«Он всегда всех жалел»

0
1338
Время на чтение 9 минут

Источник: BLACK-N-WHITE.PRESS

Воспоминаниями о своём друге, протоиерее Всеволоде Чаплине (+26.01.2020) делится иеромонах Никон (Белавенец), клирик московского храма Святой Живоначальной Троицы у Салтыкова моста.

Всеволод Чаплин в юности. Фото из архива иеромонаха Никона (Белавенца).

— Отец Никон, Вы помните, как познакомились с будущим отцом Всеволодом?

— Это был 1984-ый или 1985-ый год. Троице-Сергиева Лавра, на площади полно народу, все ждут появления на балконе патриарха Пимена. И вот ко мне подошёл юноша небольшого роста, щупленький, и сказал своим характерным заикающимся голосом: «П-п-простите, В-вы ип-подьякон митроп-полита П-питирима?» (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926-2003), в 1963-1994 гг – председатель Издательского отдела Московской патриархии- прим.ред.). Я ответил «да», и так завязался наш разговор. Меня поразило, как этот мальчик ориентируется в церковной тематике. Тогда молодёжи церковной было очень мало, мы все друг друга знали, и очень ценили каждое новое лицо… В 86-м году меня исключили из института и я «загремел» в армию. Вернулся – а Севка уже иподьякон, уже работает в Издательском отделе. Я как-то возревновал даже. Но потом я с ним подружился. Я вернулся тоже к иподьяконству, мы вместе прислуживали владыке Питириму, вместе поступили в семинарию в 88-м году.

— Как Вы считаете, какова была роль митрополита Питирима в жизни отца Всеволода?

— Владыка, конечно, сыграл огромную роль в жизни всех нас, кто служил у него. Понимаете, для нас общение с владыкой Питиримом и та среда, которая была вокруг него, были окном в настоящую русскую культуру. Мне кажется, нас поэтому практически и не захватило диссидентство. Мы ведь много общались с диссидентами, — особенно Сева. Насколько я вижу, в диссиденты многие люди тогда попадали от духоты. От того, что в обществе в буквальном смысле дышать было нечем. Но конкретно для нас с Севой Издательский отдел владыки был тем местом, где мы дышали. Там, — до 91-го года, по крайней мере, — была атмосфера полной духовной свободы. Большинство сотрудников у нас были людьми с высшим светским образованием. Потом, мы постоянно встречались там с интересными, образованными людьми. У нас тогда были так называемые редакционные среды. То есть, каждую среду у нас было в отделе какое-то культурное событие. Или владыка приглашал в гости какого-то интересного человека, или мы все вместе смотрели какой-то интересный фильм и потом обсуждали его.

Всеволод Чаплин в молодости. Фото из архива иеромонаха Никона Белавенца.

— Про владыку Питирима много писали негативного – будто он был агент КГБ, и у вас там был чуть не филиал компартии.

— Это просто смешно, чушь собачья. Конечно, мы регулярно писали в церковных изданиях о том, как у нас прошла какая-то конференция «в нужном духе», принимали всяких иностранных гостей… Но это было позднесоветское время, и все всё понимали, в том числе и те иностранные гости. Мы надо всем этим советским официозом постоянно смеялись. Мы шутили про советскую власть совершенно открыто. Помню, как все в шутку спорили, как правильно снимать прослушку с редакционного телефона. Что-то вроде снять трубку и набрать одну цифру…

— А как происходил отбор сотрудников? Насколько я понимаю, отец Всеволод в ваш отдел буквально с улицы пришёл.

— Да, у нас почти все были вот так с улицы. Кого-то подбирал сам владыка – как меня с моим приятелем. Мы подошли к нему в Богоявленском Елоховском соборе под помазание, и он спросил, не хотим ли мы быть иподьяконами.

— Всеволод как-то отличался от остальных иподьяконов?

 — Он был самый дружелюбный, самый контактный. Григорий Алфеев, нынешний митрополит Иларион, например, тоже был в кругу митрополита Питирима, — он служил алтарником. Но он был (и есть) такой, что ли, сдержанный. «Привет, как дела?» — «Хорошо, нормально». Общения такого тесного у нас с ним не было. А Сева был общительный и какой-то очень отзывчивый. Я помню, 89-ый год, весна, Великий пост, и у меня первая Пасха после армии. А я попадаю с жутким пищевым отравлением в больницу. Состояние отвратительное, настроение ужасное – я так ждал Пасхи на свободе… И всего два человека из всего иподьяконского корпуса меня тогда навестили, один из них Сева. Я так обрадовался, когда увидел эту знакомую фигуру в синем костюмчике и с дипломатом (в котором было две бутылки вина!). Мы тогда очень хорошо провели время!

