Вклад Русской Православной Церкви в духовную безопасность страны

Текст выступления на II Научно-образовательных Знаменских чтениях "Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания", Курск, 28 февраля - 3 марта 2006 года

Новости Москвы 
0
727
Время на чтение 22 минут
Уважаемые коллеги!

Сегодня мне представилась возможность ознакомить Вас с церковным пониманием интересов национальной безопасности в духовной сфере и тем, как Русская Православная Церковь (далее Церковь) защищает интересы личности, общества и государства в сфере духовной безопасности России.

Целью моего выступления является раскрытие форм и постановка проблемы современного взаимодействия светской и духовной власти в области укрепления российской государственности и сохранения культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.

Прежде всего, определю понятие "национальная безопасность", понимаемое как обеспечение условий сохранения, нормального функционирования, воспроизводства и развития гражданского общества и народа России как образовавшейся вокруг русского народа локальной цивилизации, гармония и многообразие которой зависит от учета интересов, традиций, чувств всех составляющих ее этнических и конфессиональных общностей.

В этой связи хочу обратить внимание на тот факт, что Церковь озаботилась проблемами национальной безопасности в условиях создания нового государственного образования вместо СССР еще в августе 1991 года, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с заявлением, осудившим действия сил, пытавшихся вернуть страну в тоталитарное прошлое. Второй судьбоносный момент новейшей истории Отечества наступил два года спустя, когда в октябре 1993 года страна вновь оказалась на пороге гражданской войны. Уже в первые часы политического кризиса вслед за появлением 21 сентября 1993 года президентского указа N 1400 Церковь взяла на себя нелегкую задачу попытаться избежать кровопролития и усадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Святейший Патриарх Алексий, находившийся в этот момент с визитом на Аляске по приглашению Православной Церкви в Америке, сделал прямо в аэропорту Сан-Франциско заявление с призывом ко всем ветвям власти, армии, правоохранительным учреждениям и всем россиянам воздержаться от любых действий, могущих привести к кровопролитию и толкнуть страну к гражданской войне. 28 сентября 1993 года Его Святейшество, сократив намеченные сроки поездки, вернулся в Москву и практически сразу предложил свое посредничество в урегулировании конфликта. Вскоре Церковь начала консультации с политическими силами: уже 29 сентября Святейший Патриарх принял Ю.М. Лужкова, представлявшего президентскую сторону, затем Его Святейшество встретился с группой народных депутатов и представителей общественности, чуть позже Святейшего Алексия посетил председатель Конституционного суда В.Н. Зорькин. На другой день Святейший Алексий вместе с митрополитом Ювеналием и митрополитом Кириллом посетили президента Б.Н. Ельцина в Кремле. В результате проведенной Церковью серии консультаций противоборствующие стороны согласились на переговоры при ее посредничестве. Переговорный процесс проходил в Свято-Даниловом монастыре с 1 октября 1993 года и был прерван в результате обострения противостояния сторон к вечеру 3 октября. К сожалению, в те дни морального авторитета и политического веса Церкви оказалось недостаточно для предотвращения национальной трагедии. Не помогло остудить горячие головы политиков и церковное предостережение о том, что открывшая огонь первой сторона будет предана анафеме. Давая этим трагическим событиям оценку десять лет спустя, Его Святейшество в своем выступлении 2 декабря 2003 года в Храме Христа спасителя сказал следующее: "...политический кризис 1993 года мог обернуться большой кровью и распадом государства на удельные княжества. Слава Богу, что этого не произошло!".

Одним из первых обращений авторитетных представителей российской общественности к власть предержащим по обсуждаемой сегодня теме вклада Церкви в духовную безопасность страны стал принятый в декабре 1995 года итоговый документ III Всемирного Русского Народного Собора "Россия и русские на пороге XXI века". В разделе этого документа, озаглавленном "Государство и национальная безопасность", Собор, который формулирует общественно значимые для различных структур, слоев и групп общества проблемы и освящен нравственным авторитетом Церкви, выступил за учет исторических особенностей России, поиск страной собственных путей развития и создание концепции безопасности государства.

