Лишние люди
Можно привести массу примеров того, как уволившиеся в запас офицеры устраивались на работу. Вот наиболее характерные из них. Подполковник Андрей Петров, окончивший военные училище и академию, а перед уходом из армии - Московскую школу экономики с присвоением квалификации "бухгалтер-экономист" (кроме того - еще курсы английского языка), уже больше года не может найти себе достойную работу в Москве ни в государственном, ни в частном секторе. В ответ лишь слышит: вот если бы вы были столяром, каменщиком, токарем, водителем троллейбуса...
За плечами у капитана 1 ранга Владимира Пархомова - два высших военных образования. Он водил атомные подводные лодки на боевое дежурство. Перед увольнением в запас в 45 лет окончил престижные трехгодичные курсы по переподготовке в Военной академии Генштаба ВС РФ. В совершенстве освоил рыночную экономику, менеджмент, кадровое дело. Но после нескольких месяцев поиска работы смог устроиться за незначительную зарплату управделами в небольшую частную фирму. Она вскоре обанкротилась. Еще полгода искал работу. На бирже труда предложили лишь место охранника. Только недавно Пархомов сумел занять должность преподавателя Московской морской академии. Читает курсантам лекции по судовождению. А генштабовский диплом забросил куда подальше.
А вот подполковнику Александру Долгову журналисту с высшим военным образованием и несколькими специальными курсами переподготовки на брокеров, менеджеров, на бирже труда предложили вновь переучиться на... стилиста-парикмахера.
Эти примеры красноречиво свидетельствуют: за шестнадцать лет с момента начала самого масштабного в истории страны сокращения Вооруженных сил и офицерского корпуса так и не была создана система социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих к гражданской жизни.
Конечно, на сей счет в Минобороны РФ могут прозвучать возражения. Мол, все дело переподготовки офицеров запаса теперь в надежных руках военного ведомства и ряда заинтересованных организаций. А в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ уже несколько лет как существует специальный отдел проблем социальной адаптации военнослужащих запаса и членов их семей. По всей стране давно действуют десятки региональных учебных центров, где служивый люд приобретает востребованные мирные профессии. Например, лучший из них в Ярославле с 1998 года переподготовил 5 тыс. человек. Ярославская модель социальной адаптации еще в 2003 году была признана лучшей в России. Поэтому тогда же по инициативе Минобороны РФ, Национального военного фонда в старинном волжском городе было проведено совещание руководителей центров социальной адаптации и переподготовки военнослужащих.
Как стало известно "НВО", на том совещании один чиновник из Минобороны откровенно заявил о том, что самым больным местом государственной программы социальной реабилитации военнослужащих, уволенных в запас, обучению их востребованными профессиями является недостаточное финансирование. Поэтому еще тогда, в 2003 году, МО основную ставку делало на поиск внебюджетных средств. Поразительно, но на чисто российскую внутреннюю проблему откликнулось дальнее зарубежье. Так, в результате германской помощи были созданы и оснащены 10 центров переподготовки, и среди них - "Конверсия" в Ярославле. Великобритания способствовала обучению 15 тыс. российских офицеров запаса.
Один из читателей "НВО" рассказал, что за шесть месяцев в специальном центре переучивания на Британских островах он так освоил английский язык, работу менеджера по кадрам крупной фирмы, что по возвращении в Россию сразу же смог (опять же по рекомендации англичан) устроиться на высокооплачиваемую работу. А во время учебы гостеприимные хозяева были столь щедрыми, что офицер на сэкономленные средства позволил себе приобрести подержанный автомобиль в приличном состоянии и привезти его на Родину. Российский полковник запаса поведал, что такая система социальной реабилитации бывших военнослужащих создана в Англии после Первой мировой войны. Все в ней продумано до мелочей. От прихода человека, увольняющегося из армии, в центр переучивания до последующего трудоустройства. Ни разу не было случая, чтобы окончившие этот престижный центр люди слонялись по биржам труда и брались за любую работу для того, чтобы выжить.
Малая эффективность
Ныне для переобучения бывших военнослужащих в России, кажется, все имеется. И средства, и соответствующие центры, и грамотные наставники. Еще в октябре 2001 года вышло постановление правительства РФ N 727 "О государственной программе "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы". Цель этого документа, который готовили специалисты Минобороны РФ и других федеральных ведомств, - на базе уже существующих учебных центров МО РФ создать еще 43 головных региональных учебных центра.
