Наше кино

19 сентября в российский прокат вышел фильм Н. Михалкова "12", победитель Венецианского фестиваля, обладатель "Золотого льва" "за фильм в совокупности", а также "за великую способность воплощать бытие во всей его сложности с безграничным мастерством и гуманизмом". "Я ничего не ждал, потому что я искренне верил, что эта картина в основном рассчитана на российского зрителя. И самое поразительное, что я вчера (на фестивале.- М.А.) впервые смотрел ее сам - вместе со зрителями. И когда я смотрел картину и слушал реакцию зала, я поразился тому, что она была такой же, как я хотел бы получить в России",- сказал режиссер.

История о чеченском мальчике, обвиняемом в убийстве приемного отца, не может не вызвать отклик в нашей стране. "12", снятый по мотивам фильма "12 разгневанных мужчин" (1957) американского режиссера Сидни Люмета за очень короткий срок в промежутке между съемками продолжения "Утомленных солнцем", заслуживает особого разговора.

Сюжет на первый взгляд прост: мальчика обвинили в убийстве приемного отца, военнослужащего российской армии. Его судьбу решает суд из 12 присяжных, причем решение должно быть принято единогласно. Присяжные - очень разные люди из всех слоев нашего общества: от директора телевизионного канала до простого пенсионера, от грузина в исполнении Сергея Газарова до пожилого еврея в исполнении Валентина Гафта. Обвинение сработало прекрасно, адвокат весь суд просидел безучастно, итог очевиден: никто не выскажется в пользу чеченца против российского военного, улики налицо. Присяжных приводят в спортивный зал школы для того, чтобы они вынесли свой вердикт и быстро разошлись. Но по непонятным причинам один из них (герой Маковецкого) решает вступиться за мальчика. Хотя бы потому, что было бы просто нечестным подписать документ и разбежаться - так он формулирует свой отказ голосовать сразу. И на вопрос: "А что же вы хотите?" - отвечает: "Давайте просто поговорим". И с этого разговора, как снежный ком, начинает закручиваться история, совсем не такая, как представлялось изначально.

Фильм длится два с половиной часа. После просмотра сильно удивляешься, что прошло столько времени. Усадив несчастных присяжных в небольшой спортивный зал, режиссер сужает пространство действия фильма до этого зала. Актерам приходится очень постараться, так как ничего, кроме их игры, не спасет в случае неудачи - ни спецэффектов, ни картин удивительных стран, ни драк с перестрелками в фильме нет. Кино камерное, но не потому, что предназначено для узкого круга ценителей (скорее наоборот), а потому, что создано на небольшом пространственном промежутке Михалкову удалось показать маленькую зарисовку с сегодняшней жизни, с ее неустроенностью и проблемами. Достигается это за счет мелочей: трубы, пропущенной не "как полагается" по технике безопасности снаружи, а внутри школы, "как договорились"; пианино, запертого от учеников за железными решетками, шприцев и нижнего белья, оставленных в раздевалке учениками. Причем отображение современной действительности и грустная ирония над ней не являются главными целями режиссера. Напротив, через мелочи, детали современности он предлагает поразмышлять о понятиях вечных, неизменных - сострадании, добре, жалости. Как определенные ориентиры в картине появляются фразы-цитаты из несуществующего автора Б. Тосьи, которому режиссер доверил озвучить свои мысли, как например: "Не следует искать здесь правду быта; попытайтесь ощутить истину бытия". Они возникают в виде текста в начале и конце фильма.

На фоне разговора с присяжными очень редко зрителю демонстрируются эпизоды из жизни мальчика, то, что он вспоминает, сидя в тюрьме и ожидая приговора: мать, эпизод знакомства с приемным отцом, встреча с боевиками.

Возможность нормального функционирования системы суда присяжных в нашей стране вызывает большие сомнения. В начале картины мы видим ставшее обычным отношение к вопросу - с приговором все ясно, чего рассиживаться, голосуем и пошли по своим делам. Своеобразная иллюстрация того стереотипа отношения к жизни и судьбе другого человека, который сложился в наше время. И только один из двенадцати предлагает задуматься и просто поговорить о судьбе обвиняемого.

Пересматривая и анализируя дело, присяжные неожиданно приходят к выводу, что в деле не все так очевидно и просто. Они пытаются восстановить и исследовать картину происшедшего своими силами. Люди как бы пробуждаются, они хотят понять, что на самом деле случилось, каждый со своей точки зрения. Те, кто считает мальчика виновным, стремятся как-то обосновать обвинение, другие - опровергнуть его. По ходу размышлений присяжных всплывают эпизоды из их собственной жизни. Объясняя свою позицию в пользу обвинения или против него, каждый рассказывает небольшую историю, определенным образом раскрывающую их поведение и аргументацию - "за" или "против". Например, становится понятнее и ближе герой Маковецкого, не нашедший применения собственным силам и способностям и из-за этого опустившийся и утративший себя. Когда он, пьяный, ищущий смерти, как чего-то желанного, задирая людей в электричке, ждет, что кто-то ударит его посильнее или сбросит с электрички, то слышит разговор девочки с мамой. Девочка говорит своей маме о том, какой страшный человек едет с ними рядом. На что мама отвечает: "Ты не понимаешь, ему просто очень плохо". Эта фраза спасает героя. Он женится на женщине из электрички и находит применение своему труду. Каждый из героев рассказывает о себе нечто подобное. Кульминацией становится рассказ героя Гармаша, так называемого "истинно-русского мужика"-шовиниста, который с самого начала не может взять в толк, как можно защищать нерусского мальчика, убившего русского офицера.