Последующие события оправдали ожидания Собора как реально действующей образцовой модели российского гражданского общества, основанного на нравственных ценностях. Ровно два года спустя, в декабре 1997 года государством была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая впервые на государственном уровне обозначила проблемы духовной безопасности и наметила пути предупреждения, выявления и нейтрализации внешних и внутренних угроз в духовной сфере. Позволю себе процитировать главную, на мой взгляд, заключительную мысль этого документа, а именно: "...широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции - залог динамичного развития России в XXI веке."

Прежде чем остановиться на роли Церкви как ключевого элемента системы духовной безопасности государства и нравственного потенциала гражданского общества страны, мощного рычага цивилизационного и морального влияния России в мире, давайте определимся в понятиях.

Понятие "Духовная безопасность" подразумевает направленное на духовное обновление России обеспечение безопасного духовного развития человека и гражданина, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, этносепаратизма и вызванных ими социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве.

Теперь несколько слов о термине "Интересы духовной безопасности". Он выражает совокупность коренных национальных интересов в духовной сфере, затрагивающих внутренние и внешние условия жизнедеятельности общества.

К интересам внутренней безопасности в духовной сфере относятся:

1. Сохранение территориальной целостности и единого духовного пространства как одна из первичных предпосылок бытия и благополучия народа, поскольку ни один народ не может быть заинтересован в том, чтобы дробилась и терялась его территория, нарушался его духовный суверенитет. В качестве примера сошлюсь на негативную реакцию простых людей нашей страны и многих жителей ближнего зарубежья на развал СССР (о прекращении существования Советского Союза сожалеют 64% россиян), который с образованием новых независимых государств обернулся распадом традиционного российского геополитического пространства, урезанной территорией (сократилась более чем на 25 % или на 5 с половиной млн. кв. км., с 22 млн. 400 тыс. кв. км. до 17 млн. 75 тыс. 400 кв. км.) и меньшим количеством населения исторической России (сократилось почти вдвое или на 144 млн.чел., с 289 млн. чел. до 145 млн. чел.). По численности населения Россия скатилась с 3-го на 7-е место в мире после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).

Вы спросите, причем тут духовность? Московский литератор Матвей Ульбин объясняет это тем, что с конца семидесятых годов XX столетия курс на "поголовную сытость" сопровождался тем, что самый поющий в мире народ перестал петь и рассказывать малым детям сказки, исказился душевно-духовный уклад, был потерян доступ к духовному смыслу существования. Далее цитирую: "Мы взяли своим "идеалом" лозунг "лишь бы не было войны", предложили свой сытый выбор другим народам и потерпели сокрушительное поражение - Россия вернулась к границам семнадцатого века." В итоге к России даже в ее нынешнем урезанном виде (мы потеряли территорию, равную 10 Франциям) предъявляют территориальные претензии все, кому не лень: начиная от Китая и Японии на Дальнем Востоке, и кончая Финляндией, Эстонией и Латвией в Прибалтике.

