"Дальше будем решать вместе"

0
857
Время на чтение 6 минут
Протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, говорит о том, как Церковь в России готова реагировать на призыв Всезарубежного Собора отказаться от экуменической деятельности.

- Отец Николай, процесс восстановления общения между разделенными частями Русской Церкви идет, но остаются еще некоторые вопросы. Так, не только в средствах массовой информации, но даже среди участников IV Всезарубежного Собора впоследствии стал по-разному истолковываться абзац резолюции, касающийся экуменической деятельности РПЦ, ее членства в Всемирном совете Церквей. Есть мнение, что там содержится призыв к Московскому Патриархату выйти из этой организации. Как официальная Церковь относится к просьбе, содержащейся в резолюции и спорам вокруг нее?

- Вы знаете, что по вопросу об отношении Православной Церкви к неправославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям комиссиями Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви был выработан общий документ, который отражает подход обеих сторон. Там сформулированы нормы, которые как Московский Патриархат, так и Русская Зарубежная Церковь считают основополагающими. Ранее эти нормы в главных чертах уже были изложены в документе "Основные принципы отношения к инославию", который был принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году 1. А совместный документ комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви был одобрен как Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви, так и Архиерейским Собором и Священным Синодом Московского Патриархата в 2004 году2. Нам представляется, что разъяснения, которые в этом документе даны, отвечают на большую часть вопросов зарубежных клириков и мирян. Мне думается, что, к сожалению, не все в Русской Зарубежной Церкви прочитали его внимательно.

Более частным образом в резолюции Четвертого Всезарубежного Собора была высказана озабоченность в связи с продолжающимся членством Московского Патриархата во Всемирном совете Церквей. И в отношении этого вопроса внутри самого Московского Патриархата имеются разные точки зрения. Вопрос этот неоднократно подвергался обсуждению, как внутри нашей Церкви, так и на общеправославном уровне. В частности, в нашем совместном документе комиссий упоминается решение общеправославного совещания в Салониках.

- Какое место занимает участие во Всемирном совете Церквей в деятельности ОВЦС?

- В рабочем порядке связи с ВСЦ курирует один сотрудник Отдела внешних церковных связей из многих десятков, которые здесь работают. Да и этот сотрудник параллельно имеет еще много других обязанностей. Тема Всемирного совета Церквей в нашей повестке дня не занимает первой строчки. Вместе с тем в отношении участия или неучастия в его заседаниях есть серьезные аргументы и с одной, и с другой стороны.

- И каковы же аргументы "за"?

- Присутствие в ВСЦ дает нам возможность выражения той последовательной православной позиции, которую Русская Церковь отстаивает перед лицом как секулярного мира, так и других христианских конфессий, которые иногда чересчур усердно шагают в ногу с этим секулярным миром. И эта позиция бывает выслушана и воспринята всерьез. Ведь даже в протестантском мире далеко не все верующие разделяют увлечения некоторых его лидеров, которые склонны руководствоваться не нормами Слова Божия и Священного Предания, а духом мира сего.

- Вероятно, РПЦЗ восприняла бы спокойнее участие другой части РПЦ в ВСЦ, если бы та перешла на статус наблюдателя. В чем заключается разница?

- Долгие годы мы работали над вопросом о пересмотре статуса участия Православных Церквей в ВСЦ. Мы добились, в частности, чтобы никто не мог говорить от лица всего Совета, в котором участвуют и Православные Церкви, выражая при этом точку зрения, которая для православных является неприемлемой. И это было достигнуто. Решения теперь принимаются не посредством голосования, при котором православные всегда в меньшинстве, а на основе процедуры консенсуса. И если имеется мнение, которое не совпадает с мнением пусть и подавляющего большинства, то оно, по меньшей мере, должно быть отражено в документах. Это означает, что никто не может говорить от лица Всемирного совета Церквей, в котором состоят и православные, выражая какие-либо специфические взгляды некоторых протестантских сообществ по вопросам, скажем, о женском священстве или однополым союзам. Кроме того, мы убедили ВСЦ в необходимости пересмотреть вопрос о молитвенной практике. Мы определенно заявили о предпочтении православными практики конфессиональной молитвы, а не интерконфессиональной. Теперь наши священнослужители совершают особо православные службы в рамках этих собраний. Кто хочет - посещает их. Это тоже своего рода форма проповеди.

- Не считаете ли Вы, что голос Вселенского Православия звучал бы "громче", если бы он исходил из какого-либо альтернативного, всеправославного форума, без "примеси" протестантизма?

