Битва "ученых" с "клерикалами" не состоялась: в Петербурге обсудили "письмо десяти"

"Мы не рассчитывали на какой-то резонанс. Мы просто озвучили собственную позицию", - сообщил 8 августа один из авторов "письма десяти", доктор физико-математических наук Евгений Александров во время встречи с журналистами в Петербурге. "Лично я не верю, что из этого конфликта что-то серьезное может выйти", - сказал академик.

Представитель Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Сорокин также не выразил желания "воевать" с учеными. По словам отца Александра, "превращение Церкви в идеологическую составляющую государственного аппарата - это очень опасно, и в самой Церкви многие этого очень не хотят".

Как известно, в конце июля группа российских ученых направила открытое письмо президенту РФ. В нем академики возмущаются "все возрастающей клерикализацией российского общества" и "активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни" (Link). По их мнению, Россия движется по пути к клерикальному государству, а Православная Церковь всеми средствами пытается навязать обществу религиозность - в частности, с помощью введения в курс школьной программы уроков православной культуры. Текст подписали видные деятели науки, в том числе лауреаты Нобелевской премии, физики Жорес Алферов и Виталий Гинзбург, на что автоматически отреагировали СМИ, - превратив "письмо академиков" в один из самых популярных сюжетов этого лета.

Итак, неужели в России началась война религии с наукой? Действительно ли можно говорить об "экспансии РПЦ", неоправданно активном вмешательстве Церкви в дела государственной важности? 8 августа эти вопросы обсуждали в петербургском пресс-центре ИА "Росбалт". Тема "круглого стола" была обозначена так: "Дело" академика Гинзбурга: российские ученые против клерикалов".

На роли принципиальных оппонентов пригласили одного из "подписантов" обращения - доктора физико-математических наук, академика Евгения Александрова, и председателя Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, протоиерея Александра Сорокина. Вторым представителем Церкви в президиуме был сотрудник епархиального Отдела по делам молодежи, Сергей Волобуев. Остальные спикеры - ученые, журналисты, политики - были призваны озвучить позицию светского сообщества.

Однако запланированная "битва" "клерикалов" с "атеистами" не состоялась.

Реплики, прозвучавшие с обеих сторон, были не столь уж противоречивыми. Практически все выступавшие заявили, что превращение Церкви в идеологическую "надстройку" государственного аппарата недопустимо. Более того, "клерикалы" сообщили, что не претендуют на монополию ни в общественной жизни, ни в культуре.

"В нашем многосоставном обществе невозможно доминирование какой-либо одной мировоззренческой системы. Естественнонаучное знание и знание богословское, в основе которого лежит духовный опыт, имеют равное право на существование", - сказал Сергей Волобуев.

В то же время, как заметил референт петербургского филиала ОВЦС МП, священник Владимир Хулап, инициатива участия Церкви в общественной жизни сегодня исходит не столько от Церкви, сколько от самих светских организаций: "Мы постоянно завалены приглашениями на различные светские мероприятия, и до 90 процентов из них мы оставляем без ответа, так как у нас нет такого количества людей, чтобы их всюду посылать".

Выраженное столкновение взглядов было заметно лишь при обсуждении участия Церкви в системе государственного образования. В частности, возможного введения курса "Основ православной культуры" в российских школах.

"Мы считаем, что навязывание - именно навязывание в форме откровенной пропаганды - людям догм сегодня отравляет общественный климат, а не создает условие для духовности", - заявила председатель петербургского регионального отделения политической партии "Гражданская Сила" Светлана Забеляева.

"Я негативно отношусь к попытке проникновения Церкви в систему государственного образования. Вместо преодоления духовного кризиса введение нового предмета обрекает россиян на духовный раскол", - сообщил ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского общественного молодежного движения "Оборона" Дмитрий Избицкий, и рассказал о случаях протестов верующих неправославных конфессий и атеистов против введения ОПК в школах Брянской, Калужской и Смоленской областей.

В то же время, протоиерей Александр Сорокин подчеркнул, что "речь может идти о культурологическом предмете". "У истоков российской культуры в любом случае стоит Православие, и такой предмет нужен. Но, конечно, он не должен преподаваться в той форме, в которой преподавался Закон Божий в России до 17-го года - к чему это может привести, хорошо известно. Я считаю, что именно навязывание Церкви обществу стало одной из многих причин революции".

В целом, участники встречи не только вежливо обращались друг к другу, но и проявляли явную заинтересованность в позициях собеседника. Как заметил отец Александр, "иногда со стороны Церкви раздаются голоса раздражительные и неадекватные". В то же время, по его словам, "замечательно, что ученые мужи начали диалог на таком культурном уровне, - его необходимо продолжать".

Перспективу для диалога обозначила заведующая кафедрой религиоведения Философского факультета СПбГУ, Марианна Шахнович: "Пора перейти от споров о формальных вещах к содержательному разговору. Например, о том, как обеспечить социальный статус выпускникам духовных учебных заведений, дипломы которых на сегодняшний день не признаются большинством госучреждений. А то сейчас у нас доктор теологии даже библиотекарем не может устроиться".

http://news.aquaviva.ru/news.php?readmore=470
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анастасия Коскелло:
Все статьи автора
"Гинзбург против Православия"
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 7
01.11.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 6
29.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 5
25.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 4
21.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 3
18.10.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Всё более разрушительным становится поведение протестующих
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-06-05 05:19
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-06-05 04:44
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-06-05 04:08
Путин — это наше национальное достояние
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-06-05 03:32
Новые ханы-гиреи и наша победа
Новый комментарий от РомКа
2020-06-05 03:09
Анна Кузнецова: «Данных ужасов наши семьи больше не увидят»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-05 01:29