О гонениях на русскую православную церковь и об архиепископе Иларионе

0
153
Время на чтение 5 минут
Теперь уже ни для кого не оказывается тайной, что в бывшей России происходит постоянное и последовательное гонение на Церковь. Гонение это не стесняется никакими нравственными законами: арестовывают и ссылают на Соловки и на Крайний Север Сибири церковных духовного и мирского чина только за то, что они не скрывают свое православное христианское настроение. О том, как живут в Сибири ссыльные митрополиты, епископы, священники и монахи, об этом было уже довольно сообщений в русской и заграничной печати, так что большевистские борзописцы уже лишились возможности опровергать эти известия, которые оказались не только не преувеличенными, но, напротив, они обнаруживают лишь часть подобных злодеяний, и притом в гораздо более слабых тонах, чем это происходит на самом деле.

Впрочем, бесстыдство и цинизм до такой степени стали привычными в большевистской печати, что участники последней не очень-то считают нужным замалчивать о своих кровавых преступлениях. Они намечают жертвы своих насилий преимущественно среди наиболее авторитетных, талантливых и популярных лиц, и только непростительное невежество нашей интеллигенции во всем, что касается жизни Церкви и духовенства, является причиной тому, что подобные события, как беспричинные аресты церковных светил, остаются не замеченными в печати. Из этих церковных светил некоторые настолько превышают уровень обычного богослова и иерарха, что если бы подобные личности пострадали от большевиков в кругах светских, то вокруг них поднялся бы такой же шум, такой же "аларм", как после смерти Достоевского и Пушкина, пострадавших, конечно, не от правительства, но составивших долго невознаградимую потерю русской жизни.

Система гонений на богословско-философские таланты и ученые авторитеты у большевиков-обскурантов приблизительно такая: эти господа, присмотревшись к авторитету иерарха-проповедника или богослова-мыслителя, убеждают его выступить публично на каком-нибудь философском, богословском или литературном диспуте, обещая ему полную неприкосновенность и стараясь его подзадорить предстоящей трудностью словесного состязания ввиду осведомленности и искусства его противников-атеистов.

Конечно, наши иерархи-богословы - епископы, архимандриты и священники, преподававшие богословско-философские предметы в Духовных академиях в священном сане, а то и просто в мире, "кроют" своих оппонентов, "как приготовишек", по выражению одного из моих правдивых корреспондентов из России, и после первого или второго диспута эти "приготовишки", хотя бы и с седыми бородами, с злобными лицами и со значками всякого рода техников до того робеют, до того теряются перед доводами и запросами апологетов веры, что, по завету своих красных шефов, сами же отказываются от дальнейших собеседований, и представители религии тщетно вызывают к дальнейшему диспуту смелую, но обыкновенно невежественную в предметах веры и богословской науки оппозицию.

Эта самая богословская наука недавно лишилась одного из самых сильных своих представителей, еще совсем молодого, но высокоталантливого, чтобы не сказать гениального, мыслителя архиепископа Илариона (Троицкого). Названный молодой архипастырь, уморенный в декабре 1929 года, когда он был в ссылке на Соловках, был уже пред самой смертью лицемерно возвращен из ссылки в Петроград, где и скончался 15 декабря (28 декабря по нов. ст. - Прим. ред.), не имея еще сорока лет от роду, передвигаясь на костылях последние годы своей молодой жизни, хотя смолоду отличался цветущим здоровьем, имел юношески румяные щеки.

Для большевиков он был особенно опасен, потому что, имея веселый характер и изумительную для его молодых годов всестороннюю начитанность, он всюду собирал вокруг себя огромную аудиторию, особенно из молодых людей, чего более всего боятся и не любят господа большевики, надеявшиеся именно через молодежь укреплять свое влияние на умы.