— Как Вы думаете, почему он не женился, не стал обычным женатым священником?

— Мне кажется, что в молодости он просто об этом не думал. Мы, церковная молодёжь призыва 80-х годов, настолько были погружены в церковную жизнь, что, по большому счёту, ничего другого для нас не существовало. Мы проводили в Издательском отделе дни и ночи. Когда Сева перешёл в ОВЦС, там было то же самое.  И мы были счастливы, нас это захватывало. Нам больше ничего было не нужно.

Иеромонах Никон (Белавенец) и священник Всеволод Чаплин, 23 апреля 1992 года (день хиротонии иеромонаха Никона). Фото из архива иеромонаха Никона.

— Вы упомянули «церковную молодёжь призыва 80-х». Правда ли, что у вас всех было что-то общее? Что вас всех объединяло?

— Нас объединяло то, что мы пришли в Церковь из нерелигиозных семей, и пришли осознанно. И то, что мы пришли в гонимую Церковь. Нам поэтому не понять многих проблем современных священнослужителей – того, что они называют «выгоранием». Они печалятся, что им не хватает на новую машину, на отпуск в Египте. А мы были счастливы просто тем, что мы можем служить. Мы ведь застали священников, которые прошли лагеря. Мы знали, какие бывают в жизни трагедии. И ещё у нас не было никакой партийности. Сейчас ведь, знаете как – с этим не общайся, потому что он либерал, с этим тоже – он жидомасон… Когда мы были молодыми, ничего такого не было. Мы знали, что мы все вместе в Церкви, а остальное – неважно. Конечно, были люди более либеральных и более консервативных взглядов, были какие-то шутки, — кто-то над кем-то подтрунивал. Но такого, как сегодня, чтобы вообще с человеком из другого «лагеря» не общаться – такого не было. Отец Всеволод всегда общался со всеми. Он не делил людей на группы. Это особенно ярко проявилось на его похоронах, когда у его гроба стояли люди самых разных взглядов. Там рядом стояли, например, такие люди, как профессор Владимир Мау и полковник Квачков…

— Что, на Ваш взгляд, было самым позитивным качеством отца Всеволода?

— Открытость, умение видеть человека, а не внешнюю мишуру. Он старался в каждом человеке видеть что-то хорошее, никого не отталкивал. Он не терпел, чтобы ему ставили ультиматумы, с кем общаться – с кем нет. Он никогда не смешивал собственно человека и его общественную позицию. Он мог не принимать позиции, но принимать человека. Показательный пример – с Маратом Гельманом. Многие консерваторы тогда крутили у виска, говорили отцу Всеволоду, что нельзя вступать в общение с подобными людьми. Я тоже спросил его, что это значит, Гельман же – сволочь законченная. А он мне отвечает: «Ну не скажи. Я считаю, что он не потерян для Царствия Божия». А в 12-м году к нему вообще Навальный приезжал, он его блинами угощал. Потом шутил: «Случился со мной «навальный» грех»!

— Про отца Всеволода постоянно писали ужасающие вещи, всякие гадости. Как он это воспринимал, по Вашим воспоминаниям? Его это обижало?

— Ой, его это веселило. Он никогда не обижался. Иногда он расстраивался за человека, особенно если это был кто-то из тех, кому он раньше помогал. Он ведь очень многим помогал. Но он никогда не злился, он всегда всех жалел.

Священник Всеволод Чаплин, 1992 год. Фото из архива иеромонаха Никона (Белавенца).

— А как он пережил то, что после отставки многие, кто раньше перед ним заискивал, поспешили от него отречься? Это было для него неожиданностью?

— Мне кажется, не было тут никаких неожиданностей. Он всё это предвидел – в том числе то, что многие просто перестанут с ним здороваться. Он как-то смиренно это всё принял. После отставки его больше расстраивала, мне кажется, его невостребованность. Всё-таки он был человек таких дарований…

— Вы говорите, как и многие, что отец Всеволод противостоял разделениям в Церкви. Но ведь за годы его пребывания в высоких церковных должностях противостояние между различными церковными группировками только усилилось. Почему эта его объединительная миссия оказалось не особенно удачной?

