"Патриотизм живёт в конкретных маленьких вещах"

Одним из шести призов "Золотой Орёл", выпавших на долю фильма Павла Лунгина "Остров", был удостоен популярнейший и любимый зрителями Виктор СУХОРУКОВ. В интервью "ЛГ" он говорит об "Острове" и о своей карьере, об актёрской профессии и родной стране, об имперском сознании и чувстве патриотизма.

- Какова была ваша реакция, когда Лунгин предложил вам роль старца Филарета?

- Он и не собирался меня приглашать. Даже не думал обо мне. Но до того, как Павел Лунгин приступил к работе над фильмом "Остров" по сценарию Дмитрия Соболева, я встретился с Петром Мамоновым. А Пётр Мамонов - мой давний друг. И он соратник Лунгина - со времён фильма "Такси-блюз". Потом жизнь их разбросала, и тут они снова объединились. И Пётр Мамонов предлагает Лунгину фамилию Сухорукова. Тот отреагировал адекватно: "Ну какой же он монах?! За ним шлейф ролей бандитов, бритоголовых уродов, негодяев, убийц". На что Пётр якобы сказал: "Вызывайте, пробуйте, вы его не знаете". А Павел Семёнович Лунгин очень любит актёров. Более того, он редкий кинорежиссёр, который любит театр. Насколько я знаю, кинорежиссёры не очень-то любят театральное дело. Считают его мёртвым искусством. Лунгин любит. Он пригласил меня на кинопробы. Причём, когда я уже отснялся, шёл снимать грим, художник-гримёр вдруг говорит: "Виктор Иванович, бегите назад. Лунгин зовёт". - "Сейчас бороду сниму". - "Нет, прямо в бороде бегите". Бегу назад. Режиссёр говорит: "Давай мы ещё и монолог запишем на кинокамеру".

Потом я уехал на Дон, где Бондарчук снимал картину "Они сражались за Родину", во время съёмок которой и умер Шукшин. Меня туда пригласили в связи с 85-летием Бондарчука и годовщиной смерти Шукшина. На Дону была организована экскурсия в мужской монастырь, который сейчас восстанавливается. И представьте, именно там, в монастыре, мне позвонили сказать, что я утверждён на роль монаха Филарета. Так я и оказался в фильме "Остров", чему очень рад.

- Насчёт шлейфа ролей бандитов всё же не совсем справедливо. Кроме ролей в "Брате", "Антикиллере", была роль царя в картине "Бедный, бедный Павел" и, на мой вкус, блистательная роль советского номенклатурного чина в фильме "Не хлебом единым". Почему возникает ситуация, когда актёр, даже знаменитый, эксплуатируется всё-таки в основном в одном амплуа?

- Оказывается, чтобы стать по крайней мере популярным (замечу: популярность - на время, знаменитость - надолго, слава - навечно), нужно проделать колоссальную работу и к тому же оказаться в нужном месте в нужное время под счастливой звездой. Такая случайность приключается редко. Я это сегодня называю чудом. На меня бремя популярности, кокетливо говоря, легло довольно поздно, в 40 с лишним лет.

Но известность может оказать медвежью услугу в дальнейшей судьбе. Могут говорить: "А он исчерпал себя, работает на штампах... Да он уже неинтересен, ничего новенького". Люди не то чтобы не хотят - не успевают познавать актёра. Мы все стремительно живём. Легче эксплуатировать старое. Чтобы отыскивать неожиданное, нужно немножко больше трудиться.

В моём случае сработало уважение и доверие Лунгина к Мамонову, любовь к актёрам Лунгина. И то, наверное, что режиссёр был удовлетворён кинопробами.

- Уж это вряд ли случайность...

- Для меня на сегодняшний день не существует случайностей. Мне так кажется. Если случайность тянет за собой шлейф событий, разве это случайность? Это либо дар, либо снисхождение. Чудо в конце концов.

А что касается диапазона - от брата до монаха... Игра всё это. Я актёр, игрок, я клоун.

Поймите, я же был верующим человеком и до фильма "Остров". И 30 лет назад, когда играл в "Комедии строгого режима". Разве я когда-нибудь помышлял, что я сыграю роль Ленина или убийцу-отморозка в "Антикиллере"? Многое из того, что я сыграл, мне не свойственно. Скажу больше - непонятно. И сегодня я порой смотрю фильм со своим участием и сам себе задаю вопрос: "А как это у меня получилось?" Это нормально. Видимо, это просто очень цепкое, настырное, въедливое выполнение задач режиссёра. А верить надо всегда - и в себя, и в дело, которым ты занимаешься.

