"В нашем храме сложилась настоящая община" Часть 2

0
736
Время на чтение 5 минут
Часть 1

Время духовного становления

- Отец Кирилл, Вы тоже были студентом. Какие проблемы Вас в юности волновали?

- Мои студенческие годы связаны с семинарией, в которой я учился с 20 до 24 лет, с 1992 по 1996 год. Волновали меня те же самые вопросы, о которых мы говорили: любовь, свобода... Но нужно заметить, что я человек другой эпохи. Эпохи развала Советского Союза, упоения политической свободой и жутких бытовых проблем... Помню, был настоящий голод - родителям зарплату по шесть месяцев не платили. Но это все воспринималось как-то... легко. Молодость. Но проблемы, конечно, волновали те же самые, просто время изменилось сейчас.

Страшнее, чем первая половина 90-х, не могу себе представить ничего. Представьте, мой сверстник, 20-летний юноша, делал выбор, поступал в банду, кого-то убивал, пока не убивали его. Люди находились в ситуации запредельного выбора, была жуткая безработица. Сейчас время относительной стабильности, сегодня перед молодежью остро не стоит проблема пропитания и трудоустройства.

- Скажите, отец Кирилл, а каким путем Вы пришли в Церковь?

- Путем знаний. Шел 1991 год, в обществе возрастал интерес к духовной жизни, православные храмы начали повсеместно открываться. Помню, кришнаиты в Саратове появились... И мне хотелось во всем разобраться, понять, чем одна религия отличается от другой. Надо еще помнить, что книг тогда никаких практически не было, это сегодня их издается великое множество - только читай. Помню, купил на улице Библию - протестантскую, их тогда завозили с гуманитарной помощью, а ушлые предприниматели ими торговать умудрялись - и стал страницу за страницей читать, настырно так, специально, чтобы "побороть". Через год открылась семинария, стремление узнать все о Православии и привело меня туда учиться.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы учились. Ведь студенческие годы недаром называют самой насыщенной порой жизни.

- О том, что в Саратове будет снова открыта православная семинария, я узнал за год до ее открытия - по радио. Семинарию действительно открыли, и летом 1992 года, в июле, мы, будущие ее воспитанники, туда подали документы. Экзамены сдавали в августе, а между делом помогали переезжать библиотеке медицинского университета, располагавшейся тогда в здании. Первого сентября библиотека выехала, и мы приступили к занятиям. Нас в первом наборе было мало: около двадцати человек.

Здание семинарии находилось в ужасном состоянии: разбитое, неухоженное, совсем непохожее на сегодняшнее. Вместо мраморных лестниц, ведущих на второй этаж,- чугунные, все в трещинах, дребезжащие под ногами... Для занятий был выделен всего один класс, сидели за старыми партами... Тяжело приходилось ребятам, жившим в общежитии. Но учиться нам было очень интересно!

Семинария для нас была семьей - такое ощущение не покидает меня и по сей день. Всю жизнь буду помнить своих учителей, во многом благодаря которым и появилось это чувство, ректора семинарии протоиерея Николая Агафонова. Он очень активный, энергичный и целеустремленный человек, много сделавший для нас и для Школы. Всегда настолько верил, что все будет хорошо, что эта вера передавалась окружающим.

Светлые воспоминания связаны с богослужениями в семинарском храме в честь Успения Божией Матери. Убранство было очень скромным, но молитвенный дух и теплая семейная атмосфера это компенсировали. Мы знали, кто и когда будет произносить проповедь, живо обсуждали слова священников, которые были и нашими учителями.

Никогда не забуду нашу "преподавательскую деятельность" - уже на последнем курсе. По инициативе ректора проводились занятия для православных педагогов. И мы, семинаристы последнего года обучения, читали им лекции. Это была огромная ответственность и огромная честь, мы очень серьезно готовились. Приосанившись, как настоящие преподаватели, вещали с кафедры. Я, помню, читал лекции по Священному Писанию Нового Завета.

