Генштабу не нужен
Впрочем, Минобороны как федеральный орган исполнительной власти вправе проводить в подчиненных учреждениях организационно-штатные преобразования. Но только, разумеется, необходимые и просчитанные со всех точек зрения. Однако соблюдены ли данные условия при решении судьбы ВИРЭ? Ведь это особое учебное заведение со сложившейся за 25 лет существования научной школой, выпускающее офицеров с крайне нужной Вооруженным силам профессией, поскольку значимость РЭБ в современных войнах подтвердили кампании в Ираке, Югославии. Не случайно в институт радиоэлектроники послали своих парней Вооруженные силы Армении, Казахстана, Сирии, Таджикистана, Узбекистана, Эфиопии (в недалеком будущем к ним могли присоединиться представители Перу, Китая, Республики Кубы, Вьетнама). Тем не менее российскому Генштабу, которому непосредственно подчиняется ВИРЭ, вуз оказался не нужен.
Информированный источник сообщил "НВО", что начальник ГШ генерал армии Юрий Балуевский еще 27 января направил статс-секретарю - заместителю министра обороны, главнокомандующему ВВС, начальнику управления радиоэлектронной борьбы Генштаба официальное письмо, в котором потребовал создать комиссию по реорганизации ВИРЭ. А результаты ее работы доложить до 1 декабря 2006 года. Однако, как видим, судьба института была решена еще до начала лета...
Между тем всего несколько лет назад в военном ведомстве о сокращении вуза и не помышляли. Именно на Арбатской площади рождался документ, утвержденный позднее президентом - Верховным главнокомандующим ВС РФ, "Основы политики Российской Федерации в области развития системы радиоэлектронной борьбы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Согласно ему, именно на базе ВИРЭ намечалось создать межведомственную систему подготовки и переподготовки специалистов РЭБ различного профиля и разными уровнями образования. Однако, по словам источника "НВО", "объединение на базе ВИРЭ профильных кафедр семи вузов Минобороны оказалось ранее не проработанным. И в обозримом будущем невозможно будет добиться в ВИРЭ обучения специалистов РЭБ для всех видов и родов войск, которые будут эффективно применять весьма специфическое вооружение в космосе, воздухе, морях и океанах, на суше. Такое образование могут дать только вузы видов и родов войск".
Следовательно, в Минобороны и Генштабе порой принимаются не просчитанные до конца решения, которые вводят в заблуждение даже главу государства? А есть ли гарантия, что нынешнее сокращение ВИРЭ всесторонне выверено? И не придется ли потом жалеть о содеянном и срочно восстанавливать институт?
О чем думают наверху?
Члены научно-технического и диссертационного советов Федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности (ФГНИИЦ РЭБ ОЭСЗ) отмечают, что "ликвидация единственного в России системообразующего ввуза по радиоэлектронной борьбе несомненно приведет к дальнейшему снижению потенциала военной радиоэлектроники, роль которой в войнах различного масштаба становится все более определяющей".
Ученые убеждены, что в военном ведомстве недостаточно глубоко проанализировали вопрос необходимости ВИРЭ для обороноспособности государства. Высшими военными чиновниками, утвердившими такое сокращение, считают специалисты, двигали сиюминутные выгоды, которые совершенно не учитывали дальнейшего развития потенциала отечественного РЭБ, не просчитали необходимость сохранения соответствующей научной школы. Поэтому предлагается или сохранить ВИРЭ как самостоятельный базовый военный вуз, или даже создать на базе ФГНИИЦ РЭБ ОЭСЗ вместе с реорганизованным институтом единого научно-исследовательского центра радиоэлектронной борьбы.
Таково мнение ученых - лауреатов Ленинской, Государственной, правительственных премий. С ним солидарны 57 полковников и генералов, также обратившихся с письмом в высшие органы государственной власти России. Наперекор точке зрения руководства Минобороны они доказывают, что присоединение ВИРЭ в качестве небольшой кафедры к учебному заведению по подготовке специалистов для тыловых служб ВВС РФ вступает в противоречие с таким основополагающим документом, как "Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года" и другими; что ликвидация института приведет к снижению качества подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы не только для Вооруженных сил, но и МВД, ФСБ.
Мал золотник...
В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", в "Военной доктрине РФ" подчеркивается, что в современных войнах и вооруженных конфликтах будут широко использоваться средства электронного поражения, которые способны привести к дезорганизации системы государственного и военного управления. Отсюда - значимость ВИРЭ для армии и флота России. И не только для них.
Федеральная служба технического и экспортного контроля РФ планировала подготовить в Воронежском военном институте радиоэлектроники 50 сотрудников по специальности "Противодействие техническим разведкам". Современная база вуза, высококвалифицированные преподаватели позволяли сделать это.
Кроме того, авторитет и возможности ВИРЭ подтверждаются его договорами с целым рядом известных российских научно-исследовательских центров в Белгороде, Липецке, Курске, Орле, Пензе, Тамбове, Москве, Санкт-Петербурге. В 2005 году только внебюджетная деятельность института принесла Минобороны прибыль в размере 4 млн. рублей. Не великие, конечно, деньги. Однако, как говорится, лучше малый прибыток, чем большой убыток. А МО теперь его лишится.
Но главное, естественно, не в этом. Не будет создана межведомственная многоуровневая система подготовки кадров для РЭБ, а это уже противоречит интересам российского государства, которые определены в утвержденных в 2002 году документах по развитию системы радиоэлектронной борьбы. Вот что значит закрытие одного небольшого военного института в Воронеже.
Пока же в ВИРЭ набирает обороты процесс реорганизации. В телефонном разговоре с одним из военнослужащих из этого вуза удалось выяснить, что там ныне весьма нервозная и явно уже не творческая, нерабочая обстановка. Так сказать, чемоданное настроение. Одна комиссия сменяет другую. Ученых и преподавателей вызывают на беседы представители из Минобороны. Люди выглядят явно удрученными. А ведь совсем еще недавно на кафедрах и в научных лабораториях все строили радужные планы по созданию в будущем такой системы РЭБ, которой бы не обладал никто другой в мире...
http://nvo.ng.ru/forces/2006-07-14/3_vuz.html