- Актёр имеет возможность отказываться от однотипных ролей, которые ему навязывают?

- Как-то Мордюкову спросили: что же вы всё простых женщин играете, все колхозниц каких-то... Она ответила: "Ну, кто-то должен это делать". А дальше - интереснее: "Если это у меня получается, почему я не должна этого делать? Всё равно это относится к моему ремеслу".
Есть, конечно, такое слово - творчество, но есть слово - ремесло. И оно тоже имеет право на существование. Я хочу быть творцом. Но я допускаю и какие-то поточные вещи. Был бы выбор. Когда не будет выбора - о чём мы с вами будем говорить? Какие вы будете задавать мне вопросы, если я буду страдать от безработицы, от безденежья, от забвения? Самое главное - не что я играю. Самое главное - как я играю. А ещё главнее - что я нужен.

- Лирические роли вас интересуют?

- Очень. И я горевал, когда в прошлом году у меня сорвался один сценарий, где впервые в жизни мне режиссёр (женщина!) предложила роль героя-любовника. Даже с эротическими сценами. Но не получилось. Думаю, я ещё успею не состариться, как получу такую роль.

- Есть режиссёрский кинематограф и актёрский. Какой тип режиссёра для вас предпочтительнее?

- Для меня важнее режиссёры, которые уважают актёров. И для меня интереснее режиссёры, которые рассказывают историю, а не самовыражаются. Если режиссёры самовыражаются, тогда актёры им не нужны. Я хочу быть необходимым как личность. И нужен до такой степени, что меня и заменить нельзя. Вот таких режиссёров я люблю.

А артхаусное это кино, жанровое или дебют - не важно. Союз должен быть обязательно. Если режиссёр сам по себе, актёр сам по себе - ничего хорошего не выйдет.

- Сейчас известный Сухоруков приходит - и его уже не трогают... Мол, сам всё знает...

- Нет. Сухоруков подчиняется режиссёрам, хотя я беру на себя смелость разговаривать с ними. И спорить с ними. Почему я имею право на дискуссию? Я не прихожу пустой. Я человек предлагающий...

- Варианты игры?

- Варианты решения образов. А режиссёр уже выбирает. Есть такие режиссёры, которым этого не надо. Их инициативы актёра раздражают. Но это сразу заметно. И если тебе хочется сыграть эту роль, а режиссёр не любит инициативных участников, можно успокоиться и выполнять свою работу. Потому что в результате - я говорю про кино - ты уходишь, когда заканчиваются съёмки. А остаётся режиссёр и - ножницы.

- Если говорить об актёрской школе...

- Меня не учили традициям. Меня учили быть на сцене. Хотя если говорить банально, мне кажется, я сформировался под знаменем Михаила Чехова.

Я учился профессии. Самое главное - удержать внимание зрителя к себе, к действу. Поэтому не советую сидеть на стуле. Под стулом сидеть интереснее - в искусстве. Я никогда не думал о традициях. Именно это сегодня позволяет мне сохранять экспериментаторский дух. Я могу, как у нас говорят, "работать по духовке", то есть показывать жизнь человеческого духа, а могу играть в формальной манере. Всё зависит от материала, от жанра и... задач режиссёра.

- В театре играете?

- К сожалению, не избалован театральными работами в последнее время. Но премьерствую в спектакле "Сны Родиона Романовича Раскольникова", который идёт в Центре Высоцкого. Режиссёр молодой - Павел Сафонов. Это в "Театральном товариществе 814" под руководством Олега Меньшикова. Играю и Порфирия Петровича, и Разумихина, и старуху-процентщицу, и Пульхерию Александровну, мать Раскольникова.

Больше у меня в театральном мире ничего нет.

- Вы считаете, что есть подспудное противостояние Петербурга Москве?

- Какое противостояние? Противостояния быть не может, потому что я из России. Если бы меня судьба закинула в Рязань, или Комсомольск-на-Амуре, или во Владивосток - кем бы я считался? Так сложилась моя жизнь, что я прожил и учился в Москве, а главную часть жизни работал в Петербурге. Я, наверное, один из тех, кто может рассуждать, сравнивать эти два города и перемычку между ними - хотите, под названием "Красная стрела", хотите, - Ленинградское шоссе. Но я не считаю себя дитём ни Москвы, ни Ленинграда. Я дитя своей страны. А родина моя - город Орехово-Зуево Московской области.

- Часто сравнивают нашу актёрскую школу и голливудскую. На ваш взгляд, насколько корректны эти противопоставления?

