- Батюшка, раньше храмы строили пусть долго, но с чувством - из дерева, камня, кирпича... А как вы относитесь к некоторым современным храмам, которые буквально за год, а то и меньше, строят из бетона, пластика, пеноблоков, ещё чего-то искусственного? Что-то в этом есть не настоящее. Да и по своему внешнему виду не всегда они похожи на православные храмы.
- Тут надо помнить, что всякий храм закладывается с благословения священноначалия, потом освящается, начинаются службы, под его сводами совершаются Таинства... поэтому не важно, из чего храм сделан, хоть из полимеров, хоть из пенопласта - если строился он с молитвой на устах, с верой в Бога. Что касается искусственности... в современной жизни много искусственного... но в общем-то греха в использовании новых технологий при постройке храмов нет. Это равносильно тому, как многие ругают компьютер. Но зло-то ведь не в компьютере - замечательном инструменте, помогающем в работе, а в том, как и для чего его используют. Или вот ещё говорят: "Всё зло в вине и водке". Нет, не водка и вино виноваты, а люди, злоупотребляющие этими напитками. Вином в храмах причащают, а можно упиться вином так, что и облик человеческий теряется, - от человека всё зависит.
Вот и в отношении храмов-новостроев: построили церковь из пенобетона - и слава Богу! А жить храм начинает после освящения, когда в нём регулярно идут богослужения, когда люди молятся, крестятся, венчаются, когда их отпевают, поправославному провожая в последний путь. Далее, мы забываем ещё вот о каком моменте - мы все размышляем: "Что нам даёт храм?" И радуемся, понимая, что храм - это возможность соборной молитвы, возможность покаяться и получить отпущение грехов, причаститься... Но редко кто задаёт себе вопрос: "А мы-то что приносим в храм, кроме своих скорбей, нужд и безконечных просьб ко Господу о помощи? Приносим ли мы своё смирение, покаяние, слёзы очищения, свою, пусть малую, лепту на благоустройство храма?" Вот о чём надо почаще задумываться.
Не лежит сердце молиться в бетонном храме? Так ведь и молитва бывает разная. Если человек по-настоящему молится - ему не важно, где он: в лесу, в поле, дома, в храме, в больнице, в тюрьме... Молитва рождается и происходит в сердце. Молитва - великий труд, она требует смирения, покаяния, нередко слёз.
- Но ведь с такой жизнью, какая у нас сейчас, это действительно трудно. Конечно, если жить в монастыре, где не надо думать, как заработать на хлеб, на одежду, на оплату жилья, на образование детям, когда ты служишь Богу, а головная боль о делах житейских лежит на настоятеле, - другое дело. А когда варишься в этой повседневке, которая засасывает и разрушает, когда нет времени остановиться, оглянуться, подумать, - тяжко.
- А жизнь всегда тяжела, что в наше время, что в века минувшие. Надо умудряться как-то. И в любой ситуации достойно жить, творить добрые дела, молиться. А как иначе?
- Получается, что мирянам спасаться труднее, чем монахам?
- В какой-то мере монахам и впрямь легче - меньше суеты. Но у них другие тяготы, и спросится с них больше. Да и не так-то просто это - отречься от собственной воли, ведь сама жизнь монаха - это послушание, все его поступки - послушание, что сказали, то и делай. К тому же монашество - это исключение: монахов - сотни, истинных монахов - единицы. А остальные-то люди живут в этом грешном, но прекрасном Божием мире. Чего в твоей жизни больше - греховного человеческого или прекрасного Божиего - от тебя зависит, тебе Господом дана свобода выбора. Но если чувствуешь, что зашёл в тупик, не знаешь, как дальше жить, что делать, - беги в храм, неважно - бетонный он, кирпичный или деревянный, молись, проси совета у духовника. Господь и святые услышат тебя, а мудрый батюшка всегда подскажет и помолится за тебя.
Адрес: 196105 Ленобласть, г.Тихвин, пл.Свободы, 9. Тел/факс (813-67)53-136.
Вопросы задавала Ирина НИКОЛАЕВА
http://pravpiter.ru/pspb/n193/ta011.htm