Дети-инвалиды и общество

Священник Константин Сопельников 
0
18.06.2007 92
В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и адаптации детей с отклонениями в развитии в современном мире. А ведь проблемы, согласитесь, немалые. Рассмотрим подробнее, в чем они заключаются и каковы пути их решения.

В наш век прогресса и компьютеризации все чаще слышны призывы: "Дети - наше будущее, все для укрепления семьи, повысим рождаемость, все лучшее - детям и т.д.". И, несмотря на эти лозунги, число разводов в нашей стране не сокращается, количество так называемых "гражданских браков" не поддается исчислению, а аборты продолжают оставаться обычной медицинской процедурой. Это стало настолько привычно, что никто даже не говорит о том, что прерывание беременности является фактором, угрожающем жизни и здоровью женщины. Почему-то считают, что наука настолько развита и медицинские препараты настолько совершенны, что риск якобы сводиться к минимуму. В результате подобной практики каждая десятая семья не может иметь детей, а в каждой пятой рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Если посмотреть статистику, то в г. Москве на 10 425 млн. человек приходится 1 214 млн. инвалидов. В ЮАО, где проживают 1 581 млн. человек, количество детей-инвалидов (от 0 до 18 лет) составляет 4,4 тыс. человек, а по Москве - 26,1 тыс. человек. Что же может произойти через ближайшие 5 - 10 лет? А то, что количество детей инвалидов составит 1/3 часть от всех ребятишек. Готово ли общество к такой ситуации, и как вообще общество относится к самим детям-инвалидам.

Общество - это все мы, жители многонациональной страны, граждане нашего государства и каждый человек в отдельности.

Поэтому состояние общества зависит от духовного роста каждого человека. Развитие личности зависит от знания и понимания своей истории и культуры, наличия духовно-нравственных норм, которые закладываются в человеке в раннем возрасте (от рождения до пяти лет). Именно в это время воспитываются морально-этические основы, влияющие на становление ребенка, как личности. Но люди своим рациональным умом не всегда могут понять, как в абсолютно нормальной семье, рождаются дети-инвалиды, или семья вообще не может иметь детей. Как возможно и можно ли развивать ребенка творчески, если у него нет ручки или ножки?

Множество вопросов возникают у родителей, когда они слышат страшное заключение врача: "Ваш ребенок - инвалид". Перед семьей стоит трудноразрешимая задача: как поступить с ним? А что если в семье есть уже ребенок, не помешает ли больной развитию здорового ребенка? А если в семье нет детей, то чаще всего от врачей слышишь фразу: "Зачем вам нужен больной ребенок, у вас еще родиться здоровый, а этого отдайте государству, оно обязано заботиться о таких больных детях, и для них созданы специальные условия". В этот момент решает семья. Жизнь маленького, "не такого как все" человека, зависит от выбора родителей, от их духовно-нравственного состояния.

А теперь внимательнее посмотрим на ребенка, который "не такой как все", что отличает его от нас? Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников на 3-5 лет, может ли он воспитываться, обучаться и творчески развиваться? Опыт показывает - может. Господь в таких детях раскрывает таланты, таким образом и такими способами, что по человеческой логике это не поддается объяснению. Телевидение широко информирует общество о таких случаях с детьми-инвалидами, как девочка без рук и ног рисует прекрасные картины, мальчики-инвалиды с обычными детьми играют в футбол, мальчик без ног пишет замечательные стихи.

Дети-инвалиды более наделены способностями сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни.

Опыт положительного взаимодействия общества и детей-инвалидов мы можем увидеть в специализированном доме ребенка N 25, который окормляется нашим храмом, где каждый крещеный младенец имеет крестную маму, руководство, воспитатели и крестные с любовью заботятся о малышах. Когда у ребенка появляется крестная мама, которая регулярно его навещает, малыш преображается прямо на глазах, чувство обреченности сменяется чувством защищенности, он "расправляет плечи", становится более уверенным, жизнерадостным, раскрываются все его способности.

В Доме ребенка существует практика посещения его семейными детьми-инвалидами, а также интеграция детей с особыми потребностями в условиях коррекционного учреждения. Интеграция рассматривается как программа совместного воспитания и образования детей с разными уровнями психического, когнитивного, моторного и эмоционального развития.

В окормляемый нами детский сад N 2374 "Родничок" с этнокультурным русским компонентом мы стали привозить детишек из этого дома ребенка на весь день: они вместе играют, вместе обедают, вместе занимаются... В прошлом году на Благовещение дети вместе лепили жаворонков из теста. Сколько было радости! Ведь главное - проявлять любовь и милосердие.

В порядке эксперимента, руководители детского сада и родители девочки-инвалида (с диагнозом Дауна), ранее посещавшей Дом ребенка, договорились о ее приходе в православную группу этого детского сада. Надеемся, что общение со здоровыми детьми поможет ей адаптироваться в обществе.

В детском саду, как и в Доме ребенка, проводятся занятия по основам православной культуры, которые дают возможность познакомить детей с христианскими ценностями и воспитывать в православной традиции.

Пример успешной интеграции детей с отклонением в умственном развитии мы наблюдаем в коррекционной школе N911 VIII вида, где на уроке "Мир радости" детям преподаются основы православной культуры по особо разработанной программе, учитывающей особенности развития каждого учащегося. В ходе уроков дети, познавая историю и традиции православной культуры, выполняют большое количество практических работ в виде аппликаций, рисунков, работ с пластилином и природным материалом. Развитие на уроках "умения творить-создавать красивое", подводит детей к познанию гармонии Божьего мира. Они учатся взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской нравственности. Немалое число выпускников коррекционной школы поступает в ВУЗы. И важно, чтобы общество, т.е. мы с вами, взяв на себя ответственность, не оттолкнули "не такого как все" человека.
Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове, член социальной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы

http://www.prokimen.ru/article_2694.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Константин Сопельников
Дети-инвалиды и общество
Доклад был прочитан на XVI Международных Образовательных Рождественских Чтениях 2008 года, в торой конференции "Дети-инвалиды в семье, обществе, церкви"
21.03.2008
Все статьи Священник Константин Сопельников
Последние комментарии
Время пришло!
Новый комментарий от Валерий
27.01.2022 17:38
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Тюменец
27.01.2022 15:23
Идеи Маркса и большая кровь в России
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2022 14:57
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Константин В.
27.01.2022 14:42
«Хочется надеяться, что подобное не превратится в систему»
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2022 14:31
Поправляя Дугина
Новый комментарий от Валерий
27.01.2022 13:30
«Юридическая мина»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.01.2022 12:12