. В 2005 году гвардейский зенитный ракетный полк, которым командовал гв. полковник Валерий Филиппов, был признан лучшим по несению боевого дежурства в войсках КСпН. А незадолго до этого, будучи начальником штаба другого полка, он спас Боевое знамя части. Получил химические и термические ожоги легких и бронхов, но полк не опозорил. Командовать первым полком постоянной готовности - это ли не достойная награда для мужественного офицера!
Очень хочется привести этот полк к "нормальному бою" не только в техническом и кадровом плане, но и во всех других отношениях. Сделать так, чтобы, кроме современного военного городка и лучшим образом оборудованных позиций, все ракетчики получили жилье и достойное денежное довольствие.
Сейчас в полку отремонтировали общежитие для молодых офицеров. Осталось обставить его мебелью. Подготовлена проектная документация на 108-квартирный дом. И уверен, что уже в следующем году он будет построен рядом с управлением полка.
- Вы начали говорить о составляющей, без которой даже имеющая на вооружении новейшую технику группировка противовоздушной обороны не будет отвечать современным требованиям. Это социальные условия службы и проживания офицеров и членов их семей. В войсках КСпН проблема с размещением военнослужащих еще несколько лет назад стояла довольно остро. Большое количество бесквартирных, невозможность отселения уволенных в запас военнослужащих из закрытых военных городков, ветхий жилой и служебный фонд, построенный еще Берией.
- На протяжении многих лет мы пытаемся решить проблему ветхого жилого и служебного фонда зенитных ракетных частей. Пятьдесят шесть жилых городков подмосковного соединения ПВО построены еще в пятидесятые годы! Дома деревянные, в большинстве удобства на улице, и это в двадцать первом-то веке!
Три года назад мы приняли волевое решение, которое поддержали и главком ВВС, и министр обороны России, - из пятидесяти шести городков передислоцироваться в пятнадцать, но сделать их базовыми, с соответствующей системой жилищно-коммунального хозяйства. Где необходимо построить новые дома со всеми удобствами, школы и детские сады. Ну а на позиции дивизионов военнослужащих развозить автотранспортом.
За это время мы проделали огромный объем работ. Восстанавливаем инфраструктуру когда-то сокращенных и фактически брошенных баз: жилищный и казарменный фонд, хранилища, а зачастую все это приходится отстраивать, как говорится, с нуля. Кроме того, для отселения из базовых городков военнослужащих и членов их семей, которые, как принято сейчас говорить, утратили связь с Минобороны, используем государственные жилищные сертификаты. А освободившееся жилье переводим в разряд служебного и обеспечиваем квартирами действующих ракетчиков.
Вот только передислокация ракетчиков и их семей происходит исключительно за счет денежных средств, выделяемых КСпН, которых катастрофически не хватает.
В отличие от переводимых на контрактный принцип комплектования частей и соединений сил общего назначения, где средства на создание необходимой инфраструктуры предусмотрены Федеральной целевой программой, приходится надеяться только на собственные резервы.
А ведь суть нашей программы не только в смене позиций, но и жилых городков. А это дополнительные средства на переезд, развитие инфраструктуры, обустройство. Поэтому честно скажу, разрываемся: и перевооружение, и переселение... Сейчас идем с отставанием на два года. И на сегодняшний момент из 11 военных городков ушли только в 2 базовых. Чтобы завершить программу, потребуется еще 6 миллиардов рублей. Надеюсь, что в течение нескольких лет обязательно реализуем наш замысел.
А вообще, считаю, что пора к государевым людям относиться по-государеву. Кроме обеспечения жильем, необходимо увеличить в разы оклады денежного содержания и обеспечить социальной защитой. Обидно, что командир корпуса ПВО в звании генерал-лейтенант получает 17 тысяч рублей - немногим больше, чем рядовой в контрактной дивизии.
Уверен, в ближайшие несколько лет ситуация должна измениться коренным образом. Совершенствование системы противовоздушной обороны после почти двух десятилетий застоя сегодня только начинается. А ведь надежная система ПВО, способная отразить удары противника, особенно в начале войны, создает не только благоприятные условия для вступления в войну Вооруженных Сил, но и дает стране возможность более организованно перестроиться на военные рельсы. Георгий Константинович Жуков сказал это шестьдесят лет назад. Считаю, что смысл этих слов сегодня актуален, как никогда прежде.
http://www.redstar.ru/2007/08/18_08/1_02.html