Владыка Иларион особенно выводил их из себя тем, что в своих блестящих лекциях, речах обосновывал и отстаивал самый ненавистный для них догмат о непогрешимости Святой Церкви, каковой догмат он мастерски связывал с толкованием Священного Писания Нового Завета, то есть именно Евангелия, Деяний и Послания апостола Иоанна, то есть тех именно священных книг, которые лукавыми и упрямыми протестантами злобно противопоставляются церковной дисциплине и аскетическим настроениям нашей Церкви.

У немцев есть удачное выражение: "Epochenmachendes Buch" ("эпохальная книга". - Прим. ред.).

Вот такой именно книгой явилась за несколько лет до революции журнальная статья, а затем довольно обширная брошюра тогда еще архимандрита Илариона под заглавием "Христианство или Церковь", где он неопровержимо доказывает вопреки принятым в науке предрассудкам господствующее, или доминирующее, значение этого догмата не только в Священном Предании - нашем, которое лютеране и другие протестанты спешат назвать монашеским, но и у апостола Павла, на которого они больше всего любят ссылаться, и в Святом Евангелии, и даже в Апокалипсисе.

К сожалению, наша богословская профессура настолько состарилась, если не годами своего возраста, то своей связанностью со средневековой схоластикой, перекачнувшейся к нам чрез катехизисы Лаврентия Зизания, Петра Могилы и митрополитов Филарета и Макария Московских, что стала почти неспособной даже отзываться на всякую свежую богословскую мысль и, скрежеща зубами от досады, обходит таковую молчанием на радость большевикам. Казалось бы, это замалчивание было трудным, особенно в отношении трактатов преосвященного Илариона, который подкрепил свою книжку "Христианство или Церковь" огромным томом своей диссертации "Учение о Церкви в первые три века христианства".

И вот эта книга, как и предварившая ее брошюра, осталась без специального отзыва в нашей литературе, если не считать официальных оппонентов на диспутах. Эти оппоненты хотя и расточали похвалы тогда совсем молодому автору, но кончили дело тем, что заявили о сверхмагистерском, прямо докторском достоинстве помянутой диссертации. Правда, автору была пока присуждена только магистерская степень, во-первых, потому, что дарование докторской степени помимо магистерской было в академии явлением беспримерным, а во-вторых, потому, как чистосердечно признавались оппоненты, что они желали сохранить крепкое побуждение автору приняться за докторскую диссертацию в качестве отдельного труда.

Автор помянутых сочинений преосвященный Иларион, уже почтенный от патриарха и Синода, несмотря на свои молодые годы, саном архиепископа и званием патриаршего помощника, или заместителя, по управлению Московской епархией, продолжал свои диспуты с большевиками с прежним жаром и все возрастающим успехом. Он не только побеждал их своим блестящим умом, неотразимостью доводов и фактов, но и пленял их своей обаятельной личностью и непосредственной ласковостью.

Поняли господа большевики, что мудрено будет уничтожить религию при таких мощных защитниках ее, и без дальних слов арестовали молодого архиерея, хотя он был в высшей степени легален к так называемой советской власти.

Такой же акт грубого насилия и нарушения своих собственных законов они проявили в отношении к другому молодому ученому архиерею, преосвященному Прокопию, епископу Елисаветградскому, почти ровеснику владыки Илариона. Не знаю, жив ли он или его уморили подобно первому и прочим тридцати епископам, умершим в холоде и голоде на соловецкой каторге или в сибирских тундрах, где и поныне томится уже престарелый местоблюститель патриаршего престола, близ устьев Оби, на острове Хэ, митрополит Петр (Полянский), также вполне легальный, даже с советской точки зрения, иерарх.

Продолжение следует...

Из книги митрополита Антония (Храповицкого) "Молитва русской души", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

http://www.pravoslavie.ru/put/061019125825
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Антоний (Храповицкий)
Знамение времени
«Полунощники». Повесть Н. Лескова
16.06.2022
Ложный пророк
О Владимире Соловьеве
29.01.2021
Не должно отчаяваться!
Из «Словаря к творениям Достоевского»
08.08.2013
Все статьи Митрополит Антоний (Храповицкий)
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05