Иосиф Муньос-Кортес - избранник Божией Матери

К 35-летию явления чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской» и 20-летию убиения ее хранителя Иосифа Муньоса-Кортеса

0
983
Время на чтение 16 минут
  Иосиф Муньос-Кортес c чудотворной иконой Божией Матери «Иверская-Мироточивая Монреальская» Иосиф Муньос-Кортес c чудотворной иконой Божией Матери «Иверская-Мироточивая Монреальская» 35 лет назад православный испанец Иосиф Муньос-Кортес был призван Господом на особенное служение. Это служение началось на Афоне, когда Иосифу был передан на хранение список прославленного образа Божией Матери «Вратарница», который в ночь с 23 на 24 ноября 1982 г. неведомыми уму путями стал мироточить. Свое 15-летнее служение Божией Матери и Церкви Христовой Иосиф запечатлел мученической кончиной 20 лет назад, в ночь на 31 октября 1997 г.

В 2002-м году Архиерейский Синод РПЦЗ обнародовал обращение к пастве по случаю 20-летия чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской». К великому сожалению, это обращение прошло почти незамеченным.

«Сия икона, изливающая обильное чудотворное миро, 15 лет утешала нашу Русскую Зарубежную Церковь, - говорится в Синодальном обращении, - являясь зримым и ощутимым знамением милосердного заступничества Божией Матери за нас, грешных... Использовали ли мы это посещение Матери Господа нашего с пользой для души, и не наш ли общий грех охлаждения к святыне и молитве, к делам благочестия и свидетельства веры православной стал причиной отнятия по Божиему попущению от нас святой иконы?

...Братья и сестры! С трепетной благодарностью молитвенно воспомянем о пребывании сей чудной мироточивой иконы в нашей Церкви и с покаянием помолимся Пресвятой Богородице о прощении наших грехов, о водворении мира в Церкви нашей Православной...».

Этот призыв архиереев РПЦЗ остается актуальным и для наших дней.

Отмечая 35-летие явления мироточивой иконы Божией Матери «Иверская», мы имеем возможность задуматься над смыслом великого чуда Божьего и прикоснуться к судьбе человека, отдавшего в наш прагматичный, компьютеризированный и рациональный век свою жизнь за православную святыню.

 

Иосиф (Хосе) Муньос-Кортес Иосиф (Хосе) Муньос-Кортес

Иосиф (Хосе) Муньос-Кортес родился 13 мая 1948 года в католической семье в Чили. Когда ему едва исполнилось14 лет, он по дороге в католический собор заблудился на улочках Сантьяго и, услышав необычное пение, зашел в православный храм. В тот день, 27 сентября, был праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Красота убранства храма, икон и богослужения поразила отрока, потрясла его до глубины души, и с тех пор он начал посещать эту церковь. Через два года архиепископ Леонтий Чилийский благословил его перейти в Православие. Это было в 1964-м году. В течение трех лет Иосиф изучал иконопись и богословие. Переехав в Канаду, он окончил там курсы при школе изобразительных искусств и впоследствии преподавал историю иконописи в Монреальском университете. Иосиф надеялся стать монахом, но в Канаде не существовало православной мужской обители.

В 1982-м году, во время паломничества на Святую Гору Афон, Иосиф побывал в Спасо-Рождественском скиту. Здесь, в иконописной мастерской, он увидел глубоко поразивший его образ Божией Матери. Он настойчиво просил продать ему эту икону, но получил отказ. Молодой паломник горячо молил Богородицу позволить ему увезти Ее образ в Канаду. Уже выходя из ворот обители, он увидел поспешавшего к нему игумена, который вручил ему икону со словами: «Пресвятая Дева должна уехать вместе с вами».

 

 

Иверский монастырь, Афон

 

Иверский монастырь, Афон

Находясь на борту корабля, следующего в афонский порт Дафни, он услышал внутренний голос, повелевавший ему отправиться в Иверский монастырь и приложить свою икону к чудотворному образу Божией Матери «Вратарница», небесной Хранительницы и Покровительницы Афона. Врученная ему икона была списана с этого образа. Он исполнил это повеление. Вернувшись в Монреаль, Иосиф поместил икону «Вратарница» у себя в комнате и каждую ночь читал перед ней акафист.

Он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание

24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, он заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это - благовонное миро. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы.

Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений, но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию.

