- Есть цель в секторе РПН (радиолокатор подсвета и наведения)!
- Есть захват, баллистическая цель по второму в зоне! - рапортует офицер захвата старший лейтенант Сергей Хожайнов.
- Цель уничтожить! - командует командир дивизиона капитан Денис Захаров, после чего офицер пуска старший лейтенант Михаил Старшинов нажимает заветную кнопку. И учебная цель, идущая по баллистической траектории, уничтожается имитированным пуском ракеты зенитного ракетного комплекса С-300.
Подобные тренировки в подразделениях подмосковного гвардейского зенитного ракетного полка полковника Сергея Гайдукова проводятся практически ежедневно. Аппаратура тренажа позволяет имитировать цели с любыми параметрами скорости и высоты, дальности и направления азимута, изменять помеховую обстановку и плотность налета. Эти особенности "трехсотки" дают возможность расчетам, не выезжая в учебно-тренировочный пункт, готовиться к отражению удара реального противника. А в нынешней ситуации для ракетчиков это важно вдвойне. Ведь вскоре им, первым в российских Вооруженных Силах, предстоит нести боевое дежурство на новой зенитной ракетной системе С-400.
То, что перевооружение частей ЗРВ ВВС на новую систему начнут именно с полка Командования специального назначения, вполне логично. Командующий КСпН генерал-полковник Юрий Соловьев последние несколько лет неоднократно обращался к Главнокомандующему ВВС РФ с предложением создать в объединении полки постоянной готовности зенитных ракетных и радиотехнических войск (сейчас в ВВС постоянной готовности лишь четыре авиационных полка). И вот теперь, с принятием на вооружение новой зенитной ракетной системы, это наконец становится возможным.
По своим функциональным возможностям система нового поколения С-400 во многом превосходит принятую на вооружение в середине 1980-х знаменитую "трехсотку". Дальность действия в два раза больше - порядка 400 километров. Система способна уничтожать одновременно до 10 целей даже на достаточно больших высотах, к примеру в стратосфере. А также обнаруживать цели с очень маленькой отражающей поверхностью, которые недоступны для большинства современных радиотехнических средств. Например, американскому самолету-невидимке "Стелс" она не оставит никаких шансов.
Одна из изюминок системы - новейшие средства автоматизации. В процессе боевой работы они почти полностью исключают так называемый человеческий фактор. В ЗРК С-300 захват целей порой осуществляется операторами ручного сопровождения, что иногда приводит к их потере, - у человека может просто дрогнуть рука. Здесь же захват целей на сопровождение, очередность их уничтожения и подготовку ракет к запуску выполняет электронный вычислительный комплекс. Командиру дивизиона остается лишь подтвердить согласие с рекомендациями компьютера. И в зависимости от принятого решения выполнить пуск ракет. Кстати, вся воздушная обстановка и любая необходимая информация о противнике будут отображаться на жидкокристаллических мониторах в кабинах боевого управления, что, конечно же, удобнее, чем мерцающие радары в "трехсотке". И еще одно принципиальное отличие - зенитный ракетный комплекс С-300 насчитывает около 400 сменных электронных элементов, называемых ракетчиками "ячейками", которые меняются в случае выхода из строя. И достать исправный элемент - порой самая настоящая проблема.
Например, под Новый год почти двое суток восстанавливали вышедший из строя радиолокатор обнаружения в дивизионе, который нес боевое дежурство. Исправную ячейку доставляли с окружной базы хранения. Но это еще нормально, бывало, что необходимый для восстановления боеготовности техники сменный элемент находили в другой дивизии, за сотню километров. Поэтому на ремонт уходило около двух недель. Мозг же новой системы - четыре жестких диска с повышенным сроком эксплуатации. Как видно, боеготовность части сразу же повышается в разы. Можно сказать, что в зависимости от решаемых задач система С-400 способна заменить сразу несколько С-300.
