itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Код Достоевского и другие японские заморочки

Новости Москвы 
0
217
Время на чтение 5 минут
Первый вопрос, который я задаю своим студентам на первой же лекции - как вы представляете себе Россию? И больше половины пишут: "Ковай, курай, самуй" - страшно, темно, холодно.

Марико (Марина) ЯМАСИТА - профессор-русист, имеет 34-летний стаж преподавательской работы. Родилась и выросла в Харбине.

Ее мама и бабушка были русские, отец - японец. Прихожанка храма Николай-до.


В детстве, рассказывает Марина, она хорошо запомнила бабушкины слова: молитесь, дети, просите у Бога за всех. Детская душа чистая, ее молитвы сразу Господу в ушко летят: Так Марина, наполовину русская, наполовину японка, получила первый опыт православной молитвы. Ее отец не был верующим человеком, но привез из России - в советское время, когда вера была под запретом - несколько старинных икон: В 1953 году семья переехала из Харбина в Японию. Повзрослев, Марина раз и навсегда выбрала свой путь - рассказывать японцам о России.

- Первый вопрос, который я задаю своим студентам на первой же лекции - как вы представляете себе Россию? И больше половины пишут: "Ковай, курай, самуй" - страшно, темно, холодно. Приходится спрашивать: а в Финляндии зимой не холодно? А в Дании? "Курай" - они имеют в виду, что "темно" не в смысле особенностей климата, а в смысле атмосферы. У многих студентов еще живы дедушки, которые в свое время сидели в советских лагерях. И у них, конечно, сохранились самые страшные воспоминания об этих годах. Своим внукам они рассказывают про КГБ, Сталина, политзаключенных. В японской прессе ведь не пишут о том, какие изменения произошли в России, по телевидению об этом тоже не говорят. Поэтому многие лишь от меня впервые слышат, что Россия - это уже не Советский Союз, это совсем другая страна. Вообще, в Японии знают о России очень мало, и интерес к ней, прямо скажем, не растет. Один студент просто шокировал меня своим искренним удивлением, когда узнал, что знаменитое "Лебединое озеро" написал русский композитор...

Проблема, как мне кажется, во внешнеполитических отношениях наших стран. Если человеку с детства твердить, что у Японии есть злой сосед, который хочет присвоить себе наши острова (ведь Курилы на японских картах всегда закрашивают тем же цветом, что и саму Японию), что в доме у этого соседа непонятно что происходит, и вообще надо его остерегаться, - стоит ли ждать позитивной реакции на слово Россия?

Первые серьезные сдвиги у наших студентов происходят после стажировки в Москве. Им приходится очень непросто: язык знают плохо, опыта выживания в непривычных условиях нет: Но возвращаются все очень довольными. И первое, что говорят: как мы ошибались! Во-первых, они видят прекрасные города - Москву и Санкт-Петербург. Во-вторых, они находят общий язык со сверстниками. Оказывается, что в России такая же молодежь, и ей интересно то же, что и им.

Справедливости ради, надо сказать, что российская молодежь действительно очень изменилась. Я преподаю уже тридцать четвертый год, и все это время к нам по обмену приезжают студенты из МГУ. Раньше они всего боялись. Занимаемся двусторонним переводом - они слова лишнего от себя не добавят: все точно, по-книжному, или штампами, как партия научила. А если я пыталась их слегка растормошить и рассказывала что-то смешное, они сидели как каменные - ни один мускул на лице не дрогнет. Следили друг за другом, их регулярно вызывали в посольство на так называемую партучебу, где им, по-видимому, промывали мозги. Они никуда не имели права поехать, и наш Токай-Университет ничем не мог им помочь, потому что они были во всем подотчетны МГУ и посольству. А сейчас посольство не имеет к ним никакого отношения. Правда, стипендию от государства они получают, но живут не на нее. Ездят по стране свободно, всем интересуются, говорят, что думают, хохочут: И я не без иронии рассказываю им о том, что было тридцать лет назад. Мне очень с ними интересно.

