Республика Атеистстан

Вячеслав Таиров 
0
28.09.2006 156
Руководство Казахстана любит декларировать стремление войти в десятки, двадцатки, пятидесятки, сотни. С годами становится не очень важно, в какую десятку войти - нефтедобытчиков или наиболее конкурентоспособных стран мира. Главной становится сама мысль о том, чтобы быть в десятке.

В одну десятку Казахстан, по нашим ощущениям, попал точно. Страна, и в советское время считавшаяся космополитичной и атеистично настроенной, стала настоящим заповедником прохладного отношения к религии.

Казахстан - страна мусульман, православных, атеистов и агностиков. Причем последних гораздо больше, чем первых. Потому что и среди мусульман и православных атеистов и агностиков - большинство. Просто у нас в стране еще жива традиция обрезать и крестить детей. Вырастая, дети навсегда забывают о религиозных традициях, о походах в храмы. От религии у молодых казахстанцев - четки и иконки, надежно закрепленные на видном месте в личном автомобиле. На нашей работе ровно поровну мусульман и православных, есть одна поклонница буддизма и один сотрудник, который вообще-то иудей, но уже дважды перекрестился. Но две трети наших сотрудников на самом деле атеисты и агностики. Это доказал тест http://uath.org/religiometer/index.php, очень полезный для любого казахстанца, думающего, что он может называться верующим человеком. Тест подтверждает - мы думаем так зря.

Политолог Досым Сатпаев, казах и мусульманин, напоминает, что в Казахстане всегда было "большое влияние шаманизма". "Наш ислам не является классическим и чистым, а смешан с язычеством. Это привело к тому, что казахи исторически не воспринимают ислам в качестве основной догмы в своей жизни", - отмечает политолог.

Но только казахи, но и представители других национальностей относятся в Казахстане к религии спокойно.

Дорога к храму

Ислам в Казахстане никогда не находился под запретом, но никогда и не пользовался привилегиями. В отличие от России, в начале 90-х бурно восстанавливавшей православные храмы и приходы, мечети в Казахстане строились медленно. А государство, поддерживавшее этот процесс, тем не менее, не старалось возвести его в ранг своей важнейшей задачи.

В то же время в начале и даже середине 90-х первые лица Казахстана гораздо чаще появлялись в мечетях и на собраниях верующих. Например, на очередную годовщину декабрьских событий 1986 года президента Нурсултана Назарбаева можно было видеть на главной площади Алматы с группой мусульман, читающих молитву в память о жертвах восстания. В начале 2000-х все изменилось. К мечетям у главных действующих лиц отношение почти такое же протокольное, как к партийным съездам. Заезд на тридцать минут, приветственные слова восторженной толпе, отъезд.

Президент бывает в мечети. Телекамеры фиксируют это событие ежегодно - в Курбан-айт (мусульманский праздник). Обычно, через несколько дней, главу государства можно увидеть в православном храме, поскольку за Курбан-айтом следует Рождество.

Гимн терпимости

Ислам в постсоветское время, равно как и другие традиционные религии, был пущен в свободное плавание. В массы вслед за традиционными проповедниками устремились всевозможные паломники, агитирующие за нетрадиционные течения. Появились, в том числе, и сторонники радикальных исламистских организаций.

Их активность далеко не так высока как в Узбекистане или Кыргызстане, но уже гораздо более заметна, чем десять лет назад. В этом году, например, с разницей в несколько месяцев в северном Петропавловске и западном Актобе правоохранительные органы задержали полтора десятка сторонников радикальной группировки "Таблиги Джамаат", организовавших в местных мечетях агитацию за отъезд на базы подготовки борцов за веру в Пакистан. Досым Сатпаев, несколько лет возглавляющий Группу оценки рисков, не драматизирует ситуацию, но призывает обратить внимание на некоторые очевидные факты. Политолог констатирует, что Казахстан "окружают страны, где уже существует проблема с экстремистскими и террористическими организациями", Казахстан "как бы находится в таком огненном кольце".

"Территория нашей страны представителями некоторых радикальных организаций используется в качестве такой тыловой базы. Это видно хотя бы по тому, как Казахстан ежегодно выдает то Китаю, то России, то Узбекистану представителей тех или иных радикальных организаций. Значит, получается, что многие видят Казахстан в качестве некоего плацдарма, где они могут пересидеть, переждать и, может быть, создать более мощную базу для деятельности не только на территории Казахстана, но и на территории соседних стран", - замечает эксперт.

Мусульмане в политике

Политика в Казахстане - та сфера, в которой никогда не имела значения религиозная принадлежность. К примеру, иудей Александр Машкевич, построивший несколько синагог в республике, в том числе самую большую в Центральной Азии, уже несколько лет спонсирует одну из политических партий.

Единственная попытка мусульман самостоятельно создать политическую партию была зафиксирована в прошлом году, когда племянник президента страны Кайрат Сатыбалды, известный своей приверженностью к исламу, и, по некоторым оценкам, один из основных кандидатов в преемники, учредил движение "Ак орда" ("Белая ставка", так же называется и дворец президента Казахстана) и анонсировал его скорое преобразование в партию.

Сатыбалды не скрывал, что ценности его партии основаны на мусульманских традициях и идеях. Племянника Назарбаева поддерживал руководитель Духовного управления мусульман Казахстана Абсаттар кажи Дербисалли, но это не помогло партии получить одобрение высшего руководства страны и зарегистрироваться.

Казахстанские политологи посчитали, что идея создания мусульманской партии вошла в противоречие с декларируемой в Конституции идеей о невмешательстве государства в дела религии и религии в дела в государства. Тем не менее, президент Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков считает, что стремление мусульман во власть даст свои результаты.

"Идет естественный процесс внедрения мусульман в политику. Одна из причин заключается в том, что общество разочаровалось в политиках и возлагает надежды на религиозных лидеров. Люди видят в них своеобразную альтернативу. Я не исключаю, что именно религиозные лидеры в ближайшем будущем будут играть роль политических реформаторов", - считает Телибеков.

Президент Союза мусульман Казахстана - один из немногих мусульман в республике, которые предпринимают попытки участвовать в политике. Однако противостояние Телибекова с Духовным управлением мусульман Казахстана практически исключает вероятность его появления в СМИ и обнародования его политических заявлений. Несмотря на оптимизм лидера мусульманской организации, неудачная попытка похода Сатыбалды во власть под знаменем религии убеждает, что в ближайшем будущем таких действий религиозные деятели предпринимать не будут. Это мнение разделяет лидер национал-патриотического движения "Улт тагдыры" ("Судьба нации") Дос Кушим.

Политик Кушим подтверждает, что в Казахстане религия совсем нескоро войдет в политику. В жизни общества религия в ближайшие годы также вряд ли будет играть значительную роль. Казахстан остается страной атеистов.

http://www.ca-oasis.info/oasis/?jrn=38&id=291/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Вячеслав Таиров
Все статьи Вячеслав Таиров
Последние комментарии
«Ельцин-центр» в Москве всё же проталкивают
Новый комментарий от Русский Сталинист
16.01.2022 18:18
Старый Новый год – наше национальное достояние
Новый комментарий от Русский Иван
16.01.2022 18:15
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Алексей+
16.01.2022 18:09
Русофил – в тюрьме, русофоб – во власти
Новый комментарий от Владимир Петрович
16.01.2022 18:03
Бесполезная мера
Новый комментарий от Человек
16.01.2022 17:36
Встреча с Папой – большой соблазн
Новый комментарий от Сергей Швецов
16.01.2022 17:27
«Нужно наращивать вакцинирование»
Новый комментарий от Человек
16.01.2022 17:25