С принятием на вооружение новой системы за счет повышения исправности вооружения и военной техники существенно повысится и боеготовность части. А это дает возможность наконец-то создать в Командовании специального назначения зенитный ракетный полк постоянной готовности, а значит, значительно улучшить жизнь ракетчиков, обеспечив их наконец нормальным жильем и более-менее достойной зарплатой. Ведь подобный статус частей предполагает создание в местах их дислокации современного служебного и жилого фонда, а также развитой инфраструктуры. Кстати, в объединении с прошлого года уже реализуется разработанная командованием целевая программа, по которой разбросанные по подмосковным лесам пятьдесят шесть военных городков соединения ПВО будут объединены в пятнадцать базовых с соответствующей системой жилищно-коммунального хозяйства. Прямая поддержка министра обороны предполагает нормальное финансирование программы, реализовать которую намечается за два-три года.
Первый полк постоянной готовности планируется сделать образцом для дальнейшего развития боеготовности частей зенитных ракетных войск ВВС. На одной, базовой, территории будут размещены полковые казармы, общежития, столовая, штабы, автопарк, словом, вся необходимая для нормальной службы инфраструктура. Для выпускников военных училищ - участников ипотечно-накопительной системы - будет создан служебный жилой фонд. А для очередников - современное жилье. В марте полк посещал начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны генерал-полковник Анатолий Гребенюк, который пообещал первые 60 квартир выделить ракетчикам уже к концу этого года. А в дальнейшем будет построен еще девятиэтажный дом.
В базовом городке будут дислоцироваться все подразделения полка. А на позиции, которые расположены в радиусе нескольких десятков километров, дежурные смены будут развозить автотранспортом. На этих позициях, построенных еще в начале пятидесятых, планируется провести инженерные работы, усовершенствовать дорожную сеть. Но главное - вместо старых, обветшалых деревянных домиков дежурных смен, в которых, кстати, и по сей день и живут, и несут службу ракетчики, построить комплексные здания, по одному на каждый дивизион. В таком здании располагалось бы все необходимое для нормального несения боевого дежурства - столовая, комнаты отдыха и досуга, сауна, караульное помещение и склады.
В общем, чтобы к концу года полк уже приступил к выполнению задач по предназначению, фронт строительных работ предстоит грандиозный. Остается надеяться на то, что если даже все задуманное не удастся реализовать в срок, то по крайней мере в первую очередь будут решены бытовые и жилищные проблемы ракетчиков, словом, созданы нормальные условия для несения ими постоянного боевого дежурства.
- Если в этом году полку выделят обещанные 60 квартир, у людей сразу же появится стимул для дальнейшей службы, станет ясно, что государству мы действительно нужны, - говорят ракетчики. Кстати, уже в этом году в полк должны прийти около двадцати выпускников Ярославского зенитного ракетного института, которых специально готовят на новую систему. Будущих профессионалов командование полка стало отбирать еще в прошлом году. Ведь в таком полку должны служить лучшие из лучших.
Комментарий командующего войсками КСпН генерал-полковника Юрия Соловьева:
- Первый в Военно-воздушных силах зенитный ракетный полк постоянной готовности в нашем объединении. И это для нас настоящий триумф - мы к этому стремились не один год. С одной стороны, это почетно, с другой - огромная ответственность. Ведь к такому полку абсолютно другие требования. Боеготовность техники и вооружения, а также укомплектованность личным составом должны быть стопроцентными. Это дорогое удовольствие. Но это, несомненно, повысит и состояние техники, и уровень подготовки ракетчиков. А значит, позволит нашим войскам выйти на более качественный уровень боевой подготовки и усилить защиту неба столицы.
Думаю, в ближайшем будущем новая система придет на смену знаменитой "трехсотке". Однако темпы поступления ее на вооружение, как и создание полков постоянной готовности вокруг Москвы, напрямую зависят от наличия средств, которые будут выделены нашим войскам на дальнейшее развитие.
http://www.redstar.ru/2006/06/03_06/2_01.html