- И все-таки неужели дальше "ковай, курай, самуй" познания рядовых японцев о России не идут?

- У молодежи - вряд ли. Правда, есть надежда, что это временно. Но есть люди старшего возраста, японская интеллигенция, многие из которых воспитывались на Достоевском. И находили у него что-то общее со своим мировоззрением. Они были людьми ищущими, нуждались в жизненной опоре. И читая о душевных страданиях, наверное, искали для себя какие-то ответы. Хотя читали, конечно, в японском переводе.

- Но ведь творчество Достоевского абсолютно христоцентрично, то есть в центре всех его произведений, как, впрочем, и жизни, стоит Христос. Как воспринимала японская интеллигенция христианские идеи?

- К сожалению, никак. Для японцев Достоевский остался лишь художественной литературой, никак не связанной с христианством, Православием. Наверное, каждый что-то открывал для себя в этом писателе. Но что именно? Отец Николай приводил как-то такой пример: кто-то из японских интеллигентов сделал "очень важное открытие" - оказывается, если инициалы Родиона Романовича Раскольникова - РРР - перевернуть, получится ЬЬЬ - на электронном языке это три шестерки. И додумавшись до этого, человек решил, что все в Достоевском понял.

Конечно, к этому не стоит относиться слишком строго, ведь в Японии Достоевского читают иначе, чем в России. Это вопрос разности менталитетов. Хотя, мне кажется, когда японец становится православным, многое в его сознании меняется, появляется представление о грехе.

- А в японской культуре есть какие-то духовные императивы?

- Нравственные - безусловно есть. Например, в Японии даже человеку далекому от религии ясно, что обидеть другого, причинить неудобство, выказать неуважение - это плохо. А вот духовные: Если бы они были, общество, наверно, было бы здоровее. У нас сейчас очень много случаев, когда дети убивают своих родителей. Что ими движет? Их так воспитали? Но разве нормальный родитель воспитает в родном ребенке своего убийцу? Или наоборот - родители избивают, убивают детей: Считают, что без детей им было бы лучше. И таких случаев, к сожалению, немало.

Другой пример. Статистика разводов среди пар пенсионного возраста просто зашкаливает. Это тоже серьезная социальная проблема. Тридцать-сорок лет муж работает без выходных и отпуска. Это считается нормой - большую часть времени проводить в рабочем коллективе, а домой приезжать лишь на ночь. Зато он зарабатывает приличные деньги, его жена всем довольна: ведет дом, занимается собой. И вот муж выходит на пенсию: Теперь он каждый день дома надоедает своей супруге. Но она к этому не привыкла. Он мешает ей жить своей жизнью. Так зачем ей это терпеть, если можно просто разойтись? И зачастую так и происходит. Вы спросите, а как же любовь? Не знаю: Наверное, когда-то она была, но ушла, потому что долгие годы он и она фактически существовали в параллельных мирах. О браке в христианском понимании этого слова, с его духовным содержанием, подразумевающим, что семья - это малая Церковь, и речи не идет. Люди просто хотят жить для себя, в свое удовольствие, и ни от кого не зависеть. Мужчинам, конечно, труднее оставаться одним. Поэтому сейчас появляются специальные бюро знакомств для пожилых.

Конечно, уже трудно чем-то помочь этим людям. Они не в том возрасте, чтобы менять свой характер. Но для молодых, я надеюсь, еще не все потеряно. Свои надежды я связываю, в том числе, с Православием. Наша вера помогает переосмыслить свое место в жизни, наполняет ее смыслом. Семьи становятся крепче, дети во всех аспектах - здоровее. Но, чтобы к этому прийти, человек сам должен к чему-то стремиться, чего-то искать.

Алла МИТРОФАНОВА

http://www.foma.ru/articles/470/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17