2. Обеспечение физического, психического и духовного здоровья населения, его воспроизводства, ибо ни одно общество не может быть заинтересовано в своем физическом и духовном вырождении. Статистика удручает: средняя продолжительность жизни снизилась с 70 лет в 1987 году до 64 лет в 2002 году. В 1997 году в целом по стране родилось 1 млн. 260 тыс. детей, а умерло 2 млн. 16 тыс. человек, то есть число смертей на 60 % превысило число рождений. В 2000 году родилось 1 млн. 267 тыс. детей, что в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году. Естественная убыль населения - от 700 тыс. до 1 млн. человек в год. А вот цифра, характеризующая скорость вымирания: каждый год умирает на 100 тыс. человек больше, чем в предыдущем году. Среди мужчин смертность в 4 раза выше, чем среди женщин. Выросло количество самоубийств людей (ежегодно около 57 тыс. россиян добровольно уходят из жизни, что почти в 4 раза больше, чем в советские времена), потерявших смысл существования, многие бегут от действительности и раньше времени уходят из жизни при помощи пьянства (потребление алкоголя в России в пересчете на чистый спирт достигло 20 литров на душу населения, в то время как критической для здоровья народа считается цифра в 7 - 8 литров) и наркомании (незаконный оборот наркотиков в России достигает 8 млрд.долларов, а всего наркозависимостью поражено 25 млн. человек; особенно тревожна статистика детской и юношеской наркозависимости: около 4 млн. россиян в возрасте от 11 до 24 лет потребляют наркотические вещества). Подростки и дети составляют менее 5% от всего населения страны. 58% из тех подростков, которым исполнилось 16 лет в 2000 году, не доживут и до 60 лет. Статистика смертности от болезней показывает, что первые три места поделили сердечно-сосудистые заболевания (55% смертей), инфекционные заболевания (21%) и онкология (18%) Далее идут желудочно-кишечные заболевания (4%). На долю всех других причин приходится 2%. 20% населения - больные, 75% - условно здоровые (ремиссия и прочее). Для сравнения: в США за последние 10 лет смертность уменьшилась на 30% за счет немедицинских мероприятий: социально-оздоровительных мер, улучшения питания. До сих пор нас спасали мигранты, что компенсировало естественную убыль населения. Численность переселенцев в Российской Федерации составляет 7 млн. человек, это равно всему населению Дальнего Востока. Через 10 лет дефицит трудовых ресурсов в России составит 6 - 7 млн. человек.

3. Сохранение благоприятных естественных природных условий жизни нынешнего и будущего поколений. Речь идет о моральных аспектах природопользования и нравственных факторах экологии как состояния зеленых массивов, всей фауны и флоры; в частности, о духовном измерении проблем эрозии почвы, гибели лесов, загрязнения окружающей среды продуктами производственной и бытовой деятельности людей.

4. Организация эффективного производства в смысле нравственной мотивации труда. В этой связи некоторые умники не стесняются давать интервью на тему роли Православия как тормоза развития страны и следствия ее отставания от протестантских и даже католических стран Европы. На самом же деле, причина наших экономических неурядиц в другом: в несправедливом общественном перераспределении национального богатства, включая нерешенность проблемы введения природной ренты за эксплуатацию природных ресурсов, принадлежащих самому Господу Богу, дающему нам лишь возможность ими временно пользоваться. Ибо труд ради себя - это мое личная забота, а забота о ближнем - дело духовное.

5. Обеспечение материального и духовного благосостояния народа, условий духовного развития личности, гарантий ее прав и свобод в духовной сфере и исключение пагубного воздействия на личность тоталитарных сект, достойная роль Церкви в формировании гражданского общества, одним из важнейших институтов которого она по праву является.

Церковь, которая избегает политических симпатий и антипатий и не вмешивается в политическую борьбу, выражает тревогу за судьбу России, за духовное состояние народа, его социальное положение. Важное значение для понимания церковной позиции по этим вопросам имеет следующий тезис: свободы, обретенные ценой многих трудов и потерь, могут быть обесценены разрушением материальной основы их реализации. Под материальной основой реализации свобод принято понимать социально ориентированную экономику, опирающуюся на динамично развивающееся производство, вызывающее увеличение занятости и повышение благосостояния населения.

