Невозможно представить и армию, и войну без армейской авиации. Ни одно масштабное учение Сухопутных войск не обходится без поддержки "вертушек". Наш, кажется, вечный боевой вертолет Ми-24 и в Афганистане, и в Чечне сотни раз дарил надежду десантникам и пехоте в самых безнадежных, катастрофических ситуациях. А сколько раненых, рискуя собой, вывезли с поля боя вертолетчики, на которых на войне все мы не раз были готовы молиться!
Но не так опасались вражеских снарядов и ракет прошедшие практически все "горячие точки" военнослужащие полковника Бондаренко, как уже который год подряд с болью в сердце ожидают наступления холодов на месте постоянной дислокации. Здесь не понаслышке знают, что такое в лютые морозы оставаться без тепла. Побеждая на войне, люди вынуждены выживать в родном городке.
В 1992 году отдельный вертолетный полк выводят из Германии под Вязьму, в местечко, где после Великой Отечественной войны дислоцировалась летная школа. Тогда по российско-немецкому договору для авиаторов был построен комфортабельный жилой городок. Но вся служебная инфраструктура - штаб, казарма, ремонтная зона, автопарк и линии коммуникаций к ним, построенные еще в начале пятидесятых годов, - осталась прежней, военные объекты для выводимых российских войск немцы не строили.
В 2002 году полк посетил командующий в то время войсками Московского военного округа генерал армии Иван Ефремов. Оценив аварийное состояние старых строений, он поставил задачу сопровождавшей его окружной комиссии тыла - провести ремонт ветхих служебных зданий и сооружений. Но начавшаяся спустя некоторое время реконструкция полковой инфраструктуры уже к лету 2003 года была свернута.
- В 2002-м хоть как-то удалось сдвинуть дело с мертвой точки, - говорит полковник Сергей Бондаренко. - Тогда на ремонт были выделены значительные суммы, определен подрядчик - Смоленская УНР, рабочие которой выполнили капитальный ремонт большей части здания столовой. Приступили к ремонту казармы. Но как только летом 2003 года началась передача армейской авиации из состава Сухопутных войск в Военно-воздушные силы, финансирование и соответственно все работы по проекту были свернуты.
В декабре 2003 года отдельный вертолетный полк вошел в состав 16-й воздушной армии Командования специального назначения ВВС. Но по линии квартирно-эксплуатационного обеспечения часть почему-то осталась на довольствии в Московском военном округе, а именно в КЭЧ Ельнинского района. С того времени, как, впрочем, и за всю более чем полувековую историю, капитальный ремонт полковой инфраструктуры так и не был проведен.
Каждую зиму, не выдерживая низких температур, в части лопаются прогнившие за пятьдесят лет эксплуатации трубы наземной теплотрассы. Из-за этого в зданиях размораживаются батареи и температура в помещениях редко поднимается выше десяти-четырнадцати градусов по Цельсию. Но не то чтобы заменить, нормально утеплить изношенные трубы никак не удается, ведь для этого требуется около 140 тысяч рублей - "огромные" по нынешним временам деньги, которые командование части не один год безрезультатно пытается получить в своей КЭЧ.
- В этом году утеплили трубы опилками, - говорит заместитель командира полка по воспитательной работе, кавалер трех боевых орденов подполковник Юрий Гераськин. - Пока держимся...
В автопарке с 1993 года отсутствуют вода и отопление. В служебных помещениях на аэродроме также нет воды. Сгнившие от времени трубы водоводов не выдерживают давления. Поэтому изо дня в день воду для технических нужд приходится завозить цистерной. К слову, ни на одном объекте полка нет горячей воды. Здесь это считается роскошью. Пользоваться ею могут только солдаты в казарме, куда командованию части удалось поставить электрический нагреватель.
Расположенная в здании штаба на третьем этаже казарма - единственное помещение, в котором в 2003-м строители сделали текущий ремонт. Меж тем оставшиеся два этажа, на которых располагаются служебные помещения командования полка и различных служб, требуют уже не текущего, а капитального ремонта. Из подвала штаба ежегодно кубометрами откачивают грунтовые воды. А электропроводка постоянно выходит из строя и не соответствует требованиям Энергонадзора. Иными словами, в любой момент может произойти замыкание и штаб полыхнет.
В аварийном состоянии находятся система канализации и пять электроподстанций 1952 года постройки, которые обеспечивают городок электроэнергией и из-за перегрузок в сети периодически отключаются. Капитального ремонта требует учебный корпус - здание 1949 года постройки, в котором постоянно протекает крыша.
- Делаем своими силами все, что можем, - делится командир полка, - в основном ограничиваемся косметическим ремонтом помещений, восстановлением размораживающихся каждую зиму батарей да утеплением теплотрассы. Причем местные власти помогают нам стройматериалами даже чаще, чем Министерство обороны.
- Для подготовки к зиме со склада Ельнинской КЭЧ я получил лишь стекла для оконных рам, - вступает в разговор заместитель командира полка по тылу подполковник Виктор Пуцыкин. - Уже не говорим о краске, досках или кирпиче. Где нам брать утеплители для окон и дверей, задвижки, краны, проводку?.. А о такой роскоши, как цемент, даже и мечтать не приходится! Хотя именно цемент требуется нам больше всего. Ведь половина всех наших построек из шлакоблоков. Они постоянно разрушаются. Последний пример - в караульном помещении обвалилась стена, и лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Но в план капитального строительства на будущий год полковые объекты опять не попали - для решения наших проблем средств нет.
- Я хорошо понимаю, что в ВВС нам не могут помочь юридически - ну не стоим мы у них на квартирно-эксплуатационном обеспечении, - добавляет полковник Сергей Бондаренко. - А у Сухопутных войск мы выступаем в роли пасынков - так уж вышло, что нас финансируют по остаточному принципу. Ведь у любого командира голова в первую очередь болит за свои части...
- Обидно, - сетуют пилоты полка. - Только в этом году мы несколько раз участвовали в масштабных тактических учениях, на которых огнем поддерживали танки, пехоту, высаживали десант. Так почему же Сухопутные войска отказываются нас поддержать?
В начале октября этого года командир полка письменно обратился за помощью к командованию войск Московского военного округа. Вскоре пришел ответ, что "в плане подготовки объектов к зиме полку будет оказана помощь". Зима наступила, однако воз, как говорится, и ныне там.
Получается, что аварийные теплотрассы и электроподстанции, разваливающиеся на глазах ветхие строения и есть те самые "тяготы и лишения воинской службы", которые каждый из нас обещал "мужественно преодолевать", принимая присягу? Но поверьте на слово, что тягот, выпавших на долю военнослужащих отдельного вертолетного полка только за две чеченские кампании, было более чем достаточно.
Сложившимся положением дел военнослужащие уже доведены до отчаяния.
- Дайте нам строительные материалы, мы сами готовы выступить в роли строителей, - говорят офицеры.
К сожалению, вышеозначенные проблемы в той или иной мере характерны и еще для двух отдельных вертолетных полков, также вошедших в декабре 2003 года в состав 16-й воздушной армии КСпН, но на квартирно-эксплуатационном обеспечении оставшиеся в частях Московского военного округа. Ситуация действительно критическая. И выход видится только один - поставить полки на соответствующее довольствие в квартирно-эксплуатационные части, подчиняющиеся Военно-воздушным силам, устранив тем самым межвидовое противоречие. Ведь если оставить ситуацию без изменений, то тогда дожидаться реализации плана капитального строительства объектов служебной инфраструктуры военнослужащим полка придется еще не один год.
http://www.redstar.ru/2006/11/21_11/2_01.html