- Недавно читал в вашей газете заметку "В сельский храм требуется пастырь..." Вот и Покровскому храму нужен священник.
- Причём такой священник, который и жил бы в селе?
- Это в идеале. Конечно, по-настоящему живой приход только тот, где есть постоянный священник и богослужения проводятся регулярно. Но здесь были бы рады и приезжему.
- Не хватает священников или не хотят ехать в глубинку?
- Многих прельщает город. В Петербурге сейчас храмы и часовни открываются всюду - в больницах, при институтах, в воинских частях. Пока всем находится место в городе. А многие молодые священники просто боятся сельских приходов: надо вести свое хозяйство, иначе не прожить, школа для детей - только девятилетка, вода в колодце, топка печей... непривычно. В свое время, когда меня рукоположили, митрополит Никодим направил меня туда, где была нужда в священнике, - в сельский приход Новгородской епархии. Сейчас стараются учитывать пожелания батюшек. Как говорят в народе - невольник не богомольник.
Конечно, проблем здесь много. Взять хотя бы это село. Люди слёзно просили: "Нам нужна церковь". Но вот Покровский храм подремонтировали, а теперь он пустует. Священник приезжает, а на службе несколько старушек.
- Но ведь люди в Горке живут те же, что требовали храм открыть. Почему так - загораемся, строим, ремонтируем, благоукрашаем, а когда всё готово - охладеваем. Но главное-то - на службы ходить, молиться, исповедоваться, причащаться...
- Потому что двигают дело, как правило, два-три человека верующих. Им помогают сочувствующие. Но когда храм начинает действовать, - глядишь, порыв у многих уже прошёл. Остаются те же два-три человека, на которых всё и держится. Вот одна из таких подвижниц - казначей Тамара Петровна Карпова.
- Тамара Петровна, вы - местная жительница, сельчан хорошо знаете. Люди здесь живут верующие. Нужен им храм?
- Молодежи - нет... да и старики не ходят в церковь, предпочитают на лавочках сидеть. А ведь каждую среду, пятницу и воскресенье церковь открыта. И я накануне хожу по соседям, прошу: "Приходите". Нет, никому не надо. Пугает, что на службе стоять надо. Приходят на Пасху и Рождество, или когда покреститься или панихиду заказать надо. К нам раз в месяц, слава Богу, приезжает о.Андрей Дородько из Тихвинского Преображенского храма.
О.Александр: - Раньше здесь два храма было - деревянный зимний и этот вот каменный - летний. Деревянный сгорел. В каменном мы со временем, конечно, сделаем отопление, но когда это будет? Денег нет, и взяться им неоткуда... Пока вот сделали перегородку, за ней поставили печку, там зимой и будем служить.
- Если у нас столько храмов, нуждающихся в ремонте, а главное - в прихожанах, зачем же мы новые строим? Будут стоять красивые, благолепные и пустые... будут их грабить...
- В этом и проблема. Строить храмы - это замечательно, но для кого? Хорошо бы имеющиеся наполнить верующими и обезпечить священниками. У меня иногда возникает чувство бегуна, который бежит с эстафетной палочкой, а передать её некому. Нужны подвижники. Здесь, в глубинке, это особо чувствуется.
- Мне казалось: ну, ладно, Питер - огромный город с вечной суетой и соблазнами, до храма ли? Но в глубинке российской сохранилась вера православная. Получается, везде духовная разруха?
- Так ведь советские люди везде были и воспитание получили одинаковое - атеистическое. А в сельской местности вообще страшные дела творились: начиная с 1917 года шла настоящая война против деревни; обрубались, выкорчёвывались корни народа-земледельца. Послушайте оставшихся еще в живых стариков, как над ними издевались - они помнят, как, например, Хрущев ввёл высокие налоги, и люди всю скотину перерезали... Зато поднимались фабрики, заводы, чтобы люди уезжали в города, становились безземельными, а значит, зависимыми. Почему Россия выживала во всех войнах, после всех лихолетий? Потому что, худо-бедно, в каждом дворе была коровка, огород, пашня - всё это кормило Россию. А сейчас что? В этой же Горке жизнь едва теплится: коренные жители старики уже, а остальные - дачники, на лето только приезжают отдохнуть, позагорать. То есть у нас здесь на много километров окрест - мёртвая территория, земли пустуют. Безвременье, безлюдье, безверие... Поэтому не надо идеализировать деревню, она нас не спасёт. Некому спасать. Стоит наша Россия сейчас, как дерево без корней. И возродится, когда корни появятся, а для этого надо условия создать.
- После отречения царя от престола Богородица взяла Россию под Свой Покров. Поэтому бытует мнение: не о чем безпокоиться, Матерь Божия нас сбережёт, под Её благодатным Покровом выживем как-нибудь.
- Так ведь спасение зависит от соработничества человека с Богом. Бог всесилен, но Он не может спасти человека, если он этого не хочет. Так и Богородица, чтобы мы вернулись к Её Сыну, хранит нас под Своим Покровом, дабы мы совсем не скатились в апокалипсическую бездну.
Адрес:187511 Ленобласть, Тихвинский р-н, с.Горка. Тел.8(813 67)53-136
Ирина РУБЦОВА
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n177/ta004.htm