Опыт раздвоенности

Христиане недостаточно ценят самое главное - церковное единство

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
195
Время на чтение 5 минут
В Сан-Франциско с 6 по 14 мая текущего года будет проходить IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ожидается, что в ходе заседаний Собора будет окончательно определена официальная позиция РПЦЗ по вопросу о сближении с Московским Патриархатом (МП). Заметим, что сближение Церквей считают своевременным не только представители МП, но и российские государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин не раз во время встреч с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с Предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) говорил о том, что воссоединение Церквей - "дело государственной важности". В Московском Патриархате главной задачей процесса сближения считают не только установление евхаристического общения (возможности совместно совершать литургию и причащаться), но и установление полного административного единства. Среди иерархов и духовенства РПЦЗ этот сценарий вызывает споры, равно как и вопрос о сохранении Зарубежной Церковью собственности. Кроме того, в сознании ряда представителей РПЦЗ за годы разделения Церкви прочно укоренился стереотип, согласно которому Московский Патриархат являлся "пособником сталинского режима". Несмотря на однозначно сформулированное в "Социальной концепции РПЦ" положение, согласно которому Церковь может отказать власти в поддержке, "если власть принуждает верующих к отступлению от веры", преодоление стереотипа остается затруднительным. Своим мнением относительно перспектив восстановления церковного единства и роли IV Всезарубежного Собора в этом процессе с читателями "НГР" делятся известные деятели РПЦЗ - протоиереи Виктор Потапов и Игорь Шитиков.

"Мы все чада Русской Церкви. Будем же уклоняться от соблазнов явного и тайного зла, воюющего на нас... Об этом молимся мы - пастыри на Архиерейском Соборе юбилейного года, понимая всю ответственность за Церковь. Молимся о полном нашем единомыслии, в котором заключаются сила и правда Церкви".

Эти слова из Окружного послания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1988 году не только не утратили значения спустя 18 лет после их опубликования, но сейчас, в преддверии IV Всезарубежного Собора, приобретают особую актуальность и силу.

17 июля 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) также обнародовал послание, касающееся взаимоотношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и РПЦЗ. Приведу из него выдержку: "Сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы вспоминаем скорбную годовщину... цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России... Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся".

Отозвались ли мы этому обращению? Поверили ли мы в искренность сказанного?

К сожалению, вместо того чтобы развивать примирительные процессы, пойти друг другу навстречу и укреплять доверие, обе стороны допустили досаднейшие промахи. РПЦЗ начала на канонической территории Московского Патриархата (МП) создавать параллельные церковные структуры, а МП с помощью палестинских властей принялся силой отнимать у РПЦЗ храмы и часовни.

Разумеется, нельзя было ожидать, что восстановление евхаристического общения пройдет гладко и немедленно. Десятилетия коммунистического владычества оставили определенный отпечаток на мышлении русских людей как на родине, так и в диаспоре. К сожалению, процесс объединения частей Русской Церкви вызвал и продолжает вызывать беспокойство у многих прихожан РПЦЗ, что даже привело к внутренним раздорам. Так что же надо сделать, чтобы преодолеть все эти нестроения у членов обеих Церквей и продуктивно провести грядущий Всезарубежный Собор?

Прежде всего надо позаботиться о мире внутреннем, причем каждому в отдельности. Стремясь к этому миру и добиваясь его, мы тем самым будем стремиться и к общему миру и единению, а без этого разделения и даже раздоры будут продолжаться.

Для начала необходимо признать, что каждый из нас имеет личный негативный опыт раздвоенности. Вспомним слова апостола Павла: "Не понимаю, как это я не делаю того, что хочу, но делаю то, что ненавижу! Это потому, вероятно, что не я делаю, но живущий во мне грех... Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю " (Рим. 7: 15-24).

Тогда почему мы с таким трудом допускаем наличие его в других людях? Почему нам так трудно себе представить, что и в других людях не все гладко, что в них тоже есть борьба и внутреннее противоречие?

Преданный идее примирения разобщенных частей Русской Церкви профессор Московского института международных отношений А.Б. Зубов пишет: "...надо не отшатываться от нашей больной Церкви, но, подобно Христу, соединиться с грешником, жаждущим исцеления, дабы спасти его Собой... А позиция: посмотрим, подождем, если вы исцелитесь, может быть, мы с вами и объединимся, - позиция эта нравственно порочна...