Весть о новой чудотворной иконе была в тогда подъяремной России воспринята с особой радостью. О ней я неоднократно сообщал на волнах «Голоса Америки» в своей программе «Религия в нашей жизни». В свое время я получал много писем от российских слушателей, желавших больше узнать об иконе и о брате Иосифе. По сей день я встречаю людей, которые вспоминают эти передачи. В свое время меня разыскал православный испанец по имени Хорхе Фернандес и рассказал замечательную историю. Я попросил его изложить свой рассказ в письменном виде для нашего приходского журнала, где мы собираем по крупицам все, что можем, о брате Иосифе и Монреальской иконе. Вот отрывок из рассказа Фернадеса:

 

Протоиерей Виктор Потапов

Протоиерей Виктор Потапов

«В 1984-м году в моей московской квартире я пытался настроить свой приемник «БФ» на религиозную передачу «Голоса Америки», которую составлял и вел священник Виктор Потапов. Дело это было непростое, так как власти усердно глушили радиосигнал, дабы лишить нас, православных, одного из немногих источников религиозной информации. В этот конкретный вечер я услышал нечто удивительное и глубоко запавшее в мое сердце. Батюшка Виктор рассказал об одном чилийце, который получил в монастыре на Афоне образ Иверской Божией Матери, и что некоторое время спустя этот образ начал мироточить. Все подробности я не мог расслышать из-за плохого качества звука, но меня сильно поразили и обрадовали два обстоятельства: во-первых, само чудо, во-вторых - что есть на свете еще один латиноамериканец, который так же, как и я, стал православным христианином, но, в отличие от меня, настолько искренне и глубоко пошел по этому пути, что удостоился великой чести стать избранником Пречистой Божией Матери. Так у меня появился друг, хотя в то время я и не подозревал, какую роль он сыграет в моей жизни».

К рассказу Хорхе Фернандеса я вернусь чуть позже.

Второе знамение выразилось в покаянии множества людей

В освободившейся от коммунистического ига России верующий народ окружает Иверскую икону особенным почитанием. По моему глубокому убеждению, многострадальные православные народы окружают икону «Вратарница» высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: пораженный чудом воин принес сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо - мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей.

Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением в 1981 г. Русской Зарубежной Церковью Новомучеников и Исповедников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает:

 

«Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (во Франции), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: ‟Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом... Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини".

Без тени лирики можно сказать, что он был земной лилией Царицы Небесной

Иосиф редко говорил о своей внутренней жизни, но, общаясь с ним, люди физически ощущали, что перед ними человек величайшей чистоты. Без всякого сомнения и без тени лирики можно сказать, что он был земной лилией Царицы Небесной. Каждый день он читал перед чудотворной иконой акафист Богородице (как правило, по-французски) и тому святому, чью память отмечала Церковь. Во время церковных богослужений вел себя очень скромно и никогда не привлекал к себе внимания: тихо стоял сзади, незаметный, как настоящий монах.

На горе Синай молодые люди из Америки встретили брата Иосифа. Тот представился, упомянув, что он из Канады (Квебек). Молодые люди сказали Иосифу, что они слышали, что в Монреале есть Мироточивая Иверская икона. Брат Иосиф ответил, что он знает об этом, но умолчал о том, что он-то и является хранителем этой чудотворной иконы.

Иосиф в характере своем сочетал открытость в общении с людьми с твердым стоянием в вере. Он отталкивался от интриганов, теплохладных и расчетливых людей. Иосиф очень страдал, наблюдая отсутствие любви среди верующих, зависть и клевету. «Господи, насколько я грустен он всего», - записал он однажды в своем дневнике.

 

Вид на долины под Синаем. Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Вид на долины под Синаем. Фото: прот. Игорь Пчелинцев

Чудо, первым свидетелем которого ему суждено было стать, углубило и без того его сильный молитвенный дух. У него было 58 крестников. И о каждом из них он ежедневно молился - и не только о них. Его помянник походил на монастырский синодик. Повседневно обращался он с молитвой к Божией Матери о православной молодежи - «дабы все стали святыми мужами и святыми женами».