— Во-первых, потому, что большинство православных людей даже в 2000-е годы были людьми советскими. Им нужны были чёткие схемы, с кем и против кого дружить, кто враг… Во-вторых, когда Церковь получила свободу, церковное сообщество захватила «борьба за Православие». Одни боролись за «чистоту Православия», другие – за «обновление Церкви». Многие решили, что у них большая миссия. Что они «спасают Церковь». Это очень заразительное явление, ему трудно противостоять. А ужас ещё в том, что многие наши священники стали подыгрывать таким настроениям. Поэтому я довольно скептически относился к его церковно-общественным проектам, и неоднократно ему об этом говорил. На мой взгляд, ядро нашей церковной общественности – слишком маргинально, а та общественность, которая не маргинальна – так она малоцерковна…

— Как Вы думаете, почему он разочаровался в либеральных идеях?

— Он разочаровался в либерализме, потому что увидел, что современный либерализм противостоит церковности. Потому что либерализм просто стал уже не тем, что в советские годы. Например, для нас всех очень значимой фигурой был отец Александр Мень. Он, конечно, был довольно либеральным священником. Но если бы он был жив сегодня, у него бы, думаю, волосы дыбом встали, когда бы он услышал лозунги наших православных либералов. И потом, ведь отец Всеволод хорошо знал западную жизнь. Он с молодости много ездил в Европу, и почти тридцать лет наблюдал, как развивается западное общество. Если в конце 80-х годов Европа была вполне христианской, то в 2000-х христианская культура оказалась там уже в позиции гонимой. И он понимал, что если Россия пойдёт по либеральному пути, то и у нас будет то же самое.

— Какова была подлинная причина его отставки?

— Я не знаю, не могу об этом утверждать ничего. Общеизвестно, что он дал несколько критических интервью, где говорил о том, что та система принятия решений, которая сложилась в Патриархии – неадекватна. Но, в общем, это не только он один так думал – многие действующие церковные функционеры тоже так думают. Он говорил о тогдашнем засилье в церковном аппарате «матушек» (речь идёт о руководителе канцелярии Московской патриархии монахине Серафиме (Пиковой) и монахине Валерии (Меркуловой), которая контролировала переписку патриарха с руководителями синодальных учреждений — прим.ред.), — которых теперь тоже отставили. Понятное дело, это было ненормально, когда какие-то монашки правили тексты, подготовленные синодальными отделами…

— Он был обижен на патриарха за свою отставку?

— Это была не обида, это было разочарование. Мы разговаривали с ним тогда, в день отставки. Он сказал, что патриарх с ним имел разговор в день Синода, что он сообщил ему лично о предстоящей отставке. Что были какие-то туманные намёки по поводу его дальнейшего трудоустройства, но ничего конкретного не прозвучало. Такого поворота он, конечно, не ожидал.

Протоиерей Всеволод Чаплин и иеромонах Никон (Белавенец). 2018 год. Фото из архива иеромонаха Никона.

— Как Вы думаете, он предчувствовал свой такой ранний уход? Ведь он был очень нездоров.

— Здоровьем он, конечно, никогда всерьёз не занимался. Но, мне кажется, он не чувствовал себя совсем уж плохо. Думаю, он рассчитывал прожить ещё сколько-то, хотя бы до шестидесяти. Даже в последний день он был очень активен, много перемещался, ходил после службы во МХАТ на какой-то круглый стол, потом вернулся на приход, лазал на колокольню…

— А как он себя чувствовал в последние месяцы? Вы его спрашивали, как дела, как настроение?

— Мы встречались иногда после службы, но всё было как-то впопыхах… Рядом были, как правило, посторонние люди, и возможности откровенно поговорить-то и не было. Мы как-то всё ждали, что всё устаканится, и вот, мы встретимся…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Коскелло
Проект «православного пантюркизма» забуксовал
В Московском патриархате стараются на национальный вопрос отвечать деликатно
03.04.2024
Церковное ЧП районного масштаба
Конфликт возник вследствие планов снести храм
20.12.2023
«Все равно умирать – умрем за Божью Матерь!» К 100-летию «шуйского дела»
«Шуйское дело» могло стать концом кампании по изъятию церковных ценностей, но стало началом кровавых гонений
12.05.2022
Все статьи Анастасия Коскелло
Последние комментарии
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от учитель
13.12.2025 19:40
Марксизм и глубинная Россия
Новый комментарий от Константин В.
13.12.2025 19:15
Война двух образов России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2025 19:05
Похоже, надо снять порчу со здания Государственной Думы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2025 17:38
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Человек
13.12.2025 17:36
Еврейская община Земуна против Креста
Новый комментарий от АБС
13.12.2025 15:43
Какой мир на Украине нам нужен?
Новый комментарий от Ленчик
13.12.2025 14:55