В этой связи отмечу, что уровень жизни в современной России сопоставим с самыми бедными развивающимися странами, а около 40 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного минимума (в сентябре 2003 года стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум россиян, составила 1026 рублей 20 копеек на человека в месяц; в Москве - 1333 рубля 50 копеек; с 1 сентября 2005 года МРОТ увеличен с 600, что составляло в среднем 21,6% от прожиточного уровня, до 800 рублей). Не последняя причина такого положения - катастрофа, постигшая российскую экономику после разрушения единого народно-хозяйственного комплекса исторической России в границах бывшего СССР. За период с 1991 по 1997 годы прямые потери национального богатства России составили 1 трлн. 750 млрд. долларов (в 4 раза превысили ущерб, нанесенный стране в годы Великой Отечественной войны). Безработица, вызванная остановкой более 70 тыс. заводов и фабрик, достигла 15 млн. человек. ВВП страны за это время сократился на 83% и ныне соизмерим с показателями Бельгии, численность населения которой сопоставима с количеством жителей Москвы. А в пересчете на душу населения по этому показателю мы находимся на 95-м месте в мире. Россия имеет 12% территории мира, но ее доля в мировом ВВП достигает лишь 1%. Положение усугубляется тем, что на шее россиян висит огромный государственный внешний долг в 150 млрд. долл., который, по словам президента В.В.Путина, пока удалось сократить только на 25%, и в счет погашения которого только за январь - сентябрь 2003 года выплачено 430, 6 млрд. рублей, в том числе 268, 6 млрд. рублей в виде выплаты по основному долгу и 162 млрд. рублей в качестве процентов по нему.

6. Сохранение и развитие национальной культуры, в том числе:

а) образование и воспитание подрастающих поколений, развитие их умственного и духовно-нравственного потенциала, подготовка специалистов; сохранение профессиональных кадров, передовых научных школ и направлений и так далее; сохранение лучших черт исконного образа жизни, традиционных ценностных представлений, всего того, что составляет саму концепцию бытия российских этносов. Например, в иерархии духовных ценностей русского народа, который является центром духовного, культурного и политического притяжения для родственных ему славян и всех сопредельных народов, представляя собой основной народ, составляющий 82 % населения России (а это 120 из 145 млн. человек) и консолидирующий единый социально-культурный организм благодаря своим национальным чертам характера, никогда не превалируют эгоцентрические черты, а нажива и стяжательство не являются мерилом общественного успеха личности. Характеризуя национальные черты русского народа, русский писатель Ф.М. Достоевский отмечал, что русский народ не склонен возводить относительные ценности (частную собственность) в ранг священных, а русский мыслитель Н.А. Бердяев подчеркивал, что русский народ никогда не поклонялся "золотому тельцу". Есть у русского художника И.С. Глазунова такое определение: "Русский - это тот, кто любит Россию". Видимо поэтому большинство российского народа отвергают "чужие" правила общения, западную индивидуалистическую и прагматическую традицию и западное видение различных проблем личного и общественного бытия. И делают это не из рациональных доводов, а в силу несоответствия этих жизненных ценностей его традиционным представлениям.

в) создание правовых условий для нормального функционирования религий как традиционных элементов культуры. В современной общественной жизни России в силу многих причин традиционные религии играют значительную роль. Это - Православие, с которым себя отождествляют от 80 до 120 млн. россиян; Ислам, число последователей которого по разным оценкам варьируется от 14 до 20 млн. человек; Буддизм - исповедуют до 900 тыс. россиян и Иудаизм - число адептов 200-300 тыс. Войдя в быт народов и переплетаясь с традициями различных российских этносов, они оказывают мощное воздействие на их культуру, способствуя ее сохранению и развитию на основе духовных ценностей. Если говорить о Православии, то это основная культурообразующая традиция нашей страны. И видимо не случайно Ф.М. Достоевский сказал: "...понятие "русский" определяется не составом крови, а отношением к Православию."

Теперь кратко обозначу внешние интересы духовной безопасности.

Во-первых, они связаны с укреплением России как одного из центров духовного влияния в мире (проводниками духовного влияния России в мире служат русская культура и ее носители за рубежом: около 37 млн. соотечественников, которых окормляют 132 епархии, 26590 приходов, 655 монастырей и более 200 скитов и монастырских подворий на канонической территории Церкви в России и ближнем зарубежье, а также 277 церковных загранучреждений Московского Патриархата в 42 странах дальнего зарубежья, включая 8 епархий, 2 благочиния, 1 Миссию, 6 Представительств, 9 подворий, Патриаршие приходы в США и Канаде, 46 ставропигиальных приходов, 16 монастырей, 1 скит и 10 часовен.