Один из французских знакомых Иосифа, Владимир, в частном письме рассказывает:

«Икона всегда затмевала брата Иосифа (на самом законном основании). Нам он казался простым, скромным, всегда своим (почти каждый мог сказать - он был моим другом), но таким же, как мы, обычным человеком, правда, на которого свалилось такое чудо... Но теперь, когда иконы нет, его облик стал вырисовываться по-другому. Ведь это он три недели молился перед образом, читая акафист каждый день, ведь это по его молитвам стала мироточить икона, то есть как бы произошло накопление, переполнение его любви, и она стала переливаться через край сосуда, и Матерь Божия ответила взаимным актом чудотворения. Ведь это он скитался со святыней по всему свету, невзирая ни на что - ни на личные болезни, тяготы путешествий, отсутствие средств, ни на сопротивление некоторых людей (вплоть до последнего времени, и об этом он мне сам многократно рассказывал), и при этом он успевал совершать свое обширное молитвенное правило (до тысячи молитв Иисусовых в добавление ко всему прочему), писать иконы... Он не мог иметь никакой личной жизни. Люди приходили, звонили, писали, просили помощи, заступления, молитв. И он за всех молился».

 

Порою у него не хватало денег на покупку предметов первой необходимости

Больших средств Иосиф не имел. Обретя икону, он дал обет, что она не сделается источником его обогащения. И выполнял его до своей смерти. Мне достоверно известно, что порою у него не хватало денег на покупку лекарств и предметов первой необходимости. Часто он последние свои деньги отдавал нуждающимся.

В дневнике Иосифа была найдена записка на французском языке, сделанная его рукой в 1985-м году, из которой видно, как нелегко ему было нести послушание хранителя мироточивой иконы Божией Матери, и которая свидетельствует, что задолго до своей мученической кончины он предвидел ее.

Иосиф Муньос с Татьяной Филипьевой около Монреальской Мироточивой иконы в Бразилии, в 1997 году. Один из последних снимков Иконы и Иосифа Иосиф Муньос с Татьяной Филипьевой около Монреальской Мироточивой иконы в Бразилии, в 1997 году. Один из последних снимков Иконы и Иосифа

Вот текст этой записки:

«Господи Иисусе Христе, Который пришел на землю нашего ради спасения и добровольно был пригвожден ко Кресту и претерпел страсти за наши грехи, дай мне тоже перенести свои страдания, которые я принимаю не от врагов своих, а от своего брата. Господи! Не вмени ему это в грех».

Дмитрий Михайлович Гортынский, регент Спасо-Вознесенского храма в Сакраменто (Калифорния, США), в письме моей матушке от 25 декабря 1997 года передает следующий случай из жизни Иосифа:

«Он проснулся ночью и почувствовал, что связан по рукам и ногам. Рот у него был тоже завязан, и он не мог ни говорить, ни кричать. Он пытался освободиться, но не мог, и только молился в себе. Он знал, что это была нечистая сила, и она его продержала так всю ночь. Это Хосе (Иосиф) сам рассказал по-испански моей жене год тому назад, а она тогда же перевела это мне, а теперь снова пересказала для того, чтобы я мог точно записать».

По словам самого Иосифа, это был вовсе не сон, но все происходило наяву и имело место равно за год до его убиения.

В своем последнем интервью, опубликованном в издававшемся в Сан-Франциско журнале «Русский пастырь», словно предчувствуя свою мученическую кончину, Иосиф сказал:

«Мы не должны бояться смерти за Христа»

«Верующие должны быть готовыми умереть за истину, не забывать, что, приобретая здесь врагов, приобретаем Небесное Царство... Тот, кто будет верен в малом, тот будет верен в великом, когда потребуется. При возможности стать исповедниками мы не должны это упустить. Потеряв земную жизнь, обретаем небесную. Мы не должны бояться смерти за Христа».

Гостиничный номер в Афинах, в котором был замучен Иосиф, - угловой и выходит на балкон - единственный во всей гостинице с доступом на крышу соседнего здания. Это объясняет, почему дверь номера, в котором был убит Иосиф, оказалась запертой изнутри. По мнению врача, осматривавшего тело, убийство было совершено двумя-тремя людьми: один держал его, другой связывал руки и ноги, а третий наносил удары. По всей видимости, убийцы хотели узнать, где находится икона. Уточним, что местонахождение иконы в настоящее время неизвестно.

Каким образом заманили Иосифа в гостиничный номер, в котором было совершено это страшное убийство, остается тайной.

На суде врач показал, что по всему видно, что Иосиф не сопротивлялся. Он лежал привязанным поперек кровати. Следы пыток видны на лице, ногах, руках, груди. Судья нам показал страшные полицейские фотографии, свидетельствующие о том, что Иосиф долго и мучительно умирал в одиночестве...