- Голливуд он и есть Голливуд. У них и НАТО есть. У них и форма в армии другая. У них много чего другое. У нас нет Калифорнии. Зато у нас есть Сочи.

Мне неинтересно на эту тему рассуждать, хотя есть что сказать. Например, я узнал одну историю. Представители отборочной комиссии Каннского фестиваля обратили внимание на одну из российских картин. В прошлом году дело было. Но предложили её подсократить и подрезать. Тогда, дескать, возьмём в программу. И люди сократили фильм, подрезали - а Канн её не взял. Вопрос: значит, ты, сукин сын, делал эту картину для Канн, а не для Российской империи? Я не говорю о чести, достоинстве. Я говорю о художественности. О творчестве. Ты для кого работаешь? Ты занимаешься высоким искусством. Ты хочешь нести свою фантазию, своё киноизобретение людям. И вдруг подлаживаешься под какого-то представителя Каннского фестиваля. Я очень уважаю этот международный фестиваль. Но оглянись вокруг. Сядь в самолёт. Взлети над родной землёй, и ты увидишь, насколько велика твоя земля, художник! Обслужи её от Калининграда до Владивостока! Что тебе Канн?

А что касается голливудской школы... Знать не знаю и знать не хочу. Они бьются в фанерные двери тряпочными кулачками, изображая страх и ужас или страстную любовь, бегают от монстров... Да, зрелищно, да, любопытно. Но работать, как они, я не хочу. Мне бы Россию обслужить - жизни не хватит.

- Да вы имперский человек, Виктор Иванович!
- Конечно, имперский. А чем же плохо? Я под словом "империя" подразумеваю ширь, объём, масштаб, мощь. Не силу звериную, а силу духовную. Империя-то - слово неплохое. Я на него реагирую не с политической точки зрения, а с точки зрения жизнестойкости моей родины. Вот и всё.

- То есть у вас жёстко-государственная позиция?

- Нет, не думаю, что я государственник. Потому как я очень одинокий человек. Я за личность. А человек, который проповедует личность, не может быть государственником. Я за государство, потому что это та машина, которая должна меня оберегать, охранять, взращивать. Потому что гражданин ей нужен. Если государство гражданина будет только мучить, изничтожать и гробить, само понятие "государство" может исчезнуть.

Что касается патриотизма... Можно быть патриотом семьи, своего двора, дома... Патриотизм живёт в конкретных маленьких вещах. Допустим, я люблю Родину - и что дальше? А когда я говорю, что я люблю квартиру или дом, то это означает, что содержу её в порядке, чистоте. Если я патриот своего дома и двора, то я выйду на субботник, посажу дерево. Не вывалю ведро с мусором на лестничную клетку. Если патриот своей профессии - то буду работать качественно, честно, добросовестно. А из этих маленьких патриотизмов и возникает нечто огромное, большое, которому найдётся лозунговое название. Но оно будет теоретическое, воззвательное, идеологическое... Далёкое от человека, одним словом.

- Вы неожиданно упомянули про одиночество. В чём причина повсеместности этого ощущения?

- Раньше личностей ставили в строй. Они всегда оказывались в шеренге, в колонне... Сегодня эти геометрические фигуры рассыпались, и каждый существует на своём островке.

Может быть, этот период пройдёт. Но, по-моему, личность и одиночество - вещи, стоящие рядом. В общих вопросах мы можем услышать друг друга и покивать головами. А в каких-то более серьёзных внутренних проблемах, касающихся творчества, любви, мы разбираемся сами... Наедине с собой. Со своей совестью.

Беседу вела Жанна ВАСИЛЬЕВА

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg052007/Polosy/1_3.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виктор Сухоруков
Все статьи Виктор Сухоруков
Остров
Как Лунгин научит нас Родину «любить»!
Профессор Валентин Семёнов об антирусском сериале известного режиссера
03.04.2015
«Остров» в тумане
Возвращаясь к фильму П.Лунгина
10.12.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
Пойти и привиться от коронавируса
Новый комментарий от Игорь Валерьевич
13.01.2021 05:55
Гудермес-95
Новый комментарий от Валерий Медведь
13.01.2021 05:36
Что импичмент, что неимпичмент – всё равно!
Новый комментарий от Юрганов
13.01.2021 02:11
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Новый комментарий от Hyuga
13.01.2021 01:49
В США установилось двоецарствие
Новый комментарий от Коротков А. В.
12.01.2021 11:31
Перезагрузка? Нет, Перестройка!
Новый комментарий от Полтораки
12.01.2021 11:24