Ждать, пока мы или сами выздоровеем, или помрем? Не так действовали ваши отцы. На безумство народа они ответили жертвенным подвигом борьбы со злом в рядах Белого движения. И мне кажется, что сейчас начинается новый этап этой борьбы, но уже без материальных оболочек Гражданской войны, а в истинном облике "невидимой брани" против духов злобы поднебесных. И вы, ваша Церковь может помочь нам избавиться от всех этих мавзолеев и статуй, от гимнов и прочих гадостей... Потому что у вас святыня веры, побеждающая зло нашего мира..."

Для многих прихожан РПЦЗ главным препятствием для примирения разрозненных частей Российской Церкви остается сергианство. Оно является синонимом лжесвидетельства по отношению к сильным мира сего в самой крайней форме. Однако сергианство - трагедия не только Московского Патриархата, но всей Российской Церкви, ибо церковный сервилизм появился не на пустом месте.

Мирские начальники вмешивались в церковные дела на протяжении почти всей христианской истории. Это происходило и в период Византийской империи, и в пору оттоманского владычества.

Вспомним 200-летний Синодальный период Российской Церкви. Можно на пальцах пересчитать, сколько раз священноначалие в XVIII и XIX веках осмелилось возразить императорской власти.

В документе комиссий РПЦ и РПЦЗ "Об отношениях Церкви и государства" цитируется важное постановление Юбилейного Собора РПЦ 2000 года:

"Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

Еще определеннее о Декларации митрополита Сергия (Страгородского) говорится в другом документе встречных комиссий "Комментарии к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви "Об отношениях Церкви и государства": "Сегодня мы можем сказать, что неправда замешана в Декларации митрополита Сергия. Декларация ставила своей целью поставить Церковь в правильное отношение к советскому правительству...

Но эти отношения как раз не являются правильными с точки зрения Церкви".

К сожалению, мы мало ценим церковное единство и мало заботимся о его укреплении. Между тем все, что есть в нашей жизни наиболее светлого, имеет основы в христианском единении.

Протоиерей Николай Депутатов, много лет отдавший церковному служению, так пишет о нравственном воздействии любви: "К любви сводится все в наших взаимоотношениях, и без нее ничто не имеет значения. Где любовь, там умолкает ненасытная жажда честолюбия, властолюбия, корыстолюбия".

В таком духовном ключе должен проходить IV Всезарубежный Церковный Собор. Дай Бог, чтобы на нем царил дух любви и подлинной церковности, который присутствовал на Втором Всезарубежном Соборе. Поучительны в этом отношении воспоминания одного из участников Второго Всезарубежного Собора П.С. Лопухина: "Все члены Собора жили эти дни, открыв свою душу благодати Божией, и отдавались ее водительству. Мы высказывали свои взгляды, но мы не боролись друг с другом. Мы отстаивали свои мысли, но душа наша была открыта к тому, чтобы понять чужую мысль и что надо для пользы Церковной... Это создавало совершенно особое настроение Собора, и мы это поняли и оценили...".

Митрополит Анастасий (Грибановский) однажды сказал, что Церковный Собор с участием клира и мирян является "собранием народного духа под знамением Святого Креста". Нам остается только молиться, чтобы IV Всезарубежный Церковный Собор был преисполнен силой Животворящего Креста, чтобы нам сообща восстановить в своих сердцах спасительный порыв к объединению.

Об авторе: Протоиерей Виктор Потапов - настоятель храма Иоанна Предтечи в Вашингтоне.

http://religion.ng.ru/problems/2006-04-19/4_opyt.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей РПЦЗ Виктор Потапов
Иосиф Муньос-Кортес - избранник Божией Матери
К 35-летию явления чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской» и 20-летию убиения ее хранителя Иосифа Муньоса-Кортеса
31.10.2017
«Мы болеем Россией»
Протоиерей Виктор Потапов о путешествиях чудотворной иконы и жизни русского прихода в Америке
21.03.2016
"Мы не можем любить то состояние разобщенности, в котором ныне пребываем"
Открытое письмо протоиерея Виктора Потапова бывшему Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Виталию (Устинову)
22.05.2007
Протоиерей Виктор Потапов: Вы - клеветник, лжесвидетель и кощунник
Открытое письмо полковнику КГБ К.Г.Преображенскому
25.04.2007
Все статьи Протоиерей РПЦЗ Виктор Потапов
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Аксиос. Достоин!
К вопросу о канонизации брата-мученика Иосифа Муньоса
01.11.2024
Архиепископ Канадский Гавриил о канонизации святых в РПЦЗ
«Святые для нас являются примером»
08.10.2024
Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии
Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова
05.08.2024
Святитель Иоанн Шанхайский. Прижизненная
видеозапись. Редчайшие кадры
05.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
14.11.2024 14:04
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
14.11.2024 13:37
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 13:15
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:53
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55