Во-вторых, внешние интересы в духовной сфере предопределяют необходимость выдвижения России на великую роль духовного лидера восточно-европейской цивилизации и ее культурного оплота (в кругах православных интеллектуалов различных стран с преимущественно православным населением возрождается образ поствизантийской геокультурной общности в виде некой "православной ойкумены" либо "Византийского Содружества Наций". Позиция Церкви такова: православным народам - народам единоверным и обычно близким по крови - надо более активно стремиться к единству. Никто не должен стесняться православного братства, бояться во всеуслышание говорить о нем и ради него работать. Единение православных народов не должно быть направлено против кого-либо. Нужно стремиться к миру и добру для всех, для "ближних и дальних". Необходимо отвергнуть любые попытки разделить православные народы, противопоставить их друг другу. Православная цивилизация должна остаться самобытной, не потерять свою уникальную духовную культуру). Прообраз и ядро такой "православной ойкумены" видятся в деятельности Европейской межпарламентской ассамблеи Православия, в число постоянных членов которой входят православные депутаты парламентов России, Австралии, Болгарии, Греции, Кипра, Сообщества Сербии и Черногории, Латвии, Литвы, Молдавии, Белоруссии, Польши, Румынии, Словакии, Украины, Эстонии и Грузии.

В-третьих, они обусловлены необходимостью сохранения единого духовного пространства в странах СНГ и Балтии. Огромный вклад в реализацию этой цели вносит Церковь, которая защищает культурное, духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни, сохраняет культурное достояние всех народов, населяющих постсоветское пространство; занимается духовным и нравственным воспитанием населения стран нового зарубежья. Наша работа - это свет и тепло в душах людей. В духовном смысле мы РАО "ЕЭС" и "Газпром" вместе взятые. Вдумайтесь в такие цифры: на Украине - до 20 млн. православных верующих, в Казахстане - 7 млн. 650 тыс., в Белоруссии - 6 млн., в Молдавии - 3 млн. православных, в Грузии - 2 млн. человек, в Узбекистане - 1 млн. 880 тыс., в Киргизии - 900 тыс., в Таджикистане - 480 тыс., в Туркмении - 430 тыс., в Латвии - 360 тыс., в Азербайджане - 340 тыс., в Литве - 320 тыс., в Эстонии - 150 тыс. А всего вместе с российскими православными людской потенциал в орбите нашего духовного влияния в ближнем зарубежье приближается к 125 млн. человек. А вместе с дальним зарубежьем - около 160 млн.

В-четвертых, речь идет о предупреждении и нейтрализации культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию (свыше 60% из числа действующих на Дальнем Востоке религиозных структур финансируются из Южной Кореи и США), а также выявлении и пресечении направленной против Российской Федерации разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств под видом религиозной миссионерской работы и поддержки религиозных новообразований. Количество зарегистрированных в России за последнее десятилетие религиозных движений и направлений выросло с 20 до 69. В последнее время активизировалась деятельность Римско-Католической Церкви, которая недавно повысила статус своих четырех административных структур до уровня епархий во главе с митрополитом с объявлением территории России в качестве своей "церковной провинции". Отмечается рост числа и расширение сферы влияния религиозных объединений протестантов. На начало 2002 года зарегистрировано 4823 протестантских религиозных организаций. Россия занимает третье место в мире по количеству тоталитарных сект - в нашей стране функционирует 2500 сект. Численность вовлеченных в них россиян достигает 1 млн. человек. В одной только Москве общая численность сект достигает 40 тыс. человек.

И, в-пятых, внешние интересы духовной безопасности диктуют необходимость обеспечения духовного суверенитета страны и отстаивания целостности единого духовного пространства в пределах канонической территории Московского Патриархата. Первое предполагает сохранение Россией своей цивилизационной особенности и возможности ее защиты от информационного влияния извне, способного отрицательно воздействовать на духовность страны, основанную на традиционных религиозных ценностях. Второе подразумевает отпор прозелитизму со стороны Рима и пресечение попыток Константинопольского Патриархата отторгнуть от Церкви те ее церковные области в новых независимых странах (например, в Эстонии и на Украине), которые составляют ее каноническую территорию.

