Церковь против иллюзий

Отношение к марихуане в обществе неоднозначно. Кто-то считает, что это такой же наркотик, как и все остальные, а потому с его распространением нужно бороться любыми средствами. Кто-то предлагает ввести термин "легкие наркотики" и как можно скорее легализовать все производные конопли. Церковь не поддерживает идею легализации. Почему? Об этом мы беседуем с заведующим информационно-издательским сектором Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви диаконом Михаилом Першиным.

- Отец Михаил, сегодня наркотики нередко разделяют на "легкие" и "тяжелые" по степени их опасности для человеческого здоровья. Как Вы относитесь к такому подходу?

- Как к рекламному трюку. Причем, дважды нечестному. Во-первых, любой наркотик, по определению, сволакивает в могилу. Во-вторых, жизнь человека не сводима к его здоровью. Погибает не только тело, но и душа.

Наркотик, - неважно, насколько быстро он убивает, - в первую очередь влияет на духовный мир человека. И марихуана, и героин в равной степени способны изменять человеческое сознание, а это несовместимо с православной жизнью. Причина проста: измененное сознание - это распахнутые ворота в душу, но какие "гости" заселят ее? Бог? - Но Бог не приходит без спроса, без молитвы к Нему. Разговор с Богом предполагает трезвость, а не состояние наркотического опьянения. Тогда адепты наркодуховности начинают рассуждать о том, что душа просто подзаряжается некими "энергиями". Возникает вопрос, что же это за энергии, которые не Божьи, кому они принадлежат? И здесь уместно вспомнить, что в духовном мире после грехопадения появились падшие ангелы, жаждущие завладеть человеком, поработить его. В этом и заключается главная опасность.

Поэтому потребление наркотиков даже с целью простой "развлекухи", "для кайфа" - прямой путь к одержимости, когда человек начинает принадлежать уже не себе... Вот почему все практики, построенные на таких допингах, христианство отвергает в принципе. Курение ради просветления и постижения неких высших истин - это попытка получить какие-то духовные дары с помощью биохимии. Максимум, на что тут можно рассчитывать, это наркоэйфория - тот псевдодуховный суррогат, получив который, многие спешат успокоиться, посчитав, что обрели Истину.

Церковь против иллюзий: для общения с Богом нужно иметь чистый, незамутненный ум. Поэтому, с духовной точки зрения, легких наркотиков не бывает, как не бывает малых и больших грехов.

Любая наркотическая практика - это погружение в ложь, но здесь очень важно помнить, что как бы тяжело ни было, с духовной (не медицинской) точки зрения, остановиться можно всегда.

Очень часто наркоманы приходят в храм на исповедь в последние месяцы своей жизни. Наркотик истончает их душу, делает ее проницаемой для духовных воздействий, позволяет заглянуть в духовный мир. Но там они въяве видят бесов. И тогда человек, подобно принцу Гамлету, понимает, что смерть - это еще не конец. Что есть нечто, что гораздо страшнее. И эти, уже обреченные люди, спешат в Церковь в ужасе оттого, что посмертие обернется для них кошмаром, что глумление будет вечным.

Еще одна причина обращения наркоманов ко Христу - в том, что они понимают, что смерть тела не освобождает душу от зависимости, которую в посмертии уже невозможно удовлетворить. Получается, страсть остается, а тела, которое можно было бы напичкать зельем, уже нет. Но и для Бога тоже места в такой душе нет. А вечная ломка души при полной неспособности общаться с Богом - это и есть ад.

- А как же тогда вино?

- И оно, и наркотические вещества - часть нашего мира, сотворенного Богом. И человек призван научиться ими распоряжаться в соответствии с замыслом Творца. А зло лишь паразитирует на добре. В этом смысле нет разницы между алкоголизмом и наркоманией.

Другое дело, что вино - продукт привычный для нашей культуры. Среди европейских народов за века выработалась определенная культура винопития, в которой ценилось умение пить не напиваясь.

