itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Интересы читательской аудитории православного Рунета. Результаты статистического исследования

0
100
Время на чтение 6 минут
Всечестные отцы, братья и сестры!

По благословению Патриарха Алексия II Сретенский монастырь уже третий год проводит катехизические курсы. В октябре-декабре 2006 года был реализован курс для молодежи 18-35 лет "Христианская семья в современном мире". В Большой аудитории лектория Политехнического музея прошли двенадцать встреч-лекций (по вторникам с 18:00 до 21:00). Подробнее о самом курсе можно прочитать на сайте Православие.Ru. А сейчас я хотел бы рассказать о результатах одного из опросов, проведенных редакцией нашего сайта совместно с организаторами курсов среди слушателей. Целью этого опроса было определить интересы читательской аудитории православного Интернета.

К концу декабря в лекционном курсе в Политехническом музее приняли участие всего более 1000 человек. На каждой из встреч было около 400 молодых людей (практически равного количества обоих полов). Как оказалось, на курсах были и стар и млад: люди от 17 до 60 лет. Возрастом старше 33 лет было около 10% слушателей. Треть, и большая часть слушателей приходилась на возрастную категорию от 21 до 24 лет. 87 % из пришедших не состояли в браке). Редакцию интернет-проектов Сретенского монастыря интересовал опрос именно в такой аудитории, т.к. эта аудитория больше всего нуждается в катехизации, больше всего требует информации о Православии. Сразу оговоримся, что пришедшие на курсы молодые люди - не вполне заурядный срез нашего общества. Это прежде всего люди, деятельно ищущие получить знания о семье (42%) и о христианской жизни (29%). Точка зрения и интересы таких с одной стороны активных, а с другой - вдумчивых молодых людей больше всего интересовали нашу редакцию. Хорошо, если именно эти люди составляют или будут составлять читательскую аудиторию сайтов о Православии, т.к. именно они могут послужить закваской для воцерковления российского общества.

Для того, чтобы узнать аудиторию, интересы пришедших, был проведен социологический опрос. В опросе о завершающемся лекционном курсе приняли участие 285 человек из около 400 присутствующих. К этому опросу прилагалась анкета с вопросами о читательских интересах в сети Интернет, которую заполнили только две трети из отвечавших. Таким образом, мы имели небольшую выборку из 180 анкет. Еще одним очевидным недостатком нашего опроса было то, что география опрашиваемых ограничивалась только москвичами.

Наиболее активно отвечали на вопросы интернет-анкеты посетители курсов в возрасте от 25 лет и выше. Оказалось, что читают сайты, посвященные православной вере, больше всего в возрасте от 25 до 32 лет. Более молодое поколение скорее предпочитает светские сайты, а треть из тех, кому за 32, вообще почти не пользуется Интернетом не в рабочих целях.

Регулярно читают православные сайты чуть более половины опрошенных. Четверть посетителей наших курсов заходило на православные сайты весьма редко, а каждый пятый почти не использовал Интернет.

Вне зависимости от того, как часто опрашиваемые заходили в Интернет и на сайты о Православии, интересы к православному Интернету у них распределились следующим образом (каждый отвечающий мог выбрать до трех наиболее значимых для него пунктов из семи):

новости - 20%
статьи по конкретной проблематике - 20%
вопросы священнику - 15%
православный календарь, информация о храмах - 12%
общение на форумах, в "живом журнале" и "блоготворчество" - 11%
библиотеки православной литературы и конспекты лекций - 10%
фильмы, музыка, и другие медиа-файлы (в том числе аудио-лекции и аудио-книги) - 10%

Границы между некоторыми категориями мало различимы, но очевидным лидером читательского спроса являются новости, проблемные статьи и вопросы священнику. Хотя по статистике портала Православие.Ru больше всего запросов идет на страницы календаря, житий святых и чтений из Священного Писания, которым не уступают страницы раздела "Вопросы священнику".

Нашу редакцию интересовало, какие качественные изменения необходимы активным православным ресурсам. Этот вопрос возник и с той целью, чтобы понять, что надо предпринять православным сайтам, дабы заинтересовать светскую аудиторию, чтобы выйти из так называемого "информационного гетто".

По результатам опроса выяснилось, что нашим читателям более всего не хватает единых баз данных православных событий, анонсов различных мероприятий (например, миссионерского направления или расписаний паломнических поездок). Регулярные читатели отмечают недостаток общей информационной базы приходов и монастырей, актуальной справочной информации для паломников (как доехать, где остановиться, жить, питаться при посещении святых мест), а также централизованных систематизированных каталогов выпускаемой различными православными издательствами литературы с возможностью поиска по ним. Кроме того, было замечено, что даже в специальных разделах для ответов священства на вопросы посетителей не всегда можно получить ответ на свой вопрос.

