Кто приводит человека в храм? Бог, пути Которого неисповедимы. Вправе ли мы, люди, вторгаться в этот процесс, иначе говоря: того, кого Он привел, не пускать?
Девчонка в джинсах, да, и косынки у нее с собой нет, но для нее настал момент истины, и она впервые переступает порог храма. А мы ей - простите уж за такую резкость - с размаху по лицу: вход воспрещен! Тут ведь возможны самые драматичные варианты.
Обиженная нашим объявлением девчонка развернется, уйдет от православного храма... А на соседней улице к ней подойдет ее ровесник либо ровесница. И с широкой улыбкой пригласит ее на собрание церкви Объединения. Она же секта Муна. И там, в этой секте, никто не попрекнет девочку ни джинсами, ни даже самой смелой маечкой - там ее примут такой, какова она есть.
Может быть и хуже. И петлю себе на шею может надеть человек, не справившись с личным кризисом. Войди он в тот день, в тот вечер под своды храма, постой хоть десять минут - глядишь, и отхлынула бы черная волна, и отодвинулась бы роковая черта. Но вот беда: не так был одет, не пустили!
Что важнее, в конце концов: одежда или душа человеческая? Мы в ответе за тех, кого мы оттолкнули. Мы не должны перекладывать всю вину - вину за то, что они не в Церкви, не в Православии - на них самих. Горько об этом говорить, но оттолкнули мы многих.
Почему-то именно на Троицу, именно в этот светлый праздник, да еще в моем любимом храме - не буду его называть - имел место случай, крайне меня огорчивший.. Во время богослужения за моей спиной раздался резкий женский голос:
- Чей ребенок?!
Я обернулась. Женщина средних лет сжигала взглядом малыша лет шести, который, на мой взгляд, не делал ровно ничего плохого и никому не мешал.
- Мой...- испуганным шепотом откликнулась молодая женщина, державшая на руках еще и младшего сына.
- Он у вас левой рукой крестится!!!
Я попыталась вмешаться: не беда, мол. Он же маленький еще. Подрастет - разберется, какой рукой креститься. А сейчас важно, чтоб в нем вера была. Не осквернит же нам это дитя храм, в конце концов! Не вменит же Господь это во грех ребенку!.. Но во время Божественной литургии дискуссии в храме вести не будешь. Меж тем бдительная прихожанка, совершенно упоенная своей праведностью (вернее, правильностью), испепеляла гневным взглядом уже не только ребенка, но и меня. А мама бедного мальчика... Мама была обескуражена и расстроена вконец. Расстроена именно тем, что ее сын сделал что-то плохое в церкви и получил за это порицание... Ребенок же совсем растерялся и, скорее всего, будучи от природы левшой, на свою беду еще раз перекрестился левой. За что и получил от мамы ощутимый подзатыльник с резким окриком: "Правой, кому сказали, правой!..".
Как вы думаете, скоро этому малышу захочется опять в храм? И какое представление он будет иметь теперь о православной вере?
Еще одна печальная сцена. Во время службы в храм входит молодая женщина, бледная, заплаканная - что-то у нее, видимо, случилось. Подходит к иконе Богоматери, опускается на колени. Я вижу, что по ее щекам текут слезы... А затем вижу энергичную такую бабушку - из тех, кто все время в церкви и "все знает". Бабушка подбегает к молящейся и пихает (буквально - пихает) ее в спину:
- Сейчас нельзя на коленки вставать!.. От Пасхи до Троицы нельзя!
Действительно, канонические правила не предусматривают коленопреклоненных молитв в храме от Пасхи до Пятидесятницы. Но плакавшая перед иконой Богоматери женщина этого, видимо, не знала. Или... Или она просто не живет еще по канону. Это ведь не может сразу с человеком произойти!
Но она преклонила колени перед образом Богоматери, она обращала к ней слезную мольбу... Почему мы решили, что вообще вправе вторгаться в этот совершенно интимный момент? Хочется повторить еще раз: не осквернила же эта женщина храм, в конце концов, опустившись на колени перед Богоматерью!
Ну откуда в нас это - скрупулезное внимание к соблюдению канонических и просто традиционных правил - при полном равнодушии к человеку, к его чувствам, к его судьбе? Это ведь не праведность - это именно холодная правильность, лишенная любви.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/20060905.html