Увы, сегодня культура застолий у нас утрачена (что и привело к разгулу алкоголизма), но во многих патриархальных обществах, к примеру, на Кавказе или на Балканах, она продолжает существовать.

Кроме того, по утверждению антропологов, люди разных наций по-разному переносят различные наркотики. Так, различные производные конопли распространены в средней Азии, в Карибском бассейне. Но в Европе, и в целом в западной цивилизации не существует народной культуры их употребления. То же самое можно сказать о винопитии, к которому не приспособлены культуры северных народов. Тем самым, механический перенос культурных традиций, наблюдаемый сегодня, приводит к депопуляции.

- Но сегодня "трава" достаточно популярна...

- Думаю, что помимо моды на экзотику не последнюю роль здесь сыграла тяга людей к различным духовным практикам. Если мы оглянемся немного назад, то увидим, какие именно события были связаны с появлением марихуаны в западном, а потом и в российском обществе.

В 60-е годы, движение "хиппи", а уже затем и музыка Боба Марли и пришедшая с нею мода на Расту - все это выросло из протеста против тогдашней культуры, которая внешне мимикрировала под христианскую, будучи по сути буржуазно-мещанской. Но человек все-таки не способен жить только идеями обогащения и наслаждения, ему нужно что-то еще.

Свято место пусто не бывает, как не бывает совершенно бездуховных обществ. Вместе с иными религиозными практиками и идеями в Западный мир пришла "трава".

Так через ценностно-мировоззренческие коллизии европейская цивилизация начала сползать в шаманизм. Примитивные наркотические практики, основанные на идее подключения к неким "силам", вытесняют высокую молитвенную традицию христианства, возводящую к личностному любящему Богу.

- Сегодня можно часто слышать слова о легализации легких наркотиков. Что вы думаете по этому поводу?
- Существует миф, что легализация - неотъемлемая составная прогресса, а значит, она неотвратима. Но в XX веке мы уже могли наблюдать пример страны, которая зашла по такому пути в тупик - это Китай.

С XVIII века туда из Индии в обмен на драгоценности завозились наркотики. В результате к началу XX столетия династия императоров Китая превратилась в династию наркоманов, плотно сидевших на игле. Только чудовищные репрессии Мао позволили практически полностью истребить наркомафию и создать предпосылки для рывка страны из той нищеты и средневековья, в которой она пребывала, к современному развитому государству.

Это вовсе не значит, что в России легализация невозможна. Но в этом случае речь будет идти уже о преступном государстве, по отношению к которому христиане, согласно Основам социальной концепции, имеют полное право на гражданское неповиновение, на неподчинение преступным законам, на отказ платить налоги, наконец.

Не стоит обольщаться, будто общество разрешенных наркотиков - это общество полной свободы. Напротив, возьмите любую современную антиутопию - почти везде люди сами загоняют себя в мрачный тоталитаризм, заменяя реальную полноценную жизнь жизнью, состоящей из двух вещей - безопасного секса и наркотиков.

Всеобщее употребление приведет не к повальному "просветлению", а лишь уведет людей из реального мира. И это будет уже не прекрасная новая жизнь, а всего лишь ее иллюзия. Дешевая подделка под реальность.

Говоря об отношении Церкви к наркоте, стоит вспомнить и тот факт, что Христос на Голгофе отказался пить одуряющий напиток, предложенный ему солдатами. Бог христиан в полном сознании прошел Свой Крестный путь ради нашего воскресения. ¦

http://www.foma.ru/articles/296/
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Першин:
Все статьи автора
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
Все статьи темы
Последние комментарии
Вино или Кровь
Новый комментарий от Georgij.D
26.03.2019
«Неужели Бог слабее, чем вирус?»
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Европейский Содом получает по заслугам
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Уничтожать пленных поляков было бы политическим самоубийством
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.03.2019
Эти непонятные русские
Новый комментарий от Наталья Скиф
26.03.2019