Таким образом, по большей части нашей аудитории не хватает централизованных баз данных различного направления, которые бы на одном сайте охватывали актуальную информацию из и о различных приходах, монастырях, епархиях. Интернет-пользователи не могут найти мудрых и одновременно доступных священников с возможностью получить ответы на свои вопросы. Впрочем, если бы их хватало в самих храмах, вопрос их поиска в Интернете отпал бы сам собой.

Конечно, от создателей православных интернет-ресурсов ожидают большего профессионализма.

О проблеме выхода из "информационного гетто" высказывались не многие. Среди них более 40% опрошенных видит проблему выхода из "гетто" не в преобразовании самих православных сайтов, т.к. они и так постепенно развиваются и заполняют неудовлетворенный спрос новыми, во многом исчерпывающими предложениями. Такие из слушателей наших курсов посчитали, что светский читатель сам должен созреть для того, чтобы заинтересоваться сайтами о православной вере, иначе говоря, преобразования должны коснуться не столько православного Интернета, сколько самой светской аудитории. Здесь, конечно, актуальными явились замечания многих о том, что в духовном плане необходимо совершенствоваться прежде всего самим создателям православных ресурсов, т.к. нередко оказывается, что православные верующие (в особенности на форумах) мало чем отличаются от светских посетителей наших сайтов. Кроме того, раздавались призывы:

- к более простому и понятному изложению материалов;
- к открытости и чуткости к невоцерковленному миру;
- к большему приближению наших сайтов к проблемам современной жизни общества;
- и даже к мимикрии православных сайтов под сайты светские.

Подобные предложения поступили от половины опрошенных, в большей своей части несемейных молодых людей до 25 лет.

Немало из анкетируемых посетителей курсов предложили осуществлять баннерные и другие рекламные кампании на светских ресурсах, а также на телевидении, обращая внимание светской публики на самые интересные и яркие материалы православных сайтов. С одной стороны, такие предложения понятны, т.к. многие светские люди даже не подозревают о существовании целого ряда больших православных порталов. Но, с другой стороны, по довольно богатому опыту работы на сайте Православие.Ru мы можем сказать, что такие весьма дорогостоящие рекламные кампании могут серьезно увеличить аудиторию только недавно запущенных и развивающихся проектов. На деле прирост посещаемости заметен только во время проведения баннерной акции - позже активность спадает также быстро, как быстро уменьшается количество показанных баннеров, и прирост аудитории составляет десятые доли одного процента посетившей нас благодаря рекламе публики. Подобные баннерные кампании, на которые уходят тысячи долларов, обладают невысоким КПД воцерковления светской аудитории.

Итак, по вопросу выхода православных сайтов из "информационного гетто" слушатели курсов разделились на две больших группы: с одной стороны молодые люди, которые в большей своей части считают, что надо менять православные сайты, с другой стороны - более взрослые, которым свойственно думать, что необходимо менять сам светский мир. Меня удивил ответ одного сорокалетнего мужчины, регулярно пользующегося Интернетом. Для привлечения светской публики к сайтам о Православии, он предложил проводить лекции в высших учебных заведениях, мероприятия по ознакомлению с Православием в общеобразовательной школе, факультативные курсы - т.е., опять же, он предложил изменить сознание самих светских людей, заинтересовать их вопросами веры, чтобы они сами начали поиск необходимой для них информации в православном Рунете.

В проведенном опросе был также вопрос: что больше всего мешает (раздражает) в православном Интернете. Подавляющее большинство не отметило раздражающих факторов. Очень часто можно было встретить ответ "пока ничего не мешает". Но были отдельные замечания как по техническим моментам (хостинг на более устойчивых и надежных серверах, создание полноценного поисковика по православному Рунету...), так и по содержанию сайтов (более регулярное обновление расписаний богослужений, улучшение анкет для знакомств православных...).

Резюмируя сказанное, можно отметить, что интересы читателей православного Рунета столь же разнообразны, как и видение проблемы выхода сайтов о Православии на более широкую аудиторию. Последнее требует совершенствования как самих сайтов, так еще более - нравственного совершенствования их создателей. Впрочем, расширение аудитории православных сайтов невозможно без широкого просвещения российского общества в вопросах веры, которое должно осуществляться далеко не только с помощью одного Интернета.

Спасибо за внимание.

Массалитин Максим Сергеевич, технический редактор портала "Православие.Ru" (www.pravoslavie.ru)

http://www.orthonet.ru/2007/massalim.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Максим Массалитин
Все статьи Максим Массалитин
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.02.2023 14:16
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от учитель
05.02.2023 06:17
День окончания героической обороны Троице-Сергиевого монастыря
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.02.2023 23:41
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.02.2023 23:12
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
04.02.2023 22:48
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.02.2023 17:16
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34