itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ваххабит при должности

0
105
Время на чтение 4 минуты
В Пятигорске начался суд над бывшим имамом мечети города-курорта. Заявленное в начале процесса ходатайство защиты о проведении судебного разбирательства без участия прессы вполне укладывается в набор практикуемых адвокатами для подстраховки "дежурных" приёмов. Особенно если учесть, что говорить о необъективности СМИ в отношении бывшего имама Абдуллы - значит грешить против истины.

Ведь ещё до суда увидели свет публикации, представлявшие обвиняемого невинной жертвой. Одно из интернет-изданий, в частности, поставило под сомнение даже результаты экспертизы, которая установила: изъятая у имама литература способствует разжиганию межрелигиозной ненависти и вражды. И всё же в стремлении избежать широкой огласки есть своя логика. Логика маскировки малоизвестной пока обществу проблемы.

Какой именно? Если коротко, речь об изменении тактики насаждения религиозного экстремизма. Изначально зарубежные эмиссары вроде побывавшего на Ставрополье в 1993-м гражданина Иордании Абдель Рахмана Мухаммада делали крупную ставку на криминал. Причём завербованные ими преступники проявляли себя, не только запугивая людей, не желающих принимать ваххабизм, но и совершая противоправные деяния. Однако стабилизация обстановки в Чечне, а также успехи контртеррористической операции в других регионах Северного Кавказа сделали эту ставку битой. И хотя терроризм и банальная уголовщина вряд ли уже завтра перестанут быть верными спутниками ваххабизма, сейчас, по информации экспертов управления ФСБ по Ставропольскому краю, начался новый этап ваххабитской экспансии.

- Опасность так называемого мирного, без применения оружия проникновения религиозного экстремизма ничуть не меньше, а то и больше, - рассказывал мне знающий о ваххабитах не понаслышке сотрудник УФСБ. - Цели-то идеологической и психологической обработки те же: дестабилизация обстановки на Северном Кавказе, отрыв региона от России, реальная власть над людьми. А в конечном счете смена конституционного строя "мирным" путем

Одним из первых о "новых подходах" заявил своей внешне абсолютно законной деятельностью житель селения Канглы Курман И., который не просто создал в Минераловодском районе религиозную группу с ваххабитским уклоном. Одна из его идей - расширение сферы применения законов шариата и создание шариатских судов. Иными словами, организация параллельной системы правосудия. А когда начал обсуждаться вопрос о выделении мусульманских общин Ставрополья из Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края и создании собственного управления, он не скрывал желания возглавить новую структуру. Не меньшее желание оказаться при должности испытывал, надо полагать, и Антон Степаненко, получивший назначение имамом мечети в Пятигорске. Неожиданное для многих верующих назначение, ибо молодой 1980 года рождения человек не имел даже духовного образования. Принял ислам, сменил имя Антон на имя Абдулла, научился у отчима обрядам и вдруг - имам.

К слову, славянское происхождение Абдуллы изрядно подогрело интерес к уголовному делу в отношении взятого в начале нынешнего года под стражу священнослужителя. Хотя это-то как раз не является чем-то из ряда вон выходящим. Достаточно вспомнить: одним из активистов Шелковского джамаата, в который входила и часть ваххабитов из восточных районов Ставрополья, в 90-х был русский Владимир Смирнов после принятия ислама ваххабитского толка Абдул-Малик. И сейчас, по данным чекистов, ваххабиты охотно вербуют славян, включая и русских женщин. А вот что действительно из ряда вон, так это деятельность духовного пастыря. Судя по материалам уголовного дела, Степаненко занимался распространением литературы, аудио- и видеозаписей, пропагандирующих радикальные религиозные взгляды. Более того, молодой имам умудрялся даже выдавать за главную причину экстремизма жестокость, якобы проявляемую правоохранительными органами по отношению к мусульманам.

- Когда я приехал, атмосфера показалась напряженной, - говорит нынешний имам-хаттыб соборной мечети города Пятигорска Мухаммат-хаджи Рахимов. - Люди чувствовали, видимо, что у прежнего имама не все было ладно. Не хотелось бы это обсуждать теперь. Скажу только, что роль имама чрезвычайно важна, недаром в переводе с арабского "имам" означает "впереди стоящий"

Что предполагает, добавлю, особые требования к подбору духовных лидеров. Тем более уже есть печальный опыт. Имею в виду ныне осужденных Батырбека Бакиева и Муртузали Заракаева, которые проповедовали религиозный экстремизм, будучи имамами мечетей ставропольских сел Тукуй-Мектеб и Каясула. Причём характерный штрих. Если бы не сотрудничество с бандформированиями, Бакиев и Заракаев, изгнанные из мечетей, кстати, самими мусульманами, могли бы остаться безнаказанными. Ведь в рамках Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" при желании можно зарегистрировать и секту ваххабитов, лишь бы устав общины не противоречил закону. Да и Антон Степаненко погорел из-за собственной самоуверенности, если не сказать резче. Не удерживай он насильно в неволе одного из молодых прихожан и не вымогай с его родителей деньги, не возникло бы оснований предъявить ему обвинения по статье 127 УК РФ (незаконное лишение свободы), а также по статье 163 (вымогательство). А соответственно и доказательства обвинения по статье 282, карающей за возбуждение вражды и ненависти, вполне могли бы быть не обнаружены.

Разумеется, обвинение - это не вступивший в силу приговор, и бывший имам Абдулла сегодня не преступник, а лишь подсудимый. Но при любом исходе процесса важно извлечь из случившегося уроки. Во-первых, новая тактика насаждения религиозного экстремизма заметно усложняет борьбу с ним. Ведь де-юре ваххабизм и экстремизм - понятия разные. Не зря лидеры ваххабитов упирают на то, что проповедуют "чистый ислам", являющийся ко всему прочему официальной идеологией Саудовской Аравии, где расположены священные для всех мусульман Мекка и Медина, ссылаясь при этом на статью 28 Конституции России, которой понятие "ваххабизм" не противоречит. Во-вторых, в новых условиях резко возрастает ответственность духовных управлений за кадровую политику. Тем более рядовые верующие подчас не могут отделить зёрна от плевел. А в-третьих, надо помнить: социальный фон повсюду, где есть очаги ваххабизма, отличается низким уровнем жизни, безработицей, отсутствием перспектив.

- Законодательство по части противодействия экстремизму, конечно, надо постоянно совершенствовать, - считает председатель Государственной думы Ставропольского края Юрий Гонтарь. - Но не менее важно решать и социальные проблемы, которые подпитывают экстремизм

И с этим не поспоришь. Потеря ориентиров в жизни, утрата былого социального статуса, отсутствие духовной опоры способны превратить в маргинала даже рафинированного интеллигента. И соответственно сделать его легкой добычей для любой секты, включая и ваххабитскую. Особенно если вербовщиком выступает человек при высокой по понятиям верующих должности. В любой конфессии люди привыкли верить духовному пастырю на слово. А слово и лечить душу может, и калечить. Между прочим, два бывших имама сельских мечетей были осуждены не за ваххабизм и даже не за экстремизм. За бандитизм

http://www.pnp.ru/archive/19860133.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Быков
Есть на что опереться душой
Церковь активно участвует в реабилитации наркоманов
01.12.2004
Первый храм в память о погибших
В Ставрополе открыт первый в России православный храм в память солдатам, погибшим в Чечне
11.08.2004
Все статьи Александр Быков
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.01.2023 10:12
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от РомКа
31.01.2023 09:08
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Новый комментарий от Константин В.
31.01.2023 08:47
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
31.01.2023 08:34
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Белый дед
31.01.2023 07:37