Священник Александр Ивашевич Священник Александр Ивашевич

Священник Александр Ивашевич, проживающий в Аргентине и сопровождавший Иосифа в его последней поездке в Грецию, повествует о его последних днях, свидетелем которых ему суждено было стать:

«В последнюю ночь не спалось, длинный разговор превратился во взаимную исповедь... в один миг брат Иосиф прошел через всю свою жизнь...». В аэропорту расстались: «Вот и все - пора прощаться. Когда дошли до входа в отдельный зал, брат Иосиф сказал мне: ‟Прости, отче, за все, что плохого сделал, и если тебя обидел, от всей души прошу прощения". Я ему: ‟Ты меня прости, Хосе". ‟Бог простит! - отвечал он. - Спасибо за все, огромное тебе спасибо". Тут же, в аэропорту, брат Иосиф сделал передо мною поклон, и я ему... обнимались долго и крепко. Мне надо было идти дальше, и брат Иосиф воскликнул: ‟Благослови, отче!" - ‟Бог тебя благословит, Хосе!". Он мне: ‟С Богом!" А я ему говорю: ‟С Богом!" - в последний раз... Так прощались мы с братом Иосифом всего за пару часов до его смерти...»

Летом 1996 года Иосиф съездил на Афон, чтобы проститься с отходящим к Богу схиигуменом Климентом, своим духовным отцом. Тогда схимник сказал ему, что следующий - 1997 - год будет для него судьбоносным, и произойдут грозные события. Накануне своей мученической кончины Иосиф с иереем Александром Ивашевичем посетил монастырь святителя Николая на греческом острове Андрос, чтобы поклониться его святыням. Монах, открывший им двери главного храма обители, чрезвычайно удивился тому, что древний настенный образ Богоматери слезоточит. Настоятель монастыря архимандрит Дорофей объяснил, что икона плачет тогда, когда назревают страшные события, или во время таковых. На Иосифа это знамение Божией Матери произвело глубокое впечатление, и он неоднократно говорил отцу Александру: «Отче, я чувствую, что очень скоро произойдет что-то страшное. Не знаю, что именно, но что-то будет». И в самый день своей смерти, утром, Иосиф еще раз поделился с отцом Александром своим предчувствием.

 

 

Схиигумен Климент († 1997 г.) Авва Спасо-Рождественского скита на Афоне (фото 1994 г.)

 

Схиигумен Климент († 1997 г.) Авва Спасо-Рождественского скита на Афоне (фото 1994 г.)

Гроб был открыт, мешок разорван, и все увидели следы пыток

Хранитель мироточивой иконы Божией Матери «Вратарница» был похоронен через 13 дней после его убийства в Афинах. Его хотели было отпевать при закрытом гробе и в запечатанном пластмассовом мешке. Но Бог судил иначе. Гроб был открыт, мешок разорван, и все увидели следы пыток. Никаких признаков тления не было заметно.

Множество людей, со всего света прибывших в те дни в Джорданвилль, свидетельствуют о благодатной атмосфере похорон. Один бывший инок Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, писал о настроении, царившем в день отпевания и похорон брата Иосифа:

«Мне показалось, что я присутствую на богослужениях Великой Субботы, вспомнилось благоговейное предстояние пред Плащаницей, когда души верующих со страхом и умилением лицезрят спасительные Страсти Господни и вспоминают Его погребение. Все происходившее... было также таинственно-величаво и светло-грустно. Конечно, были и слезы, да и как могли удержаться от них наши очи, когда при дневном свете мы яснее разглядели (его) истомленное лицо, (его) мученическое тело, украшенное язвами, как бы неким Божественным жемчугом. Мы видели (его) руки, на коих остались багровые рубцы от пут, которыми связал (его) палач...».

Один раб Божий, приехавший из России и попавший на погребение Иосифа, сказал: «У меня было такое чувство, что я присутствовал не на отпевании и похоронах, а на чине Торжества Православия. Я совершенно четко осознал, что если бы даже в эти минуты нас всех вывели бы из храма и расстреляли, то все равно - мы победили!»

