Знамя и оркестр - вперед!

Знаменитому вальсу "На сопках Маньчжурии" 100 лет

Новости Москвы 
0
285
Время на чтение 6 минут
В конце августа прошлого года я побывал в городе Тамбове. Моей целью было посещение Воздвиженского кладбища, где похоронен военный композитор и дирижер Илья Алексеевич Шатров - автор знаменитого вальса "На сопках Маньчжурии".

От Варшавы до Мукдена


Иду по улице Чичканова, прохожу мимо здания Венного училища химической защиты, расформированного совсем недавно.

Вот рядом и городское кладбище. Смотритель любезно показал мне направление на березу, под которой находится могила композитора. Тем не менее я не сразу нашел памятник. Дело в том, что первый памятник был в виде обелиска, и я настойчиво искал его. Оказалось, что после смерти супруги Шатрова памятник был заменен в 1975 году. Я сфотографировал утопающий в зелени памятник в виде прямоугольной беломраморной плиты, на которой написано:

ШАТРОВ
Илья
Алексеевич
1885-1952
Творец вальса
"На сопках Маньчжурии"



В левом верхнем углу вертикальной плиты расположен его портрет в овальной рамке, звание - капитан, хотя в 1952 году он получил звание майора.

Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городке Землянске Воронежской губернии 1 апреля 1885 года в семье отставного унтер-офицера. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке и гармошке. После смерти отца мальчика определили воспитанником в музыкальную команду полка, находившегося в Варшаве. Одели в военную форму. Илья учился играть сначала на барабане, потом на трубе.

В 1900 году командование полка направило талантливого мальчика в Варшавский музыкальный институт (позже преобразован в консерваторию).

В 1903 году он окончил Варшавский музыкальный институт в звании военного капельмейстера. По окончании учебы капельмейстер Шатров назначен в 214-й Мокшанский пехотный батальон, расквартированный сначала в Екатеринбурге, затем в Златоусте. Возглавлял музыкальную команду батальона, включавшую около шестидесяти музыкантов.

С началом русско-японской войны батальон преобразован в 214-й Мокшанский полк и направлен в Маньчжурию, сначала под Ляоян, а затем под Мукден. В феврале 1905 года полк принял участие в кровопролитных боях под Мукденом. Десять дней мокшанцы отбивали атаки японцев у железной дороги, но кончились патроны. В критический момент командир полка полковник Побыванец подал команду: "Знамя и оркестр - вперед!"

Капельмейстер Илья Шатров воскликнул: "Музыканты, настал наш час!" - взмахнул рукой, и грянул боевой марш. Вслед за полковым знаменем он повел вперед свой оркестр. За ними поднялся в штыковую атаку весь пехотный полк. Боевой марш не умолкал, впереди оркестра шел капельмейстер Шатров. Артиллерийский снаряд противника ударил по оркестру, убит музыкант, ударной волной отбросило в сторону Шатрова. Но он с оркестром снова идет вперед. Мокшанский полк стремительной штыковой атакой отбросил противника и вышел из окружения, хоть и понес большие потери. Вскоре погиб командир полка.

За проявленное мужество семь музыкантов полкового оркестра были награждены солдатскими Георгиевскими крестами (к сожалению, их имена пока отыскать не удалось).

А капельмейстер Шатров после продолжительного оформления и переоформления бумаг был удостоен ордена Св. Станислава 3-й степени с мечами "за разновременные отличия против японцев".

Закончилась война, подписан мирный договор с Японией, но Мокшанский полк оставался еще почти год в Маньчжурии. Если перед войной полк насчитывал 49 офицеров, 391 унтер-офицера, 3463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыканта, то после боев осталось около 700 человек. Вскоре был назначен новый командир полка, который однажды отправил строптивого капельмейстера на гауптвахту. Здесь, под шум гаоляна, он начал сочинять свой вальс, посвященный друзьям и товарищам.

Вальс появился в начале 1906 года под названием "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии". Считается, что позже Шатров сам написал слова вальса, который быстро стал знаменитым. Есть и другие варианты стихов к вальсу.

Впервые ноты вальса были изданы в 1907 году, а к 1911 году переиздавались уже 82 раза! После 1911 года вальс стал называться короче - "На сопках Маньчжурии".

Военный дирижер


После Октябрьской революции Шатров посвятил свою жизнь военно-капельмейстерскому делу. Он возглавлял военные оркестры во многих гарнизонах нашей страны.

В 1935-1938 годах руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища. В 1947-1951 годах - дирижер (в 1947 году слово "капельмейстер" заменено на "военный дирижер") военного оркестра Закавказского военного округа.

Илья Шатров выступал по радио в Москве 10 августа 1947 года, а в 1951 году состоялась его встреча в Тбилиси с певцом Иваном Козловским - исполнителем легендарного вальса.

В последние годы жизни Шатров преподавал музыку в Тамбовском суворовском училище и дирижировал духовым оркестром. Награжден орденом Красной Звезды и медалями, ему присвоено воинское звание "майор" по представлению командующего Закавказским военным округом. Умер 2 мая 1952 года.

