"Патриотизм живёт в конкретных маленьких вещах"

Новости Москвы  Фильм "Остров" Павла Лунгина 
0
832
Время на чтение 7 минут
Одним из шести призов "Золотой Орёл", выпавших на долю фильма Павла Лунгина "Остров", был удостоен популярнейший и любимый зрителями Виктор СУХОРУКОВ. В интервью "ЛГ" он говорит об "Острове" и о своей карьере, об актёрской профессии и родной стране, об имперском сознании и чувстве патриотизма.

- Какова была ваша реакция, когда Лунгин предложил вам роль старца Филарета?

- Он и не собирался меня приглашать. Даже не думал обо мне. Но до того, как Павел Лунгин приступил к работе над фильмом "Остров" по сценарию Дмитрия Соболева, я встретился с Петром Мамоновым. А Пётр Мамонов - мой давний друг. И он соратник Лунгина - со времён фильма "Такси-блюз". Потом жизнь их разбросала, и тут они снова объединились. И Пётр Мамонов предлагает Лунгину фамилию Сухорукова. Тот отреагировал адекватно: "Ну какой же он монах?! За ним шлейф ролей бандитов, бритоголовых уродов, негодяев, убийц". На что Пётр якобы сказал: "Вызывайте, пробуйте, вы его не знаете". А Павел Семёнович Лунгин очень любит актёров. Более того, он редкий кинорежиссёр, который любит театр. Насколько я знаю, кинорежиссёры не очень-то любят театральное дело. Считают его мёртвым искусством. Лунгин любит. Он пригласил меня на кинопробы. Причём, когда я уже отснялся, шёл снимать грим, художник-гримёр вдруг говорит: "Виктор Иванович, бегите назад. Лунгин зовёт". - "Сейчас бороду сниму". - "Нет, прямо в бороде бегите". Бегу назад. Режиссёр говорит: "Давай мы ещё и монолог запишем на кинокамеру".

Потом я уехал на Дон, где Бондарчук снимал картину "Они сражались за Родину", во время съёмок которой и умер Шукшин. Меня туда пригласили в связи с 85-летием Бондарчука и годовщиной смерти Шукшина. На Дону была организована экскурсия в мужской монастырь, который сейчас восстанавливается. И представьте, именно там, в монастыре, мне позвонили сказать, что я утверждён на роль монаха Филарета. Так я и оказался в фильме "Остров", чему очень рад.

- Насчёт шлейфа ролей бандитов всё же не совсем справедливо. Кроме ролей в "Брате", "Антикиллере", была роль царя в картине "Бедный, бедный Павел" и, на мой вкус, блистательная роль советского номенклатурного чина в фильме "Не хлебом единым". Почему возникает ситуация, когда актёр, даже знаменитый, эксплуатируется всё-таки в основном в одном амплуа?

- Оказывается, чтобы стать по крайней мере популярным (замечу: популярность - на время, знаменитость - надолго, слава - навечно), нужно проделать колоссальную работу и к тому же оказаться в нужном месте в нужное время под счастливой звездой. Такая случайность приключается редко. Я это сегодня называю чудом. На меня бремя популярности, кокетливо говоря, легло довольно поздно, в 40 с лишним лет.

Но известность может оказать медвежью услугу в дальнейшей судьбе. Могут говорить: "А он исчерпал себя, работает на штампах... Да он уже неинтересен, ничего новенького". Люди не то чтобы не хотят - не успевают познавать актёра. Мы все стремительно живём. Легче эксплуатировать старое. Чтобы отыскивать неожиданное, нужно немножко больше трудиться.

В моём случае сработало уважение и доверие Лунгина к Мамонову, любовь к актёрам Лунгина. И то, наверное, что режиссёр был удовлетворён кинопробами.

- Уж это вряд ли случайность...

- Для меня на сегодняшний день не существует случайностей. Мне так кажется. Если случайность тянет за собой шлейф событий, разве это случайность? Это либо дар, либо снисхождение. Чудо в конце концов.

А что касается диапазона - от брата до монаха... Игра всё это. Я актёр, игрок, я клоун.

Поймите, я же был верующим человеком и до фильма "Остров". И 30 лет назад, когда играл в "Комедии строгого режима". Разве я когда-нибудь помышлял, что я сыграю роль Ленина или убийцу-отморозка в "Антикиллере"? Многое из того, что я сыграл, мне не свойственно. Скажу больше - непонятно. И сегодня я порой смотрю фильм со своим участием и сам себе задаю вопрос: "А как это у меня получилось?" Это нормально. Видимо, это просто очень цепкое, настырное, въедливое выполнение задач режиссёра. А верить надо всегда - и в себя, и в дело, которым ты занимаешься.

