Беда в исполнении принятых решений

Создание Военно-промышленной комиссии - дело полезное, но не хотелось бы, чтобы ею управляли военные

0
496
Время на чтение 6 минут
В 12-м номере "НВО" нынешнего года была опубликована статья Владимира Плетнева "Нужен не контроль, а управление ОПК", содержание которой выражено подзаголовком "Учреждение Военно-промышленной комиссии не означает возрождение Миноборонпрома".

Жизненные наблюдения подтверждают, что подобное мнение весьма распространено. Особенно в среде военных, в настоящем или в прошлом связанных с заказами вооружений и военной техники. Большинство из них считает, что если придумать федеральный орган исполнительной власти, который создаст правила и по этим правилам будет управлять предприятиями оборонной промышленности, то "успехи наши вчетвером не снести".

Конечно, сейчас напрямую отдавать команды не удастся, хотя бы потому, что нет ни нормативных, ни реальных возможностей не только руководить, но и вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

Да этого и не было никогда. Многие считают, что девять оборонных министерств СССР фактически управляли сотнями предприятий ОПК, на которых работали миллионы людей. Предприятиями, имеющими сложнейшие кооперативные связи, отстоящими друг от друга на тысячи километров. Подумайте, однако, реально ли было нечто подобное даже при штате в 900-1000 человек?

Министерства представляли собой, говоря современным языком, управляющие компании, которые реализовывали необходимые для советского государства функции. Отраслевое управление осуществлялось на уровне крупных головных предприятий, имеющих юридическую или фактическую филиальную сеть. Под фактической филиальной сетью понималась система долгосрочных договорных отношений. Существовали и различные научно-производственные объединения, выполнявшие те же функции отраслевого управления.

Многие думают, что существовавшая в СССР Военно-промышленная комиссия (ВПК) осуществляла управление оборонными министерствами. Но и это не так. ВПК готовила крупные проекты - если продолжать аналогии, некоторый аналог современных федеральных целевых программ. Кстати, большинство из них начиналось с фразы "Принять предложения... о создании...". Штат комиссии был невелик, но его вполне хватало для реализации функционального, а не отраслевого управления.

Большинство из этих "Постановлений Совета Министров СССР и ЦК КПСС о..." обеспечивали взаимодействие предприятий в рамках реализации соответствующего проекта. Причем многие предприятия были не оборонными. Таким образом, ВПК являлся мостом не между Минобороны и промышленностью, а между предприятиями промышленности, "завязывая" их в такие проекты. Благодаря этому на одних и тех же предприятиях выпускались трактора и боевые машины пехоты, пассажирские самолеты и самые совершенные бомбардировщики.

Мост между Минобороны и промышленностью существует - это заказывающие управления. Правда, их наличие в составе Минобороны не соответствует ни духу, ни букве административной реформы. Заказ вооружения и военной техники - это не дело Минобороны. Административная реформа требует создания заказывающего Агентства (контролирующая Служба уже создана). Во многих странах именно так организовываются закупки, причем и в интересах военно-технического сотрудничества.

Например, в США, принимая заказ от Великобритании на производство 90 ракет Tomahawk, поручают его реализацию Оборонному департаменту, который занимается заказами для американских вооруженных сил. Интересно, что деньги поступают в бюджет США, а уже оттуда осуществляется заказ новых ракет, причем Оборонный департамент в контракте "расписывает" всех соисполнителей с указанием конкретной доли финансирования. Эти данные публикуются на соответствующем сайте. Подобным же образом организовано и участие 10 государств в разработке многофункционального самолета 5-го поколения F-35.

Многие скажут: ну, и давайте восстановим старую схему государственного управления. Но ее восстановить невозможно, да и не нужно. Многие помнят философские сентенции о базисе и надстройке и необходимости приведения их в соответствие. Так вот сейчас базис претерпел существенные изменения. Жизнь показала, что всеобъемлющая государственная собственность даже в оборонной промышленности не эффективна.

Созданные и создаваемые акционерные общества главнейшей своей задачей видят получение прибыли, да и для государственных предприятий Гражданский кодекс ставит такую же цель. А это требует от государства в рамках реализации необходимых функций (повышение жизненного уровня, обеспечение обороноспособности и т.д.) усилить разработку соответствующих программ.

А что же с отраслевым управлением? Оно есть и будет, но на другом уровне. А именно - на уровне управляющих компаний корпоративных структур. Кстати, отраслевые методы управления требуют штата в 3-10% от персонала, занятого в соответствующей отрасли или подотрасли. Государство же должно следить за эффективностью реализации своей функции по реформированию промышленности. Подчеркиваю - не оборонной промышленности, а всей промышленности. Необходимо оптимально варьировать доли государственного и частного капитала в управлении соответствующими корпоративными структурами. Причем эти доли могут изменяться в зависимости от изменения конкретной обстановки, и поэтому эта государственная функция должна существовать столько, сколько существует государство.

