itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ежовый катехизис

0
467
Время на чтение 5 минут
Монах Лазарь (Афанасьев)
"Удивительные истории маленького Ёжика"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 112 с. Иллюстрации Михаила Иванова
Формат 84х108/16, твердая обложка, печать офсетная, бумага мелованная, цветные иллюстрации.


Есть книги, о которых сложно говорить вне контекста, поскольку вне контекста они бы вообще не заслуживали разговора. "Удивительные истории маленького ежика", сочиненные монахом Лазарем - как раз из числа таких произведений. Подобного рода макулатуры издается дикое количество - для детей и взрослых, для православных и атеистов, и большая часть ее остается незамеченной вовсе.

Ну что можно сказать о сказках, практически лишенных сюжета и образной системы, написанных примитивным языком да еще в такой слюнявой и сладкой манере, что тошно становится после первой же страницы? По негласным законам журналистской этики книги монаха Лазаря должно просто не замечать, чтобы как можно меньше народу о них знало.

Однако не замечать уже поздно. "Удивительные истории маленького Ёжика" стали детским православным бестселлером. И вот наравне с полноцветными, шикарными (хоть и бездарными) переизданиями появляется уже аудиоверсия приключений праведника с иголками.

И ничего смешного. Сами по себе сочинения монаха Лазаря вряд ли смогли бы привлечь внимание широкой аудитории. В сущности, они просто попали в струю, прозвучали как реплика в оголтелом споре о православном (особенно детском) чтении, который ведется уже несколько лет в недрах Церкви. И в контексте этой дискуссии популярность книг монаха Лазаря не только логична, но даже назидательна. Что ж, не нравятся "Поттер" и "Три мушкетера", так получайте православных ёжиков в сахарном сиропе. В общем, народ достоин своей литературы.

Монах Лазарь честно и последовательно избегал в своих сочинениях всего, что могло быть расценено, как греховное. Для начала он по уже опробованной советской схеме заменил конфликт добра со злом на конфликт хорошего с лучшим. Самый хороший - Кузнечик Богомол, праведный старец, побывавший на Афоне, учит тоже очень хорошего, но еще не такого опытного в своей хорошести Ёжика, как стать наилучшайшим и наисвятейшим. Для этого главное постоянно повторять "Слава Богу!", что Ёжик и делает по 20 раз на странице. По ходу дела исправлению подвергаются и другие звери - Мышка, которая так неблагородно прогрызла тапочек, птичка Сычик, по недоразумению не слыхавшая о существовании Бога, Котенок, желающий жить в сытости. И с Божьей помощью без особого труда побеждаются злые бандиты - Волк, Кабан, Змея.

С исчезновением конфликта сам по себе пропал и сюжет - ведь нельзя же всерьез считать сюжетом историю о том, как была засуха, Ёжик пошел к Богомолу, все помолились, и начался дождь. По сравнению с такой фабулой даже сказка о Курочке-Рябе кажется увлекательной, а уж "Колобок" - и вовсе шедевр приключенческого жанра.

Поработал монах Лазарь и над стилем - а точнее добился полного его отсутствия. Его не упрекнешь ни в излишних красивостях, ни в остроумии, ни в попытках интересничать. Простые предложения, скромный словарный запас, аскетичная манера изложения, отсутствие лишних деталей. Что уж говорить о метафорах, гиперболах и прочих литературных тропах, которые явно представляются автору ненужной роскошью.

Можно посмеяться над тошнотворной сладостью текста, как это сделала Майя Кучерская в "Современном патерике", сочинившая еще одну удивительную историю ёжика.

А можно, поняв позиции противников светского чтения, задаться вопросом: действительно ли будет хорошо, если ребенка окружить книгами, которые вообще никак не описывают мир, где ему предстоит жить. Ведь любая сказка, будь то "Репка", "Малыш и Карлсон" или "Гарри Поттер" очень много рассказывает маленькому читателю о реальном мире. Мире, где есть добро и зло, мире, где нужно объединить усилия, чтобы получить продукт пропитания, мире, где иногда бывает очень одиноко, потому что у тебя нет даже собаки. Можно абстрагироваться от того, что такое хорошая литература и от того, что такое хороший вкус, сочтя оба этих понятия светскими и для православного человека не нужными. Но уж здравый смысл-то зачем сбрасывать со счетов? "Удивительные истории маленького Ёжика" не имеют вообще никакой ценности, поскольку они ничего не описывают, ни о чем не рассказывают и в результате ничему не учат (в отличие от любой нормальной сказки).