- Фактически, к сожалению, сложилась такая ситуация, что Всемирный совет Церквей стал единственным местом, где и православные постоянно друг с другом встречаются. Это зависит не от нас, а связано с тем, что, по мнению некоторых Церквей, правом общеправославной инициативы обладает только Константинопольский Патриархат, но он им в последнее время почти не пользуется. Очень возможно, что со временем сложится какой-либо новый форум. Владыка Иларион Венский, который был главой нашей делегации на последней Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей, публично выразил мысль о том, что ВСЦ едва ли просуществует долго, потому что напряжение между леволиберальным крылом и людьми, которые все еще дорожат традицией Церкви, нарастает. И в этой ситуации для православных важно нести свое свидетельство. Надо сказать, что наши последние шаги не остались без отклика в мире. Такие, например, как прекращение всех официальных отношений с Епископальной церковью США. Я должен сказать, что у нас с ними были теплые отношения, особенно в социальной области. Они - крупная Церковь, и тем не менее часто выступали не в фарватере официальной государственной политики: не поддерживали бомбардировки Сербии, осудили войну в Ираке. И по многим вопросам, имеющим значение для мирового сообщества, мы находили общие точки зрения. Но тем не менее, когда они рукоположили открыто практикующего гомосексуалиста в сан епископа, мы прервали с ними всякие отношения.

- Это была инициатива Русской Церкви или всех православных? Только Русская Церковь настояла на таком решении, т. е. показала такой пример?

- Русская Церковь показала пример. На уровне официальных деклараций за ней никто, насколько я знаю, не последовал. Мы всех известили, что мы предприняли такой шаг. И он породил благодарный отклик среди многих людей в англиканском сообществе, которые сказали, что для них - это важный жест поддержки. Прежде всего, Англиканские Церкви в Африке, которые абсолютно не поддерживают такую моральную позицию Епископальной церкви в США. Это также многие епископы в самих США, которые фактически сейчас образуют отдельную общину. Широкий резонанс имело также прекращение отношений с Лютеранской Церковью Швеции в ответ на их решение о "благословении" однополых союзов.

- Как бы Вы, как пастырь и в то же время специалист по внешним церковным связям, отреагировали на смущение в среде паствы, если бы вам дали некий условный приход в Зарубежной Церкви, где люди переживают по поводу экуменизма и участия во Всемирном совете Церквей? Как бы Вы успокоили этих людей?

- Я бы постарался пастырски объяснить прихожанам, зачем это нужно и чем там занимаются представители Русской Православной Церкви. Может быть, рассказал бы об истории межконфессиональных связей. У Русской Зарубежной Церкви был большой опыт общения с инославными христианами в первой половине ХХ века. В это время Русская Зарубежная Церковь была настроена намного более "экуменически", чем тогдашний Московский Патриархат. Нравится или не нравится кому-либо церковная политика митрополита Сергия, но в богословском отношении он придерживался очень строгих экклезиологических взглядов; достаточно вспомнить его статьи по поводу старокатоликов и англикан. В то время как митрополит Антоний (Храповицкий) в 20-е годы был намного более открыт, по крайней мере, по отношению к англиканам.

Самое главное, что я хотел бы сказать по поводу Всемирного совета Церквей: для нашей Церкви это вопрос, открытый для рассмотрения. На сегодняшний день, взвешивая все "за" и "против", мы находим, что важность нашего свидетельства достаточна велика, чтобы на тех условиях, о которых мы договорились, мы там могли оставаться. Мы не исключаем, что может сложиться иная ситуация во Всемирном совете Церквей, при которой мы найдем целесообразным из него выйти. К рассмотрению этого вопроса мы будем возвращаться снова и снова. Но на будущих соборах мы будем это делать вместе с нашими собратьями из Русской Зарубежной Церкви, которые будут участвовать во всех последующих наших соборах после того, как восстановление общения состоится.

1 http://www.mospat.ru/index.php?mid=91

2 http://www.synod.com/synod/documents/mat_obinoslav.html

Подготовил Варфоломей Базанов

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=3190
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Балашов
РПЦ: Святые Лавры принадлежат законной Украинской церкви, ее имя - тоже
Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной православной церкви на Украине ее собственного имени "РГ" комментирует заместитель главы отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов
26.10.2018
Все статьи Протоиерей Николай Балашов
Последние комментарии
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
05.11.2024 09:40
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
04.11.2024 22:33
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21