Иисус Христос ходил по Святой Земле пешком и лишь в редких случаях, как при въезде в Иерусалим, садился верхом на осла. Машин в те времена не было, но дорожные происшествия тем не менее случались. Достаточно вспомнить путника из Евангелия от Луки, ставшего жертвой разбойников на дороге из Иерусалима в Иерихон. Они "сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив едва живым". Как известно, после того как священник и левит безучастно "проехали" мимо, "добрый самарянин" оказал бедняге первую помощь.
Времена изменились. Вместо ослов и лошадей основным средством передвижения стали автомашины. Но ситуация, схожая с евангельской, может сложиться и сегодня: водители нередко сбивают пешеходов и не оказывают им помощь, оставляя "едва живыми" на обочине дороги. Именно о необходимости предотвратить такие ситуации говорится в третьей ватиканской "заповеди" для водителей: "Будь милостивым и помогай ближнему твоему в нужде, особенно если он стал жертвой ДТП".
"Заповеди водителя" - лишь часть 56-страничного документа, представленного на пресс-конференции в Ватикане кардиналом Ренато Мартино и архиепископом Агостино Маркетто, соответственно председателем и секретарем Папского Совета по вопросам пастырской опеки среди мигрантов и странствующих. Может показаться странным, что моральными обязанностями автомобилистов занимается ведомство с таким названием. Но документ на самом деле касается всех тех, кто добровольно или по нужде, временно или постоянно проводит время на дорогах. В этом смысле водители также являются "странствующими".
Разумеется, интерес общественности прежде всего привлекла именно та часть документа, в которой речь идет об автомобилистах. Если раньше мораль водителя резюмировалась в простом увещевании "Не уверен - не обгоняй", то сегодня дело обстоит сложнее. "Неосторожный обгон, - сказал кардинал Мартино, - может быть грехом и причинить зло". Он привел при этом ужасающие данные: за 100 лет с начала эксплуатации автомобилей в качестве общепринятого средства передвижения от дорожных аварий погибло во всем мире не менее 35 млн. человек, миллион - только в 2000 году. И в 90% случаев, напомнил кардинал, причиной была "человеческая ошибка", то есть такие "грехи", как непродуманный обгон.
Представленный в Ватикане документ называется "Руководство по пастырскому служению на дорогах". Включенный в него перечень "10 заповедей" открывается призывом, который у Моисея находится только на шестом месте, - "не убий". "Пусть дорога, - говорится во второй "заповеди", - будет для тебя местом общения между людьми, а не нанесения смертельного ущерба". Поэтому нужно неукоснительно соблюдать правила безопасности, например пристегивать ремни, а христианину не стоит забывать и о молитве: садясь за руль, не мешает перекреститься и прочитать ее.
Третья "заповедь" гласит: "Любезность, порядочность и осторожность пусть помогут тебе справиться с непредвиденными ситуациями". В большинстве случаев "Заповеди" призывают автомобилистов соблюдать правила, которые уже содержатся в гражданском законодательстве, но Католическая Церковь считает, что людей надо воспитывать не только перспективой уголовногоили административного наказания, но и взыванием к совести, к моральным убеждениям. Среди прочих советов "Заповеди" призывают водителей не садиться за руль в состоянии опьянения (шестая "заповедь"), всегда сохранять уважение к другим, избегать в конфликтных ситуациях оскорблений, грубых и вульгарных жестов (к сожалению, такое нередко наблюдается в Южной Европе, особенно при спорах о том, кто кому должен уступить дорогу).
Интересны и некоторые психологические оттенки ватиканского документа. В нем отмечается, что "автомобиль, к сожалению, может обнажить первобытные, "звериные" инстинкты человека. Водитель даже в острых конфликтных ситуациях должен полагаться на "благородные качества" своей души. "Автомобиль не должен быть для тебя средством выражения власти, господства. Не почитай его предметом роскоши и хвастовства, не используй его как место совершения греха", - говорится в "пятой" заповеди. "Водилы" мощных внедорожников, "короли дороги", для которых автомобиль - продолжение собственного гипертрофированного "я", известны всем.
Но именно намек кардинала на "грехи", совершаемые в автомобиле или с его помощью, вызвал наибольшее любопытство присутствовавших на пресс-конференции журналистов. Кардинал Мартино ответил, что речь идет об автомашине как месте встречи водителя с проститутками ("ночными бабочками"), ожидающими клиентов на обочине дороги. По мнению ватиканского прелата, само государство должно наказывать тех, кто заманивает проституток в свой автомобиль.
В самом городе-государстве Ватикане автомобилей мало, не более тысячи. Они могут передвигаться лишь в его границах, причем со скоростью, не превышающей 30 километров в час. Зарегистрированные в Ватикане автомашины носят номерной знак SCV - аббревиатуру от Stato della Cittа del Vaticano ("Государство города Ватикана"), но злые языки расшифровывают эту надпись как Se Cristo Vedesse ("Если бы Христос увидел").
Кроме шуток, участь путешествующих всегда была предметом пастырской заботы Церкви, как Западной, так и Восточной. Это особенно относится к прошлому, когда путешествия были долгими и опасными. В литургии Православной Церкви положение "странствующих" по степени дискомфорта ставится в один ряд c положением больных и заключенных. Церковь призывает к особой молитве "О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их".
Быть может, сегодня оказаться на дороге уже не так страшно, как когда-то. Но угроза для жизни остается, и Ватикан по этому поводу свое слово сказал. Впрочем, открывая мартовское заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II также говорил о необходимости соблюдать правила дорожного движения. Так что забота о "странствующих" по-прежнему объединяет Церкви.
http://religion.ng.ru/style/2007-07-04/8_zapovedi.html