- Актёр имеет возможность отказываться от однотипных ролей, которые ему навязывают?

- Как-то Мордюкову спросили: что же вы всё простых женщин играете, все колхозниц каких-то... Она ответила: "Ну, кто-то должен это делать". А дальше - интереснее: "Если это у меня получается, почему я не должна этого делать? Всё равно это относится к моему ремеслу".
Есть, конечно, такое слово - творчество, но есть слово - ремесло. И оно тоже имеет право на существование. Я хочу быть творцом. Но я допускаю и какие-то поточные вещи. Был бы выбор. Когда не будет выбора - о чём мы с вами будем говорить? Какие вы будете задавать мне вопросы, если я буду страдать от безработицы, от безденежья, от забвения? Самое главное - не что я играю. Самое главное - как я играю. А ещё главнее - что я нужен.

- Лирические роли вас интересуют?

- Очень. И я горевал, когда в прошлом году у меня сорвался один сценарий, где впервые в жизни мне режиссёр (женщина!) предложила роль героя-любовника. Даже с эротическими сценами. Но не получилось. Думаю, я ещё успею не состариться, как получу такую роль.

- Есть режиссёрский кинематограф и актёрский. Какой тип режиссёра для вас предпочтительнее?

- Для меня важнее режиссёры, которые уважают актёров. И для меня интереснее режиссёры, которые рассказывают историю, а не самовыражаются. Если режиссёры самовыражаются, тогда актёры им не нужны. Я хочу быть необходимым как личность. И нужен до такой степени, что меня и заменить нельзя. Вот таких режиссёров я люблю.

А артхаусное это кино, жанровое или дебют - не важно. Союз должен быть обязательно. Если режиссёр сам по себе, актёр сам по себе - ничего хорошего не выйдет.

- Сейчас известный Сухоруков приходит - и его уже не трогают... Мол, сам всё знает...

- Нет. Сухоруков подчиняется режиссёрам, хотя я беру на себя смелость разговаривать с ними. И спорить с ними. Почему я имею право на дискуссию? Я не прихожу пустой. Я человек предлагающий...

- Варианты игры?

- Варианты решения образов. А режиссёр уже выбирает. Есть такие режиссёры, которым этого не надо. Их инициативы актёра раздражают. Но это сразу заметно. И если тебе хочется сыграть эту роль, а режиссёр не любит инициативных участников, можно успокоиться и выполнять свою работу. Потому что в результате - я говорю про кино - ты уходишь, когда заканчиваются съёмки. А остаётся режиссёр и - ножницы.

- Если говорить об актёрской школе...

- Меня не учили традициям. Меня учили быть на сцене. Хотя если говорить банально, мне кажется, я сформировался под знаменем Михаила Чехова.

Я учился профессии. Самое главное - удержать внимание зрителя к себе, к действу. Поэтому не советую сидеть на стуле. Под стулом сидеть интереснее - в искусстве. Я никогда не думал о традициях. Именно это сегодня позволяет мне сохранять экспериментаторский дух. Я могу, как у нас говорят, "работать по духовке", то есть показывать жизнь человеческого духа, а могу играть в формальной манере. Всё зависит от материала, от жанра и... задач режиссёра.

- В театре играете?

- К сожалению, не избалован театральными работами в последнее время. Но премьерствую в спектакле "Сны Родиона Романовича Раскольникова", который идёт в Центре Высоцкого. Режиссёр молодой - Павел Сафонов. Это в "Театральном товариществе 814" под руководством Олега Меньшикова. Играю и Порфирия Петровича, и Разумихина, и старуху-процентщицу, и Пульхерию Александровну, мать Раскольникова.

Больше у меня в театральном мире ничего нет.

- Вы считаете, что есть подспудное противостояние Петербурга Москве?

- Какое противостояние? Противостояния быть не может, потому что я из России. Если бы меня судьба закинула в Рязань, или Комсомольск-на-Амуре, или во Владивосток - кем бы я считался? Так сложилась моя жизнь, что я прожил и учился в Москве, а главную часть жизни работал в Петербурге. Я, наверное, один из тех, кто может рассуждать, сравнивать эти два города и перемычку между ними - хотите, под названием "Красная стрела", хотите, - Ленинградское шоссе. Но я не считаю себя дитём ни Москвы, ни Ленинграда. Я дитя своей страны. А родина моя - город Орехово-Зуево Московской области.