Теперь, когда мы определились в понятиях и увидели всю сложную и неоднозначную картину российской духовно-нравственной жизни, нетрудно сделать и вывод о том, что положение настолько серьезное, что одними силами государства тут просто не обойтись.

Хорошо, что государство в конце концов разработало свою концепцию. Более того, после принятия в августе 2000 года Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Церкви "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви", связанной в том числе и с интересами обеспечения духовной безопасности, уже в сентябре того же года родился другой важный государственный документ. Изложенная Церковью система взглядов на основные проблемы, волнующие общество, вызвала к жизни Доктрину информационной безопасности Российской Федерации как совокупность официальных взглядов в сфере духовного и интеллектуального развития личности, достижения и поддержания общественного согласия, духовного обновления России.

Чем для нас важны эти документы? Если говорить о государственной доктрине, то она развивает концепцию применительно к духовной сфере и предусматривает принятие конкретных мер по этому приоритетному направлению работы. А Основы дают представление о том, что Церковь может предложить государству в плане соработничества в этой области, и раскрывают направления, по которым она уже работает сама и во взаимодействии с различными ветвями государственной власти.

Теперь можно по порядку перечислить эти направления. Вот они:

1. Миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях., содействие взаимопониманию между людьми (события в Чечне, Нагорном Карабахе, в бывшей Югославии). Самый яркий и свежий пример - деятельность созданного по инициативе и при участии Церкви Межрелигиозного совета России, объединяющего все традиционные религии страны, а также образование подобного органа в масштабах СНГ.

2. Забота о сохранении нравственности в обществе. Ведь безнравственность - одна из причин преступности, жертвами которой за последнее десятилетие стали 300 тыс. человек. Здесь комментарии излишни. Жаль вот только, что наши информационные возможности воздействия на оздоровление нравственной атмосферы в обществе сегодня явно невелики. Церковь неустанно напоминает государству и обществу о пагубности навязчивой пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, стремится радикально изменить к лучшему нравственную атмосферу в обществе.

3. Духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание общества Церковь ведет через мирян. Его формы различны и хорошо известны. Это - 9468 воскресных школ. Кадры преподавателей для них готовят духовные учебные заведения: 44 духовных училища, 33 духовные семинарии, 14 пастырских курсов, 5 духовных академий, 3 епархиальных женских училища, 2 православных университета, 1 богословский институт, факультеты теологии светских высших учебных заведений. Как преподаватель Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова, могу только отметить, что в интересах противодействия религиозному экстремизму государство пока только собирается восполнить дефицит экспертов и квалифицированных кадров в области духовной безопасности за счет их подготовки и переподготовки с использованием ведущих российских ВУЗов в Москве и других регионах. А наш РПУ их уже готовит. Для студентов юридического и философско-богословского факультетов Университета введен спецкурс "Духовная безопасность" для подготовки их по специальностям "гармонизация межконфессиональных отношений", "предупреждение религиозного экстремизма" и "борьба с религиозными формами терроризма".

4. Дела милосердия и благотворительности, развитие совместных с государством социальных программ. Церковь постоянно свидетельствует перед государством и обществом о тяжелом положении людей, во время не получающих пенсий и зарплат, печалуется перед государственной властью о лицах, живущих за чертой бедности, о пенсионерах, инвалидах, безработных, многодетных семьях, детях-сиротах, учащейся молодежи, беженцах и вынужденных переселенцах, ученых, творческой интеллигенции, военнослужащих.

5. Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры.

6. Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений. Со многими министерствами и ведомствами подписаны или готовятся к подписанию совместные документы о взаимодействии. Представители Церкви принимают также участие в работе консультативных коллегиальных структур, созданных различными ветвями российской власти. Сложилось плодотворное взаимодействие епархий Церкви с местными органами власти, которые ныне оказывают посильную помощь в восстановлении архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви, в развитии программ религиозного образования и церковной благотворительности, а также иных форм служения Церкви обществу.

7. Попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание. Согласно социологическим исследованиям о религиозной ситуации в Вооруженных Силах России, верующие составляют примерно одну треть от всех военнослужащих или около 400 тыс. чел., при этом 76% из них или около 320 тыс. военнослужащих считают себя православными (для сравнения: мусульман - 9%, буддистов - 3%, адептов других вероисповеданий - 12%).

8. Труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, число которых достигает 850 тыс. чел. По официальным данным на начало октября 2004 года, в пенитенциарной системе России, где проходят службу 250 тыс. сотрудников уголовно-исправительной системы, построено и уже действует 333 православных храма, еще 79 православных храмов строится; создано 625 православных общин, в состав которых входит более 33 тыс. осужденных; оборудовано 499 молитвенных комнат; действует 265 воскресных школ, в которых свыше 9 тыс. осужденных осваивают основы Православия и православной культуры.

9. Наука, включая гуманитарные исследования. Миссия Церкви в среде ученых одной из своих целей имеет возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями.

10. Здравоохранение. К сказанному выше на эту тему добавлю картину духовного здоровья нации: около 14 млн. россиян или фактически каждый десятый гражданин России нуждаются в психиатрической помощи.

11. Культура и творческая деятельность. В рамках церковной работы на этом направлении в 2001 году при Синодальном Отделе по делам молодежи создано Православное историко-культурное общество, в работе которого принимают участие молодые историки, искусствоведы из числа студентов, аспирантов, молодых кандидатов и докторов наук.

12. Работа церковных и светских СМИ. Церковь располагает собственными информационными средствами и взаимодействует со светскими СМИ, призывая их к объективному и честному освещению жизни Церкви и церковных проблем, которые могут быть предметом откровенного, беспристрастного и добросовестного анализа, но не должны служить поводом для разнузданных кампаний, нарушающих мир в обществе и во многом созвучных действиям древних и новейших гонителей Церкви.

13. Деятельность по сохранению окружающей среды.

14. Экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества.

15. Поддержка института семьи, материнства и детства. О важности этой работы говорит тот факт, что, по данным всероссийской переписи 2002 года, около трети детей в России рождается в семьях, где родители не состоят в официальном браке. Если же говорить о материнстве, то в настоящее время коэффициент рождаемости в России составляет всего 1,3 ребенка на одну женщину. В то же время для естественного воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2, 18 ребенка на женщину. В рамках заботы о воспитании детей в марте 2002 года созданы молодежная организация Всероссийское православное молодежное движение и детская организация Братство православных следопытов (осуществляют основную работу по вовлечению в церковное служение подрастающего поколения и на сегодня имеют свои местные отделения в 32 епархиях Церкви).

16. Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Все мною только что перечисленное - огромный теоретический пласт, требующий осмысления духовной роли Церкви и практического значения ее работы в духовной сфере для национальной безопасности страны.

Церковь призвана давать нравственные ориентиры обществу. К счастью, руководство страны это понимает и публично признает. Вот слова Владимира Владимировича Путина, произнесенные им в августе 2001 года во время посещения им острова Валаам и одной из старейших обителей России - Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря: "Когда-то наша Родина звалась святая Русь, и в этом был глубокий смысл. Без христианства вряд ли состоялась бы Россия. Сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно, полезно и своевременно. Наряду с прославлением русского народа, прославлением, лишенным всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испокон веков учили нас уважать другие народы. И эта идея равенства всех народов перед Богом должна быть положена в основу внутренней и внешней политики России".

Есть и другие признаки, указывающие на интерес руководящих государственных деятелей к тому, чтобы подкрепить административные возможности государства в области обеспечения духовной безопасности присущей Православию духовностью.