Любимыми предметами были догматическое богословие и история Нового Завета, которые блестяще преподавал священник Михаил Воробьев. На его занятиях все боялись пропустить хоть что-то из того, о чем он говорил. Чем образованнее человек, тем интереснее его лекции. Запомнил я и уроки Назария Валериевича Садовского, священника Алексия Пинкевича, светских педагогов из университета... Академик Гасилин, преподаватель ПАГСа, читал нам прекрасные лекции по философии. А мы были очень любознательные студенты, все время ему какие-то вопросы задавали, например, чем отличается трансцендентность и трансцендентальность у Канта...

Когда мы пришли в семинарию, то почти все были людьми маловоцерковленными. И годы, проведенные в ее стенах,- время нашего духовного становления. Обучаясь в светском вузе, можно стать хорошим историком, математиком, филологом, можно познакомиться с хорошими преподавателями, но семинария дает другое образование, где многое зависит от учителей, от тех людей, которые могут передать свой духовный опыт ученикам и выразить его через тот предмет, который они преподают. Это очень сложно, но мне кажется, что у нас были именно такие учителя.

Нас, воспитанников, было очень мало, преподавателей - тоже, получалось, что мы всегда были вместе. А когда учителя являются близкими людьми, которые всегда рядом,- это очень важно. Необычайно стыдно перед педагогом было получить у него на уроке тройку. Ответить на три балла значило не оправдать доверие своего учителя.

Мы много читали вне программы: как раз начали издавать книги по русской религиозной философии, богословию. Каким-то чудом находили деньги на книги. С этими книгами мы в буквальном смысле ходили по пятам за педагогами, задавали вопросы по смыслу, спорили. Они нас даже дома у себя принимали. И разговоры всегда были о деле, потому что мы необычайно тянулись к знаниями. Ведь мы все были обычными советскими ребятами, в средней школе нас научили писать и читать. А в семинарии привили интерес к знаниями, желание узнать больше - с пользой. Этот интерес жив и до сих пор, многие из нас, первых выпускников, сегодня - семинарские преподаватели, например, протоиерей Димитрий Полохов. Я преподаю историю Русской Церкви. Стараемся нынешним воспитанникам семинарии передать то чувство искреннего интереса к знаниям, которое было и у нас.

Вопросы и ответы

- Отец Кирилл, допустим, у кого-то из молодых людей возник вопрос вопросов, ответ на который он решил узнать у священника. Но в храме человек никогда не был, что делать, не знает. Вот он переступает порог храма и... что дальше?


- Если он придет в большой городской храм, то может обратиться к дежурному священнику. Если же вопрос приведет человека в наш храм, который открыт с 8.00 до 18.00 ежедневно, то нужно будет спросить в свечной лавке, как найти батюшку, когда тот придет. И вопрошающему объяснят. Вообще, в храме висит расписание богослужений - в храм я прихожу за час до службы, можно остаться поговорить и после. К тому же появляюсь я в храме и в другое время, о котором знают в лавке. Найти меня можно всегда - было бы желание.

Вопросы можно задавать по Интернету на страничке храма, которая расположена на сайте Саратовского государственного университета (www.sgu.ru/hram).

- Что человеку читать, если он чувствует в себе проснувшийся интерес к Православию? Евангелие?

- Наверное, когда человек впервые начнет читать Евангелие, ничего до этого не читая из соответствующей литературы, лучше всего взять комментарии к нему. Они есть и в любом храме, и в библиотеках церковных. Существуют сейчас неплохие издания "Закона Божия", например, протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма во имя мученицы Татианы при МГУ. Прекрасные книги епископа Иллариона (Алфеева), в Интернете - колоссальные ресурсы.

С сентября в нашем храме вновь возобновится работа лектория - по средам мы проводим занятия, начало в 18.00. Хотя, думаю, в новом учебном году, если появится помещение, то лекторий перенесем на воскресенье - все-таки замечаю, что человеку очень трудно заставить себя вечером в будний день идти куда-то учиться.

Беседовала Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4138&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Кирилл Краснощеков
Все статьи Протоиерей Кирилл Краснощеков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52