Книга якобы предлагает читателю идеальную модель действительности, в которой звери все хорошо себя ведут и не обижают друг друга. Да вот только не очень понятно, зачем нужна вся эта звериная утопия. Какой вывод должен сделать ребенок из истории о том, как под влиянием Кузнечика Богомола комары перестали пить кровь девочки? Или из рассказа о том, что муравьи молятся молча, иначе в муравейнике стоял бы ужасный шум? Как должен толковать ребенок авторский упрек птицам в том, что они едят "живых насекомых"? Что есть животную пищу это грех, и нужно становиться вегетрианцем и что пустынники, питавшиеся акридами, совершали нечто нехорошее? Или что не надо вгрызаться в живую корову, а стоит подождать, пока мясник сделает из нее говядину? Или что птицы - ужасные греховные создания и следует их за это презирать?

Что в итоге остается? Остается неумелая и неубедительная проповедь о том, что нужно каждую минуту говорить "Слава Богу!" и делать хорошие дела. Такой вот исихазм для ребят и зверят.

Нужно. Не поспоришь. Только после книг монаха Лазаря почему-то совсем не хочется. "Удивительные истории маленького Ёжика" даже не умиляют. Они исключительно раздражают и утомляют своей пустотой, бессмысленностью и искусственно нагнетаемой сладостью. И еще заставляют подумать: как же все-таки хорошо, что есть не только Ёжики, но и Поттеры. Слава Богу!

Мария Терещенко, специальный корреспондент портала "Православная книга России"

ПРИЛОЖЕНИЕ

Майя Кучерская.
Фрагмент из книги "Современный Патерик"
История о православном ежике


В корнях старого дуба жил в своей норке один православный ежик. А белочка наверху в дупле была неправославная.

- Милая белочка! - не раз обращался к ней ежик. - Ты не православная. Опомнись! Тебе необходимо креститься в нашей речке.

- Но я боюсь воды, - отвечала белочка, звонко разгрызая орешек.

- Надо преодолеть боязнь.

Но белочка никак не могла постичь той великой пользы, которую получит ее беличья душа после обращения в истинную веру.

Со временем ежик крестил всех зверей, жучков и паучков в лесу и всех научил одной простой молитве. "Что бы ни случилось, что бы ни произошло, - объяснял ежик, - надо лишь повторять: "Слава Богу!". Даже белочка выучила эту нетрудную молитву. Ежик научил ее креститься лапкой и велел, уцепившись покрепче хвостом за ветку, класть поклоны на восток. Делать поклоны белочка соглашалась, она вообще любила физические упражнения, но вот окунаться в речку, даже ради крещения, по-прежнему отказывалась.

Однако тут Бог послал ежику помощницу в его миссионерских трудах. К норке ежика, прятавшейся в корнях дерева с дуплом белочки, прилетела Божья коровка. На головке у Божьей коровки был повязан платочек в горошек, в руках она держала четки из таких же черных горошинок, вид у нее был очень смиренный. Ежик поведал коровке о своих бесплодных попытках уговорить белочку креститься.

- С тех пор, - сказала Божья коровка, - как я узнала, что я не простой жучок, а коровка, да еще и Божья, я непрестанно молюсь Богу. Поверь мне, белочка, нет ничего слаще жизни во Христе и молитвы по четкам.

Но белочка и слушать ничего не желала, все так же прыгала, щелкала орешки и хихикала.

- Кажется, я придумал! - запрыгал вдруг обычно степенный и серьезный ежик.

Через несколько дней он смастерил замечательные четки. На длинную нитку ежик нанизал орешки и показал четки белочке.

- Они будут твои, как только ты преодолеешь свой страх, - сказал ежик.

Белочка тут же оказалась у самых корней старого дуба. Все трое - ежик, белочка и Божья коровка отправились на речку, протекавшую неподалеку от земляничной поляны. Всю дорогу белочка дрожала и хотела вернуться, но ежик показывал ей ореховые четки, и белочка шла вперед.

Наконец они добрались до их речки. Божья коровка вызвалась быть крестной матерью, а ежик крестным отцом. Они погрузили белочку в воду, прочитали необходимые молитвы, но когда дочитали их, увидели, что белочка уже не дышит. Она захлебнулась!

- Ничего! - махнул лапкой ежик. - Слава Богу!

- Да, - согласилась Божья коровка. - Ведь она умерла православной. Слава Богу!

- Слава Богу! - подхватили вокруг все листья, цветы, птицы, жучки, звери и черненькие козявочки.

Вопросы и задания после текста:

1) Одобряете ли вы поведение ежика и Божьей коровки?

2) Как вы поступили бы на месте ежика? На месте белочки?

3) Разыграйте историю в лицах.

http://www.pravkniga.ru/news/322/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Терещенко
Все статьи Мария Терещенко
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 10:46
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59