В 1992 году был образован Совет Безопасности Российской Федерации, который разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности. В 1999 году Секретарем Совета Безопасности был В.В. Путин. Отрадно, что и предшественник нынешнего руководителя этого органа И.С. Иванова В.Б. Рушайло поддерживал контакты с иерархами Русской Православной Церкви. В 2002 году он беседовал на тему необходимости укрепления духовной безопасности и поддержки традиционных религий с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином. А 19 марта 2003 года тогдашний Секретарь Совета Безопасности принял в Кремле наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста. В беседе были обсуждены "угрозы безопасности российскому обществу в духовной сфере". В.Б. Рушайло, в частности, отметил "все возрастающую роль Русской Православной Церкви в стабилизации общественной жизни, в решении нравственных проблем, воспитании молодежи, укреплении семьи, борьбы с наркоманией и пьянством", подчеркнув необходимость совместных усилий государства и религиозных объединений "в деле сохранения национального достояния России и нейтрализации угроз безопасности российского общества в духовной сфере".

Возвращаюсь к мысли о том, что без более тесного взаимодействия с Церковью, одними только собственными силами государству в сфере духовной безопасности не обойтись. Осмелюсь надеяться на то, что роль Церкви в системе национальной безопасности, ее стратегическое значение в области духовной безопасности не только не останутся без должного внимания общества, но рано или поздно будут по достоинству им оценены и в полной мере востребованы. Можно также ожидать, что со временем и комплексное противодействие угрозам духовной безопасности в рамках Федеральной программы реализации первоочередных мероприятий, предусмотренных Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, не обойдется без широкого участия Церкви. Рассчитываю и на то, что передовой церковный опыт в этой сфере не только будет взят на вооружение, но и синтезирован с практическим опытом государственной политики в этой области. От этого и Церковь, и государство только выиграли бы.

Сегодня Церковь представляет собой становой хребет российской государственности. Сотрудничество Церкви с органами государственной власти во многом способствует сохранению стабильности российского общества. С учетом огромной роли Церкви в жизни страны, в обеспечении единства и согласия в российском обществе, развитие и укрепление сотрудничества государства и Церкви отвечает интересам российского народа. Исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие Церкви оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций российского народа. Духовные и культурные ценности, хранимые Церковью, представляют собой составную часть исторического достояния России и национального самосознания. Взаимодействие государства с Церковью выступает важным фактором общественной стабильности, гражданского единства и межконфессионального мира на российской земле.

Подход Церкви к церковно-государственным и церковно-общественным отношениям благоразумно сочетает, с одной стороны, отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства и, с другой стороны, активное взаимодействие с властью разных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности.

Говоря о первом аспекте, будем помнить слова Его Святейшества о том, что "...подчинение церковных интересов политическим, превращение Церкви в инструмент политики всегда является насилием над верой и Церковью, всегда ведет Церковь на Голгофу".

В то же время Церковь может и должна поставить свой высокий авторитет на службу обществу в интересах его духовного оздоровления. А это значит, что необходимо смелее выходить из стен храма и нести слово Истины тем, чьи сердца еще не просвещены и ожесточены.

В заключение в качестве иллюстрации влияния Церкви в обществе приведу данные опроса общественного мнения: рейтинг популярности Церкви уступает только авторитету главы государства. Так, ещё весной 2004 года 62% опрошенных выразили доверие Президенту, второе место по популярности заняла Церковь. Ей доверял 41% опрошенных (рейтинг правительства составил 12%, Госдумы - 9%, Совета Федерации - 8%, а политическим партиям доверяло 5%). Выходит у Церкви есть все основания рассчитывать на успех в своей деятельности в сфере духовной безопасности.

http://www.pravaya.ru/side/584/7345
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Радаев
"Церковное участие в области обеспечения духовной безопасности России"
Доклад на секции "Православная Церковь и культура в информационном обществе" направления "Церковь и культура" XV Рождественских чтений
11.10.2007
Религиозно-политическая доктрина старца Филофея и современная российская действительность
Выступление на конференции "Москва - Третий Рим", Спасо-Елеазаровский женский монастырь, 22 июля 2006 года
18.08.2006
Все статьи Валентин Радаев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21