Председатель Комиссии Лучано Виоланте среди проблем, стоящих перед депутатами, назвал трудность определения, что же такое религия и можно ли считать религиями различные секты с их учениями. По его словам, многие, например, считают религией сайентологию, сам же он придерживается иного мнения.
Некоторые депутаты утверждают, что поправки к закону о религиозной свободе вообще не нужны. Италия свободная, демократическая страна, где статья 8 Конституции четко гласит: "Все религиозные исповедания одинаково свободны перед законом".
В принципе это верно, но теория и практика никогда полностью не совпадают. Ситуация осложнилась в 90-х годах прошлого века, когда началась массовая иммиграция в Италию жителей Африки и Азии, последователей таких непривычных для европейцев религий, как ислам, индуизм, буддизм, даосизм.
Нигде в мире астрология не пользуется таким авторитетом, как в Индии
Религиозная свобода выражается не только в возможности беспрепятственно совершать обряды и другие культовые действия. Она означает, что представители той или иной религии имеют право посещать своих единоверцев в больницах или тюрьмах, могут оказывать духовную поддержку военнослужащим и отмечать свои праздники, добиваться признания легитимным брака, заключенного по некатолическому обряду. Закон о религиозной свободе означает, что все религиозные общины могут частично финансироваться за счет средств, которые налогоплательщики выделяют на социально-благотворительные организации.
В настоящее время в Италии можно выделить несколько религиозных организаций и общин, в разной степени пользующихся такой свободой. В первом ряду идет Римско-Католическая Церковь, чьи права и обязанности были оговорены в Конкордате 1929 г. и пересмотрены в 1984 г. Этот документ дает Католической Церкви широкие права в области образования, семейно-брачных отношений, собственности (в том числе и недвижимости), вплоть до экстерриториальности Ватикана и его главных учреждений. Затем идут шесть религиозных общин, которые заключили "договор о взаимопонимании" с государством. К ним относятся вальденсы-методисты (договор заключен в 1984 г.), адвентисты и пятидесятническая Церковь "Ассамблея Бога" (1988 г.), иудеи (1989 г.), баптисты и лютеране (1995 г.). С буддистами и "Свидетелями Иеговы" аналогичные договоры были подписаны в 2000 г., но никогда не были ратифицированы парламентом. В настоящее время правительство ведет переговоры с одной из крупнейших мусульманских организаций страны - Союзом исламских общин Италии (СИОИ). Однако заключение договора затрудняет то обстоятельство, что СИОИ подозревают в связях с "Братьями-мусульманами" и в поддержке экстремизма.
Далее следуют религиозные организации, получившие статус юридического лица, и, наконец, те, что не имеют никакого юридического статуса. К ним относятся не только, например, приверженцы индуизма, но и православные, несмотря на то что их численность довольно велика. На протяжении последних десяти лет они приезжали в Италию из Украины, Румынии, Молдавии, Боснии и Герцеговины и других стран. На эти религии и христианские конфессии, по крайней мере теоретически, по-прежнему распространяются не совсем либеральные нормы, которые были приняты в 1929-1930 гг. при режиме Муссолини для так называемых разрешенных культов.
Что касается Католической Церкви, то она в принципе положительно относится к существующему закону о религиозной свободе. Его озвучил по приглашению Лучано Виоланте 10 января текущего года в Палате депутатов (нижней палате) итальянского парламента генеральный секретарь Конференции католических епископов Италии епископ Джузеппе Бетори. Он напомнил, что принцип религиозной свободы закреплен в документах II Ватиканского Собора, особенно в соборном заявлении "Dignitаtis humanae" ("О человеческом достоинстве").
Однако, по словам Бетори, свобода вероисповедания не означает полного равенства для всех религий. Он выступил за то, чтобы Католическая Церковь пользовалась предпочтительным статусом ввиду ее особой роли в истории и культуре Италии. По словам Виоланте, ислам создает "определенные трудности". Речь, в частности, идет о семейно-брачных отношениях. Закон о религиозной свободе предусматривает, что брак, заключенный по правилам той или иной религии, равно как и католический брак, действителен и в гражданской сфере. Но мусульманский брак не таинство (в исламе вообще нет таинств), которое непременно должно совершаться в мечети.
Браком для мусульман является гражданский договор, который заключается в присутствии кади ("судьи"). Кроме того, мусульманское право разрешает мужчине иметь до четырех жен. Значит ли это, что в итальянское законодательство исподтишка протаскивается полигамия, то есть многоженство? Именно за это выступают некоторые лидеры исламских общин Италии, такие как, например, профессор Мухаммад Бахауддин Гревати, сириец и представитель СИОИ.
В интервью газете "Коррьере делла сера" Гревати открыто перечислял достоинства полигамии, вызвав тем самым острую критику в итальянских СМИ. Однако депутат Доменико Мазелли, разработчик закона о религиозной свободе, исключает, что многоженство пустит корни в Италии. Закон предусматривает, что все действующие на территории страны религии должны подчиняться итальянскому законодательству, которое без обиняков запрещает двоеженство, а тем более полигамию. По мнению депутата, этот запрет не ущемляет права мусульман. В качестве довода он приводит то обстоятельство, что полигамия запрещена и в ряде мусульманских стран.
Принятие закона о религиозной свободе может быть привлекательным для многих итальянцев-мужчин, которые смогут объяснить свою "любвеобильность" принадлежностью к исламу и завести нескольких жен, если их состояние им это позволяет!
http://religion.ng.ru/society/2007-03-07/5_italy.html