Кто-то придумал, что с реформированием пора заканчивать и нужно заниматься развитием ОПК. Поэтому предполагается ликвидировать "Программу реформирования..." и "открыть" "Программу развития...". Надо ли заниматься развитием? Надо. Но это уже отраслевая функция и если государство этим займется, то "влезет" в непосредственное управление предприятиями промышленности, что невозможно, а значит, вредно. Функция развития должна быть делегирована корпорациям, а государству необходимо поддерживать ее в рамках реализации своих программ.

Очередная "Программа реформирования ОПК...", к сожалению, буксует, и основная беда состоит в сильнейших попытках навязать промышленности отраслевую структуру управления, противопоставить оборонную и необоронную промышленность. Статья об этом была мною опубликована в "Независимом военном обозрении" от 25 июля 2003 года ("Опять не та программа"). Здесь же я хотел бы отметить, что реформирование необходимо в первую очередь государству.

Чиновникам реформирование вредно, так как руководители крупных корпоративных структур не будут бегать по отделам министерств и агентств и не станет соответствующих подношений. Придется заниматься реализаций государственных функций, то есть разработкой соответствующих программ. Реформирование вредно и для большинства директоров государственных предприятий, поскольку современные госструктуры не в состоянии контролировать каждый шаг директора. И таким образом он из нанятого сотрудника превращается в фактического хозяина предприятия. В рамках корпоративной структуры руководители предприятий попадают под строгий контроль управляющей компании. Так кто же с этим согласится? Вот и буксуем.

Что же делать? Опять реформировать структуру федеральных органов исполнительной власти? Создавать Миноборонпром? Противопоставлять предприятия оборонной промышленности другим предприятиям в России и за рубежом? Мне известно, что одна из хороших российских промышленных структур, в названии которой есть слово "оборонпром", видимо, будет изменять свое наименование, так как на мировом рынке далеко не все собираются полноценно сотрудничать с оборонными предприятиями России. Да и эта структура производит в основном не оборонную продукцию.

Вот почему реформаторский раж необходимо направить не на перетасовывание федеральных органов исполнительной власти, а на реформирование промышленности. Подчеркиваю еще раз - всей промышленности. Немного перефразируя бывшего премьера, можно сказать: "Раз чешется, то надо чесать, но там где надо".

Уверен, что создание Миноборонпрома опять отбросит процесс реального реформирования промышленности на пару лет назад и существенно затруднит этот процесс в будущем. Создание же ВПК считаю делом полезным, но не хотелось бы, чтобы этой структурой управляли военные. Даже беглый анализ показывает, что все попытки поручать профессиональным военным управление промышленными предприятиями оканчивались провалами. По-моему, и в управлении регионами та же картина. Хотя есть и исключения.

Наверное, дело в том, что, начиная с военного училища, военнослужащий привыкает к жизни по определенному порядку, предписываемому соответствующими уставами и наставлениями, даже продвижение по воинским званиям регламентировано сроками и правилами. Работа же в промышленности - это жизнь в конкурентной среде, где ты должен предложить что-то лучше, чем у другого, и суметь убедить в этом заказчика, в том числе и военного. Да и в реализации проектов ты почти всегда остаешься один на один с рынком.

Кто-то думает, что в Советском Союзе у директоров оборонки была "зеленая улица". Конечно, это не так. Сначала директора убеждали, что "это" надо заказать, потом "пробивали" постановление со словами "принять предложение...". Да, финансирование соответствовало задачам. Но надо было "пробить фонды", то есть купить то, что надо для реализации проекта. Хотя у Райкина все это выглядело смешно.

Назначение же Иванова руководителем ВПК, наверное, правомерно. За последние пару лет он много сделал для Минобороны и для промышленности, и не только оборонной. Много новых и нестандартных решений. Видимо, справится.

Резкая критика новой структуры федеральных органов исполнительной власти, по-моему, уместна не для замысла, а для реализации замысла. Что плохого в том, что министерство обеспечивает программный, нормативный и законодательный уровень, Агентство осуществляет реализацию конкретных программ, а Служба контролирует их реализацию? Все прекрасно на бумаге, но министерство отстранено от управления реальными финансовыми ресурсами. Да какой же чиновник это потерпит? Да и в Агентстве хочется порулить на чужом поле.

Кстати, есть примеры успешной работы ряда новых федеральных структур, например, Службы государственного оборонного заказа и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Так что беда только в исполнении принятых решений. Обидно, если перетасовки федеральных органов продолжатся. Может быть, проще поменять исполнителей? И не обязательно на самом высоком уровне.

А с подзаголовком "Учреждение Военно-промышленной комиссии не означает возрождение Миноборонпрома" я согласен.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-06-23/6_beda.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Леонид Сафронов
«Угас во мраке русский свет…»
К выходу новой книги
01.07.2021
Нечаянная радость русской души
О погибшем за Россию национальном гении Сергее Есенине
28.09.2020
«На троне предателей не бывает»
Ко дню Царской Голгофы
15.07.2020
Сходили в Великорецкий Крестный Ход.
Теперь хоть расстреливайте! Вятка, 2020
09.06.2020
Все статьи Протоиерей Леонид Сафронов
Последние комментарии
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 19:42