Пелевин: личность или личина? Часть 3

0
183
Время на чтение 4 минуты
Часть 1
Часть 2

Под дудочку крысолова

- Есть какое-то место, где вы бы чувствовали себя дома?
- Да, это мой ум. Но там постоянно пожар, семь тысяч лет.
Л. Данилкин. Интервью с В. Пелевиным

Как быть тем, для кого Пелевин пока только имя без индивидуального наполнения? Как быть тем, кто не знаком с его творчеством? Существуют ли еще такие люди? Так часто встречающийся вопрос: "Стоит ли читать, и, если да, то что?" - не дает права на однозначный ответ. Особенно в данном случае.

Средний тираж книги современного автора составляет 5000 экземпляров. Пелевин - лауреат литературной премии "Национальный бестселлер" 2004 года за роман "ДПП (NN)" - начал с 30 тыс. экземпляров. Мог ли он ожидать, что тираж последнего романа "Empire V" составит 150 тысяч? Суммарный тираж книг писателя на сегодняшний день составляет сотни тысяч экземпляров. Иными словами, его не просто читают, им зачитываются.

Пелевин стал тем писателем, которого модно читать или просто держать на полке. Почему? - Потому что он вызывающе современен. Пелевин говорит о современности даже тем, кто отказывается ее воспринимать.

Проза Пелевина поразительно визуальна. Она напоминает бесконечный видеоряд. Не удивительно, ведь клиповость современной прозы стала одной из ее признаков, подобно монтажности той же прозы после возникновения кинематографа. Визуальное, а точнее, медийное искусство во все времена влияло на способ письма, ведь он является одним из способов видения, внутренним.

"Когда человек читает роман на своем родном языке, его ум снимает фильм по этому роману, экранизирует его" (В. Пелевин. Из интервью).

Когда мы читаем Пелевина, мы, безусловно, "экранизируем" его. И каждая отдельная интерпретация различна, как различен и способ видения. Темы, к которым обращается Пелевин, практики, к которым прибегают его герои, трудно назвать традиционными и широко распространенными.

Каждая его книга - своеобразный эксперимент над действительностью, будь то "Чапаев и Пустота" - заигрывание с Ничто или "Generation П" - злобный памфлет на современность или последний роман "Empire V" - смесь массовой культуры, поп-арта, гламура и эзотерических баек. Среди аннотаций на этот роман встречаем такую: "Юноша становится вампиром, сверхчеловеком, одним из представителей расы, выведшей людей для прокорма как скот. В новой жизни ему предстоит изучить самые важные науки для понимания современного общества: гламур и дискурс, познакомиться с реальным положением вещей в мире. Актуальный сюжет с узнаваемой любовной линией между Рамой и Герой (Стёпой и Мюс, Петром и Анкой). И всё это погружено в чисто пелевинский коктейль из кастанедовщины, теософии, буддизма и мухоморов".

Пелевин одним из первых свободно начал говорить о наркотических практиках, об измененном сознании.

"Читая, человек хочет не узнать реальность, он хочет как можно дальше от нее уйти, потому что реальность имеет такую природу, что узнавать ее лишний раз совершенно не хочется" (В. Пелевин. Из интервью).

Именно эти черты делают Пелевина скандальным, ярким писателем. Ведь в наше время сложно удивить, чтобы произвести впечатление на читателя, проще шокировать, чтобы взять его с поличным.

Что же стоит за внешним фасадом из странной стилистической и смысловой мешанины прозы Пелевина? Есть ли там какой-то скрытый, внутренний посыл или это просто постмодернистская игра, шарада для забавы?

Итак, согласно Пелевину, человеческий мир иллюзорен. Нас окружают символы вещей, числа, мифы. Никогда не знаешь, чего ожидать дальше:

"Когда я пишу какой-нибудь текст, я двигаюсь наощупь, именно в этом для меня заключена прелесть этого занятия, это как прогулка в ночном лесу, когда не знаешь, что произойдет через час. Так что эти схемы появляются при анализе, но они не предшествуют синтезу, которым является творчество" (В. Пелевин. Из интервью).

Нужно суметь прорваться через нагромождение образов и символов к смыслу, к главному смыслу. Бог ли это у Пелевина? Однозначно нет. Тогда кто? Или что?

Существует старая сказка о крысолове. Звучит она так: когда-то давным-давно жили люди в деревне. У них завелись крысы, и они никак не могли от этих крыс избавиться. Поэтому они решили позвать "специалиста" крысолова, чтобы избавиться от вредителей. Крысолов запросил достаточно большую сумму, и жителям деревни пришлось согласиться, ведь ничего не поделаешь. Крысолов взял свою свирель и начал на ней играть, и крысы пошли за ним следом, пока он не довел их до края скалы, с которого они упали вниз. Жители деревни, увидев, что крысолов избавил их от напасти, подумали: "А зачем ему платить, ведь он и так избавил нас от крыс?". И прогнали крысолова. Но поздно ночью, когда все давно уже спали, крысолов пришел в деревню и стал играть на свирели. Проснулись все дети, живущие в деревне, и пошли вслед за крысоловом... Так он отомстил жадным людям.

И Пелевин чем-то напоминает этого крысолова. Жадные до историй читатели следуют за его свирелью, но куда он их ведет - никому не известно. И путь этот странен и страшен. Хотя бы вот почему: чтобы понять истину, не нужно достигать "изменения сознания", не нужно использовать эзотерические практики и употреблять наркотики.

Но и это не главное. Такие спорные вещи - лишь поверхность пелевинских текстов, по которой скользит неискушенный читатель, привлеченный чем-то необычным.

Как справедливо отмечал А. Архангельский, Пелевин всегда интересовался только одним персонажем - самим собой. Его проза очень индивидуалистична - она держится на харизме самого автора. Разговор о внутренней пустоте, о душевной неполноценности, неспособности испытывать сильные эмоции, невозможность обойтись без иронии даже в самых трагичных ситуациях - вот внутренний смысл прозы Пелевина. И, если в ранних рассказах какие-то серьезные вещи проговаривались вслух, то в поздних романах все эти моменты ушли в подтекст. Причем так глубоко, что стоит больших трудов их выискивать. Гораздо проще играть в аллюзии и пытаться угадать, кого из известных личностей изобразил автор в том или ином персонаже.

Так стоит ли искать черную кошку в темной комнате? И стоит ли следовать за свирелью крысолова?

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20070416.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марфа Антоничева
Все статьи Марфа Антоничева
Последние комментарии
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
20.12.2024 18:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.12.2024 18:10
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:06
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 16:02