Кажется, все просто и понятно. Всю эту довольно сложную систему следовало запустить, как предполагалось, в 2004 году. Однако в Федеральном законе от 23 декабря 2003 года "О федеральном бюджете на 2004 год" не были почему-то запланированы средства на профессиональную переподготовку уволенных в запас военнослужащих. Все это многотрудное дело опять власти возложили на внебюджетное финансирование и личные деньги покидающих армию людей. А это весьма немалые средства. Ведь переподготовить, по данным Генштаба ВС РФ, необходимо не менее 600-800 тыс. военнослужащих запаса. Для получения полноценных знаний по новой профессии требуется не менее 500 часов аудиторных занятий. Только после этого обучаемые проходят государственную аттестацию и получают дипломы о профессиональной переподготовке государственного образца и право на профессиональную деятельность в выбранной сфере. На оплату преподавателей, содержание зданий, коммунальные услуги и прочее и прочее необходимы миллиарды рублей, и они берутся с самих обучаемых и внебюджетных источников, а значит, весьма слабо контролируется их расходование.
В 2005 году картина с выделением средств для переподготовки повторилась. По мнению высокопоставленного генерала из Минобороны РФ, эта проблема годами не решается из-за противостояния некоторых российских ведомств, одно из которых руководит денежными потоками в государстве, а другое людьми в военной форме. По всей видимости, некие чиновники никак не расстаются с мыслью, как в прежние времена, порулить огромными средствами на переподготовку военных.
Вот тому весьма красноречивый пример. В середине 1990-х годов страны Евросоюза, явно встревоженные массовыми сокращениями в Российской армии, которые грозили всплеском преступности и бандитизма на огромном пространстве, предложили РФ свою программу адаптации военнослужащих в гражданское общество и назвали ее ТАСИС. Руководить ее проведением было поручено почему-то Минтруду России. В результате, как следует из аналитической записки Генштаба, оказавшейся в распоряжении "НВО", в 1999 году первая часть проекта ТАСИС была завершена. Из 4 миллионов экю потрачено 3,5 миллиона. Можно только радоваться, что дело пошло. Однако куда?
За несколько лет ни одному российскому военнослужащему так и не была оказана помощь в переподготовке к гражданской деятельности. Ни одному! После таких открытий в тот период министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев, его первые заместители буквально потребовали передать ТАСИС в ведение МО РФ. Их поддержал координатор национальных проектов министр экономики Шаповальянц. Однако, несмотря на это, большинство европейских денег так и не дошли до адресатов. В результате ряд российских ведомств яростно набросились на МО РФ, доказывая, что с переподготовкой можно и подождать. Мол, деньги нужны на другие проекты. А здоровые офицеры-запасники сами смогут о себе позаботится.
Однако не стоит давать оценку деятельности ряда программ в настоящее время в РФ. Просто приведем данные о них, и тогда станут очевидны достигнутые результаты. Например, Информационно-консультационный и учебный центр "Россия-НАТО" ежегодно тратит примерно 420 тыс. евро на адаптацию российских военнослужащих запаса к мирной жизни. В этой международной программе РФ принимает участие лишь тем, что выделила помещение. Как доверительно рассказали "НВО" некоторые военные эксперты, эта программа почему-то явно пользуется особой поддержкой руководства МО РФ. Однако, несмотря на немалые суммы, итоги работы этого учебного центра не слишком впечатляют. За период с 2004 по 2006 год трудоустроено всего лишь более 400 запасников.
По российско-британской программе в настоящее время обучаются в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Владивостоке всего 860 человек. А ведь там расположены крупнейшие гарнизоны. По программе ТАСИС Европейского сообщества в Москве, Твери, Воронеже, Калуге созданы учебные центры, в которых по настоящее время обучены 367 человек.
Действуют в стране и региональные программы. Например, в 2004-2005 годах в Москве обучено 125 военнослужащих запаса, в Пермской области - 30 человек. Маловато, прямо скажем.
Весьма скромные результаты в деле переподготовки военнослужащих запаса один из генералов Генштаба ВС РФ объяснил тем, что в России пока еще складываются системы профессиональной ориентации и трудоустройства уволенных в запас. А непосредственно ответственное за эту деятельность в МО РФ Главное управление воспитательной работы пока с трудом разворачивает эту деятельность. По мнению генерала, для решения этой запущенной проблемы и для организации переподготовки по типу английской или американской нужно создать законодательную базу, которая бы позволяла военнослужащим проходить переподготовку на гражданские профессии на последнем году службы. И наконец-то законодательно установить, что вся система переподготовки военнослужащих, уходящих в запас, финансируется из федерального бюджета, плюс средства региональных и местных бюджетов.
http://nvo.ng.ru/forces/2006-09-08/3_officers.html