- Часто сравнивают нашу актёрскую школу и голливудскую. На ваш взгляд, насколько корректны эти противопоставления?

- Голливуд он и есть Голливуд. У них и НАТО есть. У них и форма в армии другая. У них много чего другое. У нас нет Калифорнии. Зато у нас есть Сочи.

Мне неинтересно на эту тему рассуждать, хотя есть что сказать. Например, я узнал одну историю. Представители отборочной комиссии Каннского фестиваля обратили внимание на одну из российских картин. В прошлом году дело было. Но предложили её подсократить и подрезать. Тогда, дескать, возьмём в программу. И люди сократили фильм, подрезали - а Канн её не взял. Вопрос: значит, ты, сукин сын, делал эту картину для Канн, а не для Российской империи? Я не говорю о чести, достоинстве. Я говорю о художественности. О творчестве. Ты для кого работаешь? Ты занимаешься высоким искусством. Ты хочешь нести свою фантазию, своё киноизобретение людям. И вдруг подлаживаешься под какого-то представителя Каннского фестиваля. Я очень уважаю этот международный фестиваль. Но оглянись вокруг. Сядь в самолёт. Взлети над родной землёй, и ты увидишь, насколько велика твоя земля, художник! Обслужи её от Калининграда до Владивостока! Что тебе Канн?

А что касается голливудской школы... Знать не знаю и знать не хочу. Они бьются в фанерные двери тряпочными кулачками, изображая страх и ужас или страстную любовь, бегают от монстров... Да, зрелищно, да, любопытно. Но работать, как они, я не хочу. Мне бы Россию обслужить - жизни не хватит.

- Да вы имперский человек, Виктор Иванович!
- Конечно, имперский. А чем же плохо? Я под словом "империя" подразумеваю ширь, объём, масштаб, мощь. Не силу звериную, а силу духовную. Империя-то - слово неплохое. Я на него реагирую не с политической точки зрения, а с точки зрения жизнестойкости моей родины. Вот и всё.

- То есть у вас жёстко-государственная позиция?

- Нет, не думаю, что я государственник. Потому как я очень одинокий человек. Я за личность. А человек, который проповедует личность, не может быть государственником. Я за государство, потому что это та машина, которая должна меня оберегать, охранять, взращивать. Потому что гражданин ей нужен. Если государство гражданина будет только мучить, изничтожать и гробить, само понятие "государство" может исчезнуть.

Что касается патриотизма... Можно быть патриотом семьи, своего двора, дома... Патриотизм живёт в конкретных маленьких вещах. Допустим, я люблю Родину - и что дальше? А когда я говорю, что я люблю квартиру или дом, то это означает, что содержу её в порядке, чистоте. Если я патриот своего дома и двора, то я выйду на субботник, посажу дерево. Не вывалю ведро с мусором на лестничную клетку. Если патриот своей профессии - то буду работать качественно, честно, добросовестно. А из этих маленьких патриотизмов и возникает нечто огромное, большое, которому найдётся лозунговое название. Но оно будет теоретическое, воззвательное, идеологическое... Далёкое от человека, одним словом.

- Вы неожиданно упомянули про одиночество. В чём причина повсеместности этого ощущения?

- Раньше личностей ставили в строй. Они всегда оказывались в шеренге, в колонне... Сегодня эти геометрические фигуры рассыпались, и каждый существует на своём островке.

Может быть, этот период пройдёт. Но, по-моему, личность и одиночество - вещи, стоящие рядом. В общих вопросах мы можем услышать друг друга и покивать головами. А в каких-то более серьёзных внутренних проблемах, касающихся творчества, любви, мы разбираемся сами... Наедине с собой. Со своей совестью.

Беседу вела Жанна ВАСИЛЬЕВА

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg052007/Polosy/1_3.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Сухоруков
Все статьи Виктор Сухоруков
Новости Москвы
Все статьи темы
Фильм "Остров" Павла Лунгина
«Пётр Николаевич показал преображающую силу покаяния»
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Петра Мамонова
16.07.2021
Как Лунгин научит нас Родину «любить»!
Профессор Валентин Семёнов об антирусском сериале известного режиссера
03.04.2015
«Остров» в тумане
Возвращаясь к фильму П.Лунгина
10.12.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40