"Старики учили нас вере своей жизнью"

0
286
Время на чтение 4 минуты
Однажды мне пришлось присутствовать при разговоре двух уже немолодых людей. Один говорил: "Перевертыш! Вчера еще был коммунистом, парторгом, а сегодня, смотрите-ка, со свечкой в церкви стоит, Богу молится. И вы считаете, что он искренен? Да выгоду во всем ищет!" А другой отвечал: "Ну, во-первых, что касается "выгоды искать в церкви", то как раз наоборот, в нашей стране, как это ни странно, отношение к православным христианам неоднозначное. Их считают либо "зацикленными на вере", то есть ненормальными, либо слабыми, безвольными, не могущими ничего добиться в этой жизни своими силами, несостоявшимися. Во-вторых, далеко не все коммунисты, даже самого высокого ранга, верили в "коммунистическое далеко". Ну и, наконец, есть коммунисты - я в этом уверен! - которые, осознав свое заблуждение, искренне поверили в Бога".

Вот такой разговор. Обычный в наше время. Я и забыл о нем очень скоро. А вспомнил недавно, во время своей беседы с Народной артисткой РСФСР Людмилой Зайцевой.

Она рассуждала о нелегкой судьбе писателей, поэтов, режиссеров, которые связали свою творческую деятельность, а часто и жизнь, с партией коммунистов. Когда те или иные художники шли на этот шаг, они были либо однозначно согласны с политикой власти, либо преследовали корыстные цели. Речь шла даже не об "улучшении жилищных условий", "сытой жизни", возможности ездить за границу и т.д., хотя для очень многих именно этот фактор имел определяющее значение в принятии решения. Говорят, что многие пытались таким образом получить определенные "свободы" на работу для души. А как иначе объяснить, что из-под пера одного и того же человека выходили совершенно разные по духу произведения?

Но были и абсолютно преданные большевикам люди.

"Возьмем, к примеру, Довженко, - говорила Людмила Зайцева. - Что побудило этого несомненно талантливого художника вступить на путь активного сотрудничества с советской властью? Мне могут сказать: "Надо знать те времена. У него не было выбора!" Да выбор всегда есть! На мой взгляд, Довженко, будучи честным и порядочным человеком, своим творчеством открыто заявил о своей позиции. Ведь кто-то же обходил "острые углы" и снимал обычное, хорошее, не идеологическое кино, писал добрые книги и стихи о людях, дружбе, о рабочих буднях. А кто-то искренне верил в коммунистические идеалы, насквозь пронизанные атеизмом. Помните довженковский фильм "Земля", в котором голая героиня бегает с топором по хате и рубит иконы? Кто заставлял его делать такой сюжет: Сталин, Коганович, Молотов?..

Поэтому, когда такие люди, подобные Довженко, начинают тянуться к Богу, им не верят, обвиняя в двурушничестве. Но ведь никто не может заглянуть в сердце человека. В своем дневнике Довженко однажды написал: "Я начал молиться Богу. Я не молился Ему тридцать семь лет, почти не вспоминал Его. Я Его отверг. Я сам был бог, богочеловек. Сейчас я постиг малую толику своего заблуждения". Это очень искренние строки, они написаны не для кого-то, это даже не крик души, это состояние, близкое к тихому ужасу, от которого цепенеет все в душе. Человек понял, что он "Его отверг...". А ведь Довженко родился в верующей семье. Я представляю себе, как мама ведет его, маленького, с болтающимся на длинной нитке оловянным крестиком на груди, в храм Божий, где он будет старательно креститься и класть поклоны...

Были и другие талантливые кинорежиссеры, которые делали заказные картины ничтоже сумняшеся. Например, Пырьев Иван Алексеевич. К сожалению, чем талантливее человек, тем он многограннее, и тем он противоречивее. Однако и он в конце жизни взялся за Достоевского, пытаясь мучительно осмыслить, постичь суть русской души, в которой столько всего намешено, но она - живая, и все время ищет правды. А основа правды - нравственность, одной из главных составляющих которой есть совесть. А совесть - это голос Бога. Значит, правда заключается в том, чтобы быть с Богом... Все ясно, понятно, но как тяжело осознать это человеку, долгое время блуждающему в духовных потемках.

Недавно узнала, что, оказывается, Василий Макарович Шукшин тоже был коммунистом. Совершенно уверена в том, что в партию он вступил по убеждению. Не таким Шукшин был человеком, чтобы, прикрываясь партбилетом, преследовать какие-то свои цели. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочитать его записные книжки, его повести, рассказы, или его известную статью "Нравственность есть правда". Везде он призывает жить по совести, не лгать, любить свой народ. И нигде у него нет коммунистических призывов, нигде он не восхваляет курс партии и правительства.

И кстати, Шукшин так же, как и Пырьев, изучал творчество Достоевского, которое, я уверена, было ему особенно близко.

Кто-то однажды сказал: "Если Шукшин был коммунистом, значит, не верил в Бога, потому что партия коммунистов - атеистическая, богоборческая". Но у меня это никак не укладывается в уме. Шукшин с его тонкой натурой, с его умением проникать глубоко в души людей, умением сострадать, с категорическим неприятием фальши в любой ее форме - и не верит в Бога?! Да не может такого быть!

И вскоре я нашла подтверждение своим мыслям. Один из его знакомых вспомнил, чтокак-то на Пасху Шукшин остановился перед храмом, упал на колени и... заплакал. С его уст слетали слова, которые раньше никто от него не слышал: "Я грешен... Грешен я... Господи! Прости меня..." Рассказывают также, что в одном из писем сестре он просил, чтобы его похоронили по-русски - с отпеванием.

И, конечно, огромная заслуга в том, что Шукшин был верующим, принадлежит его маме - Марии Сергеевне, православной христианке, которая всю жизнь молилась о своем сыне Господу. Вы читали ее письма сыну? Когда я их читала, я окончательно убедилась в том, что Шукшин был православным христианином. И тогда мне стало понятно, почему Шукшин плакал, описывая казнь Степана Разина - разбойника, который поднял руку на Православную державу. Шукшин плакал об еще одной погибшей душе...

Все проходит. Прошли и явные богоборческие времена, и душа человека встрепенулась. Призрак коммунизма рассеялся, и люди увидели, что они стоят на краю пропасти. Еще немного, и все упадут, разобьются... А Церковь, Которую они отрицали, над Которой они смеялись и глумились, или Которую просто не замечали, стоит незыблемо, непоколебимо. И пошли... Нет! Как сказала одна актриса, и поползли в храм, измученные, израненные, изболевшиеся; они, увидев луч Света, луч Спасения, тянут руки к Богу, и Господь их принимает. Принимает тех, кто не хотел Его знать, тех, кто Его все это время гнал.

Мне повезло. Людей безгрешных не бывает, но я всегда старалась жить по Законам Божием, в меня это заложили родители, за что я им благодарна без границ. В нашем хуторе, где я росла, вообще не было церкви. И люди были безграмотными, наверное, даже Библии не читали. Но знали наизусть молитвы, и жили как православные христиане. Я с детства знала, что лгать нельзя - это грех. Брать чужого нельзя - грех. Мужика чужого увести, семью разрушить - страшный грех. Не работать нельзя, "ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10, 10). Нужно признать: старики сохранили нам нашу веру. И если своих внуков они не учили по Закону Божиему, то учили их вере своей праведной жизнью, и молились за них! Можно ведь каждый день цитировать Евангелие, но не жить по Нему. А русский человек живет по Евангелию...

Протоиерей Александр Новопашин

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2274
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Зайцева
Все статьи Людмила Зайцева
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 13:05
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46