"Мужчины" и "Женщины"

Виктория Васильева 
0
09.02.2008 122
Может быть, кому-то проблема, затронутая в этой статье, покажется не очень важной. Куда важнее и сложнее вопросы экономики, внешней и внутренней политики, инфляции и плохой погоды. Да, это так. Но ведь жить легче, если человек человеку - не безымянный чурбак, а интересная личность, единственная и неповторимая. О том, как мы обращаемся друг к другу, пойдет наш разговор.

Не столь давно я стала свидетелем трагикомической сцены. Некая запыхавшаяся особа вбежала в церковь и обратилась к священнику, который беседовал в тот момент с прихожанами:

- Мужчина!..

Батюшка (человек, надо сказать, по натуре экспрессивный) битых пятнадцать минут объяснял нежданной посетительнице, как и почему следует обращаться к священнику. Затем взял проблему шире:

- Ну что это за обращения у нас друг к другу: "Женщина!.. Мужчина!.."? Неужели нам самим это нравится - вот так, по половому принципу друг друга именовать?!

Тут выяснилось, что незадачливая "захожанка" вся уже в слезах:

- Батюшка или как вас там, не знаю, вы мне тут мораль читаете, а у меня ребенок болеет, я думала, может, молитву какую дадите или еще чего-нибудь...

Батюшка переключился на здоровье ребенка, пытаясь попутно объяснить бедной мамаше, чем отличается храм от аптеки. Прихожане вышли на улицу, обсуждая меж собой приключившийся инцидент:

- Ну, к священнику-то мы знаем, как обращаться. А просто незнакомого человека - как его еще называть?..

Это "...как еще называть?" встает на моем пути каждый раз, когда я пытаюсь возражать против омерзительных в своей вульгарности обращений к незнакомому человеку, привившихся почему-то в нашем обществе в последние годы: "мужчина" и "женщина".

Когда молодой человек, почти мальчик, обращается со словом "женщина" к той, которая годится ему в бабушки,- это отвратительно. Когда мужчина начинает диалог с ровесником с обращения "мужчина" - это уже просто неумная комедия. Лучше уж "братан" и сразу на "ты" - это, по крайней мере, не столь патологично. А когда представительница слабого пола... Впрочем, довольно.

Для меня такие обращения - предел нашего раскультуривания, утраты той культуры, в контексте которой одна личность воспринимала другую. Как ни странно это звучит, я вздыхаю порой даже по обращению "товарищ" - оно, при всей его идеологичности, все же придавало человеку какое-то положительное значение. То есть хотя бы во что-то его облачало. Но к "товарищам" мы не вернемся, хочется надеяться. Суховатое, но в принципе достойное обращение "гражданин" и "гражданка" отмерло, видимо, потому, что большинство населения ассоциировало его с милицией, судом и зоной. А "господина" и "госпожу" (равно как "сударя" и "сударыню") восемьдесят процентов населения будут воспринимать как насмешку, и ничего с этим в ближайшие лет пятьдесят не поделаешь. Получается, что кошмарное обращение "женщина" или "мужчина" нам действительно нечем заменить...

Но дело вот в чем. Не одни мы, как выяснилось, утратили традиционные обращения и оказались перед этой проблемой. Год назад я прилетела в Лондон - по приглашению британской коллеги - и была готова обращаться к незнакомым англичанам, как к современникам Шерлока Холмса: мистер, миссис, мисс. Но меня вовремя предупредили о том, что таким обращением я вызову добрый английский смех. Как ни жаль (мне - жаль, англичанам - почему-то нет), но из английского обихода эти обращения ушли. При том, вряд ли возможно представить себе англичанина, способного обратиться к незнакомке со словом "woman" или даже "girl" (эквивалент нашей старомодно-простодушной "девушки", очень мало зависевшей от возраста и мягко перетекавшей в "бабушку" лишь после шестидесяти лет).

- Но как же назвать незнакомого человека,- волновалась я,- чтоб это было politely, вежливо?

- А зачем его как-то называть?- удивилась коллега.- Если тебе понадобилось о чем-то спросить - на улице, например - начинай просто: "Excuse me...".

Это "excuse" ("извините") выручало меня в Британии не раз и не два. Тем более что незнакомые британцы точно так же обращались и ко мне - когда на моем лице слишком явственно читались беспомощность и растерянность. Век буду пом­нить огромного англоафриканца, который, рявк­нув: "Excuse!..", помог мне сориентироваться в лондонской подземке - чрезвычайно запутанной, кстати, в отличие от нашего метро.

На самом деле, в большинстве случаев нет необходимости как-то именовать человека, с которым мы вступаем в диалог. Кассирше продуктового магазина, у которой нет сдачи с моей пятисотки, совсем не нужно называть меня как бы то ни было. Ей нужно сказать мне, что сдачи нет и что корзину с продуктами придется оставить - только и всего. Но она без устали барабанит: "Женщина!.. Ну что вы от меня хотите, женщина!.. Ну где я вам возьму сдачу, женщина!..".

Предложите ей заменить слово "женщина" словом "извините". Увидите, как она сразу осядет. Она лишится своего орудия. Обнажающе-бесцеремонное обращение "женщина" - это в данном случае орудие борьбы. Со мной, с моей пятисоткой, с колбасой в моей корзине, с моим правом заплатить за эту колбасу и выйти из гастронома.

Обращения, о которых мы здесь говорим, имеют подспудное назначение: сообщить человеку, что он... никто. Что он (или она) - человек из безликой толпы, текущей по улицам, наполняющей автобусы, втекающей в гастроном, в поликлинику, на почту. Что он, человек, лишен всякого значения. Все, что о нем можно сказать - это то, что он либо женщина, либо мужчина. От него, конечно, кое-что требуется. Чаще всего просто - не создавать лишних проблем. Но иногда нечто большее, и тогда он обязан исправно функционировать.

Если мы вернемся к тому месту, с которого начали, то есть к храму, мы ясно увидим, что для незадачливой особы "мужчина" в рясе и с наперс­ным крестом был только функцией. Он должен был незамедлительно выдать то, что от него требовалось ("молитву какую или еще что-нибудь"), не читая нежданной гостье морали и вообще не создавая препятствий.

А ведь она и Господа воспринимает так же! Как некую безликую и постороннюю по отношению к ней силу, которой она может воспользоваться при какой-то своей нужде, которая вправе потребовать платы (например - соблюдения поста) и о которой, в принципе, можно забыть после того, как помощь получена, а мзда выплачена. Такое отношение к Богу сродни отношению к человеку, окликаемому вышеописанным образом. (Хотя, конечно, не одно только обращение о подобном отношении - к человеку и ко Творцу - говорит. Мне приходилось наблюдать сцены, когда к священнику обращались как положено, но разговаривали с ним при этом как с нерасторопным официантом).

Мне представляется, что если мы преодолеем дурную привычку, возникшую у многих помимо сознания, и откажемся от жутких обращений, то сделаем благое дело. Мы поможем обществу. Мы хотя бы немного расчистим пути для светлого потока. И еще раз убедимся в старой истине: своими поступками (иначе - своим поведением в каждой возникающей в жизни ситуации) человек разговаривает с Богом.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4610&Itemid=5
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виктория Васильева
Все статьи Виктория Васильева
Последние комментарии
Это доктринёрство, Геннадий Андреевич!
Новый комментарий от Туляк
17.04.2021 22:09
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Елена Войт
17.04.2021 21:52
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
17.04.2021 20:31
Септуагинта и Вульгата-5
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.04.2021 20:21
«Не что иное, как религиозный расизм»
Новый комментарий от Валерий
17.04.2021 19:34