Зрителю становится понятнее каждый из высказывающихся, но смена решений присяжных на протяжении фильма не дает расслабиться и отвлечься от происходящего на экране. Стимулом для просмотра является неослабевающий интерес к тому, чем же все-таки закончится фильм.

Когда неочевидность убийства становится для всех присутствующих данностью, они решают проголосовать против обвинения и тем самым освободить мальчика. Радостно, как и в начале, голосуют и уже хотят уйти, не заметив, что председатель суда их решение не разделяет. Здесь сюжет фильма делает очередной виток, возвращая нас к самому началу.

Председатель объясняет остальным, что их решение по многим причинам скорее погубит мальчика, чем спасет. И более правильным было бы все же спрятать мальчика на какое-то время в тюрьму, уберечь его таким образом от людей, желающих, чтобы он оказался за решеткой или на том свете. А дальше - найти хорошего адвоката, опротестовать решение суда и попытаться спасти мальчика, сохранив ему жизнь. На вопрос одного из присяжных: "А кто же это будет делать?" - он отвечает: "Мы, конечно. А вы знаете еще кого-то, кому нужен бездомный чеченский мальчик и кто был бы готов ему помочь?". Все соглашаются с его словами, но, парадокс, никто не находит времени для того, чтобы помочь. У каждого появляются какие-то срочные, неотложные дела, которыми они прикрываются от помощи. Благое дело превращается в фарс. Все бодро голосуют против обвинения и спешно уходят по своим делам, желая сохранить ощущение того, что они сделали доброе дело. Мальчик выходит из тюрьмы на холодные и чужие улицы. У него нет дома, нет близких. Он один. Рядом сидит старик, который спрашивает, как его зовут. Мальчик знакомится со стариком. Тот обещает ему помочь. "Зови меня дядя Николай",- говорит старик, и зритель узнает в нем председателя суда присяжных.

В обещании отомстить тем, кто убил приемного отца мальчика, которое дает ему Николай, герой Михалкова, мы не находим христианской идеи прощения. Казалось бы, нет логики? Но логика есть - председатель суда не навязывает собственного мироощущения человеку чуждой культуры. Он хорошо знает культуру мальчика, ведь не зря обращается к нему на чеченском языке. И помощь, которую он предлагает, это то, что требуется в данном случае с точки зрения традиций народа этого мальчика. Возможно, кого-то оттолкнет подобная позиция, но здесь прослеживается очень четкая логика, против которой трудно поспорить.

Из всех, кто действительно хотел помочь этому мальчику, находится только один человек. И это его история, единственная, которую мы не слышим из уст героя, а наблюдаем сами. В самом финале герой Маковецкого возвращается в спортивный зал, чтобы забрать предмет, который он забыл там. Этим предметом оказывается небольшая икона Богоматери. Возможно, что именно она помогла ему начать разговор о сопереживании другому, чужому человеку. И кто знает, как бы все обернулось, не будь ее в этом зале.

Фильм Никиты Михалкова спорный. О нем говорят и пишут, его обсуждают, и каждый находит в нем свое. Режиссер обращается к тем темам, которые касаются каждого из нас,- Чечня, правовое государство, вера, доброта. Но главной темой все же является сострадание. По словам режиссера, "фильм важен потому, что то, о чем мы там говорим, это то, о чем мы все думаем, но не всегда решаемся высказать это вслух. Тут нет развлечения - это сложная, но очень важная работа души и сердца. Я надеюсь, что некоторые мысли и убеждения у зрителя переменятся после картины в лучшую сторону. Главное, не оставайтесь равнодушными!". Поэтому рекламный слоган к фильму - "Для всех и про каждого" - предельно правдив. Он о том, что касается каждого из нас, а в совокупности всех до единого. Ведь не быть равнодушным и чувствовать боль другого в наше время получается совсем у немногих людей, и соотношение здесь будет не один к двенадцати, как показано в фильме, а гораздо меньше. Но учиться видеть чужую боль или пытаться просто ее заметить и захотеть помочь другому - многого стоит. Ведь суть кино - сопереживание. Жизни другого, и его боли, и его радости, и всем остальным чувствам. Если же в жизни нет сопереживания чужой боли, то должен был появиться фильм, который напомнил бы людям об этом. Указал на то, что есть другая жизнь, а не только то, что происходит перед глазами. Появление подобной картины - некий шанс для человека вернуть себе это утраченное ощущение сопереживания. И главное, не пропустить его мимо себя.

Спустя несколько дней после премьеры стало известно, что именно "12" будут представлять в этом году Россию на самом знаменитом кинематографическом конкурсе "Оскар" в 2007 году. Трудно сказать, какая судьба ждет картину там, но напомню, что за фильм "Утомленные солнцем" Н. Михалков в 1994 году получил именно эту награду.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4329&Itemid=83
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марфа Антоничева:
Все статьи автора
Последние комментарии
Эпоха страха
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-06-06 18:54
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 18:18
Жизнь по совести и хождение Духом Святым
Новый комментарий от Василий Литвинов
2020-06-06 18:10
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-06 17:53
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 17:50
Либеральная элита критикует Путина по его попущению?
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-06-06 17:48