А теперь вернемся к продолжению рассказа упомянутого мною в начале православного испанца Хорхе Фернандеса:

«В начале 1990-х годов я уехал в Испанию, где у меня есть корни, и стал прихожанином единственного православного храма во всей стране - греческой патриархии, где опять-таки ничего не было слышно о том чилийце, имени которого я тогда не знал, но о котором часто вспоминал. Затем я переехал в Америку с семьей. И вот три месяца назад, в разговоре с послушницей русского православного монастыря в Иерусалиме, я спросил, не знает ли она что-нибудь про чилийца, и она рассказала, что он был зверски убит 10 лет назад, а также, что чудотворная икона исчезла. Затем сказала, что он похоронен недалеко от Нью-Йорка, в Джорданвилле. Трудно передать все чувства, которые меня охватили, когда я узнал об этом. Грусть от его смерти и потери иконы и одновременно радость, что он близко от меня и я смогу наконец-то к нему съездить, что я и сделал через несколько дней. И тут начинается самая трудная, важная и, пожалуй, самая короткая часть моего рассказа, потому что есть вещи, которые очень трудно передать словами.

Брат Иосиф и его чудотворная икона были дарованы нам Господом как напоминание о Мире грядущем

С того самого момента, когда я встал рядом с его могилой, я четко почувствовал присутствие друга. Господь освящает не только души наши, но и тела тех, кто при жизни полностью посвящает себя Ему, и таким образом в нашем бренном, павшем мире появляются островки того будущего, обещанного нам Богом мира. Рядом с таким островком я стоял тогда. Я молился ему по-испански, вернее, даже не молился, а просто разговаривал с ним и просил его, о чем мы просим друзей наших небесных - святых. Все, о чем я просил, и более того, было мне даровано. На следующий день после литургии человек, которого я никогда не встречал ранее, подарил мне кусочек ваты с миром от Монреальской иконы Иверской Божией Матери, хранителем которой в течение 15 лет являлся брат Иосиф. После моего возвращения в Нью-Джерси в моей жизни прошел ряд событий, которые невозможно объяснить иначе, чем Божиим Промыслом.

Крест на могилке Иосифа Муньоса Крест на могилке Иосифа Муньоса

Отчасти из чувства благодарности, отчасти из желания личной встречи с Хосе я поехал на его могилу в день 10-летия со дня его убиения. К этому времени мы с женой уже прочитали книгу о его жизни «Монреальская Мироточивая Икона и брат Иосиф», что меня еще больше сблизило с ним. После этой второй поездки, по моем возвращении домой, брат Иосиф оказал мне огромную милость.

Я призываю всех, кто читает этот мой неуклюжий рассказ, молиться ему, просить, благодарить. По возможности - съездить к нему, поставить свечку. Помолиться на его могиле. Я знаю по моему опыту, что никто не уедет с «пустыми руками». Брат Иосиф и его чудотворная икона были дарованы нам Господом, как я это понимаю, как напоминание о Мире грядущем и для укрепления нашей веры. Мы не знаем, где икона, но мы знаем, где ее хранитель, приходите к нему, и да сохранит всех нас Господь наш Иисус Христос и Пречистая Его Матерь».

* * *

После мученической кончины брата Иосифа в 1997 г. и укрытия Монреальской иконы Божией Матери многие спрашивали: вернется ли к нам икона?

Милостью Божией, 6-го октября 2007 года (в праздник зачатия св. Пророка и Предтечи Иоанна) - в год восстановления канонического единства внутри Русской Православной Церкви - в штате Гавайи было явлена мироточивая репродукция «Монреальской-Иверской» иконы, известная как «Гавайская» икона.

Это был ответ на вопрошания верных «вернется ли икона». Возвращение Иверской Мироточивой Иконы Божией Матери явилось важным духовным результатом Акта о каноническом общении и знаком Божьего благоволения к Поместной Русской Православной Церкви.

Протоиерей Виктор Потапов
Вашингтон, Д.К. (США)

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей РПЦЗ Виктор Потапов
«Мы болеем Россией»
Протоиерей Виктор Потапов о путешествиях чудотворной иконы и жизни русского прихода в Америке
21.03.2016
"Мы не можем любить то состояние разобщенности, в котором ныне пребываем"
Открытое письмо протоиерея Виктора Потапова бывшему Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Виталию (Устинову)
22.05.2007
Протоиерей Виктор Потапов: Вы - клеветник, лжесвидетель и кощунник
Открытое письмо полковнику КГБ К.Г.Преображенскому
25.04.2007
Все статьи Протоиерей РПЦЗ Виктор Потапов
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31