Кроме легендарного вальса им написаны еще три - "Дачные грезы" (1907), "Осень настала" (1911) и "Голубая ночь в Порт-Артуре" (1950). В Тамбовском областном краеведческом музее хранится богатый нотный архив Ильи Шатрова и его музыкальный инструмент - труба.

Можно сказать, что воинский и творческий подвиг композитора может служить ярким примером нашим сыновьям, а покровительница музыки Евтерпа относилась к нему весьма благосклонно. С этими патриотическими и романтическими мыслями в голове я направился в Тамбовское высшее авиационное инженерное училище (институт). На здании училища я увидел мемориальную доску, установленную 25 мая 1985 года. На доске под лирой - эмблемой военных оркестров и военных музыкантов - сделана надпись:

Здесь проходили службу видные военные дирижеры и композиторы -
авторы марша "Прощание славянки" В.И. Агапкин (1884-1964)
и вальса "На сопках Маньчжурии" И.А. Шатров (1879-1952).
Заметим, что здесь год рождения Ильи Шатрова не совпадает с указанным на памятнике.

Вслушиваюсь в трогательную и минорную мелодию вальса в исполнении певца Ивана Козловского:

Тихо вокруг, сопки
покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Перед нами настоящий музыкально-исторический документ. В 2006 году мы отмечаем столетие со дня создания славного вальса.

Моя статья была почти готова, когда мое внимание привлекла интересная статья в "Военно-историческом журнале" (N10, 1992 год) под названием "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии". В статье приводится дюжина ссылок на архивные документы, а также дается критика предыдущих публикаций: "...известно около сотни публикаций, к сожалению, в большинстве своем они бедны подлинными фактами и изобилуют домыслами". Автор не уточняет, в чем состоят эти домыслы и неточности.

Досадные неточности


Обратим внимание на ряд расхождений в некоторых изданиях. В большинстве изданий день рождения композитора дается по-разному: 1879 или 1885. В музыкальной энциклопедии дается 1879 г., а на могильном памятнике написан 1885 г., этот же год дается и в личном деле майора Шатрова, хранящемся в Тамбовском горвоенкомате. Соответственно и год окончания Варшавского музыкального института дается двояко: 1900 г. или 1903 г. Случается и разнобой в имени Илья - Илий или дается альтернатива Илья (Илий). Полк, в котором был воспитанником Шатров, называется то пехотным, то гусарским, то Петербургским.

До Русско-японской войны роты Мокшанского батальона в соответствии с милютинской военной реформой в разное время располагались в разных городах: Мокшан, Пенза, Екатеринбург и Златоуст. Поэтому разные авторы направляют молодого капельмейстера на службу в один из этих городов по своему выбору. Более того, направляют сразу в полк, не учитывая, что батальон был преобразован в полк только в июне 1904 года.

Воинское звание капельмейстера Шатрова дается так: вольноопределяющийся - подпоручик - поручик.

Исчезновение наименования Мокшанского полка из названия вальса иногда объясняют так: название не умещалось на этикетке пластинки полностью. Или более обобщенно - вальс посвящен не только одному полку, а всем погибшим воинам.

Заглянул я и в интернет. Как говорится, доверяй, но проверяй. Читаю: "...на мраморной плите написано: "Гвардии майор, композитор..."

Беру магнитофонную кассету: "Вальс исполняет Иван Козловский. Звучание две минуты пятьдесят две секунды". А вот о тексте сказано: "Слова народные". Думаю, это самая высокая оценка для всей военной музыки.

В сентябре 2005 года в Выставочном зале федеральных архивов я посетил историко-документальную выставку, посвященную 100-летию окончания Русско-японской войны 1904-1905 годов, послушал лекцию, а также посмотрел хроникально-документальный видеофильм, в котором часто звучала мелодия вальса "На сопках Маньчжурии".

В фильме также звучала и поэзия, я сразу узнал апокалиптические стихи философа Владимира Соловьева ("Панмонголизм"), написанные за десять лет до роковых событий:

О Русь! Забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.



Я спросил работников выставки, бывают ли здесь японцы. Мне ответили, что при открытии выставки были представители из посольства, а позже было еще несколько посетителей.

В стеклянной витрине мое внимание привлек экспонат, представленный Российским государственным военно-историческим архивом (РГВИА). Это "Журнал военных действий 214-го пехотного Мокшанского полка 1904-1905 гг." с шифрами N 264470, ч.1, ф. 846, оп. 16. Но дальше дело не продвинулось. Чтобы частному лицу получить документ, необходимо в архиве встать в очередь и только через полгода можно заняться исследованием.

Но вернемся к военной музыке. Знаменитый Суворов сказал: "Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил". Думаю, что это высказывание относится и к вальсу "На сопках Маньчжурии".

http://nvo.ng.ru/notes/2006-06-02/8_music.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Исаенко
Полеты на Ближний Восток
Воспоминания военного переводчика
15.12.2006
Все статьи Анатолий Исаенко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 14:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 13:44
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39