itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Эво Моралес идет на попятную

Секуляризации образования в Боливии пока не предвидится

0
147
Время на чтение 4 минуты
Президент Боливии Эво Моралес решил сохранить преподавание Закона Божьего в школах. Однако секуляные умонастроения боливийского правительства не могут не настораживать католическую церковь.

Боливийские католики могут перевести дух. Правительство страны не станет вопреки своим планам исключать из школьной программы уроки Закона Божьего и заменять их историей национальных религий Боливии. Соответствующий меморандум был подписан президентом-социалистом Эво Моралесом и главой Конференции католических епископов Боливии (ККЕБ) кардиналом Хулио Терразасом в конце июля в городе Кочабамба.

В июне правительство Моралеса заявило о намерении провести секуляризацию школьного образования в стране. Это вызвало бурные протесты среди католиков в таких крупных городах, как Ла-Пас, Сукре и Кочабамба. Президент был вынужден успокоить протестующих, заверив их в том, что секуляризация не коснется учебных заведений, принадлежащих Католической Церкви. Напряжение спало, но лишь на короткое время - до июльского заявления министра образования Боливии Фелиза Патци.

Выступая 10 июля на ассамблее по проблемам образования в Сукре, Патци подчеркнул, что новый секулярный образовательный стандарт будет обязательным как для государственных, так и для частных школ. По словам министра, все это меры, необходимые для так называемой "деколонизации" образования и "борьбы с социальным и расовым неравенством". "Секулярный" означает "свободный от индоктринации", подчеркнул Патци, по национальности индеец-аймара, как и сам президент Моралес.

Логика боливийского правительства понятна. Засилие католицизма в образовательной сфере рассматривается как пережиток колониального прошлого и орудие дискриминации коренного населения Боливии. Теперь же с приходом к власти первого в истории президента-индейца коренное население получило шанс на своеобразный реванш. В рамках истории национальных религий Боливии планировалось сделать весомый акцент на верованиях индейцев аймара и кечуа, а католицизму в новом школьном курсе отводилась роль "одной из" христианских конфессий страны.

Легко себе представить возмущение Католической Церкви! На II Конгрессе по вопросам образования под эгидой ККЕБ было высказано мнение, что предлагаемые правительством реформы нарушают гарантированную Конституцией страны свободу совести. "Ребенок имеет право получать религиозное образование, если такова воля его родителей", утверждали делегаты Конгресса. Законопроект, разработанный в ведомстве Фелиза Патци, де-факто лишал родителей права голоса в этом вопросе.

Кардинал Терразас, в свою очередь, укорял католиков за их "пассивность" перед лицом планируемых реформ Моралеса. "Великие войны начинаются с малого, с подобного выражения ненависти и неумения прощать", - сказал кардинал. Эво Моралес же выразил обеспокоенность "поведением некоторых иерархов Католической Церкви", действия и речи которых "напоминают о временах инквизиции".

Что же заставило Моралеса сесть за стол переговоров с кардиналом Терразасом и, как итог, дать реформе образования обратный ход? Общественное мнение, не иначе. Парадоксально, но факт: при том, что свыше 60% населения Боливии составляют представители коренных народов, "антиколониальная" реформа образования оказалась крайне непопулярной. По данным социологического опроса, проведенного газетой "La Razon", рейтинг Эво Моралеса за последние месяцы упал на 7%. Католической Церкви в стране при этом доверяет 83% населения.

Подавляющее большинство боливийцев (свыше 75%) считают себя католиками. Безусловно, речь зачастую идет о своеобразном двоеверии, практикуемом и самим Эво Моралесом. Беседуя с журналистами в Ла-Пасе, президент недавно заявил, что он - католик, но в то же время "является приверженцем культа матери-земли Пачамамы".

Среди индейцев-аймара таких "католиков, не брезгующих Пачамамой", немало. Однако, по всей видимости, они считают, что в семье их детей в достаточной мере посвящают в основы индейских культов, и получение дополнительной информации за школьной партой в этой ситуации излишне. Таково мнение общества. Странно, что Фелиз Патци, социолог по образованию, этого не учел.

Образование - пожалуй, основная "зона влияния" Католической Церкви в странах Латинской Америки, и иерархи Церкви к любым инициативам государства в этой области относятся с большой подозрительностью. Так, в 1997 г. все тот же кардинал Терразас с трибуны ассамблеи ККЕБ призывал президента страны Гонсало Санчеса де Лосаду не игнорировать позицию Церкви в деле реформирования системы образования. В некоторых городах Боливии Терразаса поддержали демонстрациями студенты католических вузов.

Терразас приводил любопытные факты. По его словам, свыше 50% населения таких городов, как Кочабамба или Санта-Крус, получают образование в католических школах и вузах. А в труднодоступных горных районах католические монахини не только прививают местным жителям навыки письма, чтения и счета, но и обучают их ремеслам, основам автомеханики и правилам эксплуатации двигателей.

В Боливии аккурат в середине 90-х начали реализовывать 20-летнюю программу модернизации образования, включающую в себя обучение детей индейцев родным языкам, повышение квалификации преподавателей, совершенствование инфраструктуры, обеспечение школ и вузов учебниками и компьютерами и т.д. За рубежом программу посчитали перспективной. На ее претворение в жизнь Всемирный банк и Межамериканский банк Развития не пожалели 120 млн. долларов.

Масштабная государственная программа, финансируемая из-за рубежа и не предполагающая участия Церкви? Запахло секуляризацией образования. Конечно, для Латинской Америки с ее социальной нестабильностью и калейдоскопической сменой правящих элит 20 лет - значительный срок, но береженого Бог бережет. Отсюда и филиппики кардинала Терразаса.

В условиях постоянных социальных потрясений реформа, инициированная президентом де Лосадой, разумеется, забуксовала. Фантом секуляризма остался фантомом. "Не прошел" секуляризм и на сей раз, но инициатива Моралеса - это уже действительно тревожный звонок для Католической Церкви в Боливии. И если после избрания Эво Моралеса на пост президента кардинал Терразас говорил о "добрых намерениях" нового главы государства, то сейчас в Церкви за каждым шагом боливийского правительства следят пристально и критически. Не станет ли "меморандум в Кочабамбе" затишьем перед бурей?

http://religion.ng.ru/politic/2006-08-16/5_morales.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от р.Б.Алексий
08.02.2023 19:11
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от ликбез
08.02.2023 19:09
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
08.02.2023 19:06
Что там делать с этим океаном человеческого горя
Новый комментарий от Виктор
08.02.2023 18:38
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.02.2023 17:46
Шок от Православия в Эфиопии
Новый комментарий от Человек
08.02.2023 17:45