Подвиг неосуждения

0
368
Время на чтение 3 минуты
Преподобный Максим Исповедник говорит: "Не должно ли ужаснуться, вострепетать..., что когда Бог Отец, не судя никого, Сам "весь суд отдал Сыну" (Ин. 5,22), Сын же вопиет: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7,1); "не осуждайте, и не будете осуждены" (Лк. 6,37), подобно и апостол: "Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь" (1 Кор. 4,5), и еще: "Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя" (Рим. 2,1), когда говорю это, так есть: люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга! Небо ужасается сему и земля трепещет" ("Христианская жизнь по "Добротолюбию", Харбин, 1930 г.).

Проходят столетия, а люди по-прежнему стоят перед все той же неприступной стеной осуждения и не могут преодолеть ее. Адам в раю, оправдываясь перед Богом, осудил Еву; Каин, осудив в душе брата своего Авеля, убил его; грех осуждения привел иудеев к убийству Мессии; и нас, новых каинитов и фарисеев, осуждение толкает на ежедневное духовное убийство братьев своих.

Осуждение мучает и самих осуждающих, оно не дает душе успокоиться, заставляет непрестанно следить за действиями окружающих и горьким ядом подозрительности отравляет душу.

Один современный нам старец как-то сказал: "Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать". Умом эти слова можно понять, но как их исполнить на деле? Для этого необходимо уразуметь, в чем причина осуждения. А причина в нашей ложной самооценке: осуждает другого тот, кто считает себя вправе судить, кто себя ставит выше брата своего, кто себя видит якобы лишенным тех грехов, в которых обвиняет окружающих. Тот, кто не осознал собственной духовной порчи, никогда не перестанет осуждать ближних.

Но ведь мы все заражены грехом - "несть человека, иже поживет и не согрешит" - все томимся своей испорченностью, все чаем избавления в жизни будущаго века, все нуждаемся в божественной помощи. Опять же, теоретически многие это знают, но когда доходит до дела, удержаться от осуждения бывает болезненно тяжело; нас тянет осуждать. Почему? - Потому, что осуждение стало нашей страстью, и, как всякая страсть, оно приносит нам бесовскую усладу, тонкое прелестное наслаждение. Как "приятно" в дружеской беседе кого-либо поосуждать, высмеять чьи-то недостатки, поухарничать и поерничать... Но неужели мы не верим Евангелию, предупреждающему, что за каждое слово придется все-таки некогда дать ответ, а значит и за это лжевеселие, замешанное на осуждении.

Борьба со страстью осуждения, как и с любой иной страстью, не может быть теоретической; она должна быть ежедневной, ежеминутной, всежизненной; она должна основываться на понуждении себя и на внимании к своим словам и мыслям. Иначе говоря, без умного делания, без духовного подвижничества здесь не обойтись. В чем же в данном случае должно состоять сие делание и сей подвиг? - Во внимательном слежении за собой во всех разнообразных жизненных обстоятельствах. При этом мы обязательно заметим, что в течение дня поводы к осуждению, словно невидимые подводные камни, окружают нас со всех сторон и грозят крушением кораблю души нашей. С Божией помощью, постепенно, мы научимся избегать столкновений с этими подводными камнями: там, где раньше нами овладевало раздражение - мы будем спокойны, где гневались - промолчим, где оправдывались - смиримся, где осуждали ближнего - помолимся о нем и о себе, дабы и нам не впасть в подобные прегрешения.

Очень скоро мы заметим, что душа наша, не отягощенная осуждением, испытывает подлинную духовную радость и легкость; и не мудрено - вериги чужих грехов больше не гнетут нас.

Как осуждение влечет за собой другие пороки: гнев, ссоры, убийства, так и победа над осуждением открывает путь добродетелям: чистой молитве, безгневию, безстрастию, видению своих грехов. Именно по этой причине демоны всячески опутывают душу сетью осуждения и препятствуют освобождению от этой страсти. В свою очередь и мы, по той же причине, не имеем права отлагать борьбу с осуждением, но должны начать внимательно следить за собой.

"Следить за собой" - золотое правило христианской нравственности, увы, так часто пренебрегаемое христианами. Как много усилий мы тратим на внешнюю деятельность и как мало сил оставляем на то, чтобы следить за собой. А ведь без этого внутреннего делания ничто внешнее не приведет ко спасению... Скажем, русские православные патриоты борются за возрождение православной царской России, и это хорошо, но в то же время нельзя упускать из виду, что возрожденная Россия и царь не принесут света Христова в наши души, если мы будем отягощены пороками. Можно ли представить себе более печальный исход: в России будет царствовать православный царь, а в наших душах - адоподобный мрак! А ведь так именно и случится с теми христианами, будь они даже трижды патриотами, которые не следят за собой, не ведут невидимой брани с собственными страстями, не заботятся о своей душе.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святаго. А Святый Дух как раз и именуется Царем Небесным. Об утверждении в душах наших Этого Царя и следует позаботиться в первую очередь. Для сего необходимо вступить на путь умного делания, на путь духовной борьбы со страстями; и с Божией помощью одну за другой, последовательно побеждать их. А начать борьбу можно все с той же страсти осуждения.

В заключение вновь повторю мудрые слова старца: "Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать".

http://www.russned.ru/stats/882
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

монах Селафии́л (Филипьев)
«Афон. Год вечности»,
премьера фильма
19.09.2022
«Личность о. Серафима (Роуза) как символа
нашего времени». Рассказ
30.06.2022
Писатель русского зарубежья
Беседа с иноком Всеволодом (Филипьевым)
28.10.2011
Все статьи монах Селафии́л (Филипьев)
Последние комментарии
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 08:26
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11