itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О проекте создания на территории исторической России межгосударственного объединения православных государств

Бывший СССР 
0
333
Время на чтение 16 минут

Изучение и преподавание духовных основ русской культуры в высшей и средней школе имеет важное значение не только для современной России, но и для других стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Проблема решения задачи распространения образовательного процесса на всё постсоветское пространство состоит в том, как заинтересовать в этом власть имущих, побудить их к усилиям по сохранению и укреплению духовных основ русской культуры в современных суверенных государствах, образовавшихся на территории исторической России. В зависимости от того, насколько убедительными будут предложенные решения данной задачи, можно говорить об успехе или неудаче миссиисохранения самобытной русской цивилизации, имея в виду её православный выбор.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ввёл в оборот термин «государства Святой Руси». В первую очередь к их числу относят Россию, Украину и Белоруссию как ядро православной цивилизационной общности. Кроме того, важными опорами самой Святой Руси и русской цивилизации в целом являются также Молдавия и Казахстан.

Мне доводилось слышать из уст одного грузинского учёного, что Эдуард Шеварднадзе в бытность главой грузинского государства всерьёз рассматривал возможность реализации идеи укрепления общности государств на территории бывшего СССР на основе православной идентичности.

Вашему вниманию предлагается концепция создания такого объединения, которое можно было бы именовать Содружеством стран Святой Руси или сокращенно СССР.

Создание межгосударственного объединения «Содружество стран Святой Руси (СССР)» на основе добровольного вхождения в него государств на цивилизационном пространстве Святой Руси имеет целью обеспечить всестороннюю поддержку процессам интеграции России с Абхазией, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией, Украиной, Южной Осетией и иными государственными образованиями на постсоветском пространстве, которые разделяют общие цивилизационные ценности и декларируют свою принадлежность к исторической России и приверженность объединению в Содружество.

Дело воскрешения Святой Руси требует консолидации стран и народов, образующих русскую цивилизацию в рамках создания такого межгосударственного объединения с тем, чтобы обрести единую силу, способную противостоять новому мировому порядку и глобализму, насаждаемому недругами Православия.

Ближайшее будущее современной России будет зависеть от её способности утвердить своё лидерство на постсоветском пространстве на основе укрепления военной и экономической мощи, роста политического и культурного влияния, а главное -усиления притягательности своего цивилизационного выбора.

Я далёк от того, чтобы утверждать, что современная Россия являет собой образец христианского государства. Но стремление её политических лидеров к этой цели - неоспоримый факт. Достаточно вспомнить паломничество В.В.Путина на Святую Гору Афон в сентябре 2005 г. Там Владимир Владимирович сказал буквально следующее: «...для нас возрождение России неразрывно связано, прежде всего, с духовным возрождением». В.В.Путин впервые публично признал, что «...Россия - самая большая православная держава...». Говоря об издавна сложившихся особых связях между Россией и монашеской республикой на Святой Горе Афон, он заявил: «Мы готовы возрождать их в том объёме и качестве, в котором вы будете к этому готовы. Это должны быть гармоничные отношения, основанные на абсолютном доверии и общих духовных идеалах» (1). Известно и другое знаменитое высказывание В.В.Путина во время посещения им в августе 2001 г. Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. Вот его удивительно проникновенные слова: «Когда-то наша Родина звалась Святая Русь, и в этом был глубокий смысл. Без христианства вряд ли состоялась бы Россия. Сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно, полезно и своевременно. Наряду с прославлением русского народа, прославлением, лишённым всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испокон веков учили нас уважать другие народы. И эта идея равенства всех народов перед Богом должна быть положена в основу внутренней и внешней политики России» (2).

Эти благие намерения российского государственного руководства подкрепляются реальными шагами государства Российского, такими как введение преподавания в школах на основе свободного выбора знаний о православной культуре наряду с другими традиционными религиями, учреждение в армии института православного духовенства наряду с организацией штатного присутствия в Вооруженных Силах РФ военных капелланов из числа духовенства, представляющего другие традиционные религии. Наконец, стоит упомянуть одобрение российскими парламентариями закона о передаче имущества из государственной и муниципальной собственности Русской Православной Церкви и другим традиционным религиозным организациям, принятие которого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает "важной вехой новейшей истории" (3).

Расценивая эти шаги к сближению государства и Церкви в современной России как обнадёживающие, следует признать, что необратимость этому процессу христианизации общества может придать только преображение власти на началах жертвенного служения народу.

В идеале лучшей гарантией от либерализации как проекта современной западной цивилизации послужила бы реставрация монархии как богоустановленной формы правления в России. Как указывается в недавно распространённом в российских СМИ тексте заявления Оргкомитета Монархической партии России, «...будущего Государя, предназначенного Промыслом Божиим, в нужный момент укажет Бог» (4).

Таким образом, в современной России складываются предпосылки к тому, чтобы Москве стать во главе реинтеграционного проекта собирания земель на постсоветском пространстве. Думается, что этому послужила бы и реализация идеи создания Союзного государства в новом формате.

А насколько реально говорить о пространстве Святой Руси применительно к постсоветским реалиям на территории исторической России?

Когда мы рассматриваем возможность образования Содружества, то исходим из необходимости сохранения единого духовного пространства в странах СНГ и Балтии. Огромный вклад в реализацию этой цели вносит Церковь, которая защищает культурное, духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни, сохраняет культурное достояние всех народов, населяющих постсоветское пространство; занимается духовным и нравственным воспитанием населения стран нового зарубежья. Наша работа - это свет и тепло в душах людей. В духовном смысле мы РАО «ЕЭС» и «Газпром» вместе взятые. Вдумайтесь в такие цифры: на Украине - до 20 млн. православных верующих, в Казахстане - 7 млн. 650 тыс., в Белоруссии - 6 млн., в Молдавии - 3 млн. православных, в Грузии - 2 млн. человек, в Узбекистане - 1 млн. 880 тыс., в Киргизии - 900 тыс., в Таджикистане - 480 тыс., в Туркмении - 430 тыс., в Латвии - 360 тыс., в Азербайджане - 340 тыс., в Литве - 320 тыс., в Эстонии - 150 тыс. А всего вместе с российскими православными людской потенциал в орбите нашего духовного влияния в ближнем зарубежье приближается к 125 млн. человек (5).

Большинство населения суверенных государств, образовавшихся на территории исторической России, привержено ценностям русской цивилизации и готово разделить со своей Родиной её исторический путь. В составе Содружества оно получит возможность приобрести новый опыт совместного проживания в СССР. Данный проект поможет народам этих государств объединиться на основе традиций, формирующих ценности русской цивилизации, принадлежность к которой означает сохранение населяющими историческую Россию народами своей религиозной и культурной самобытности, поддержание ими исторической памяти и национальной идентичности как верности себе, своему историческому и духовному пути, выработку у них способности, не теряя открытости внешнему миру, оставаться чуждыми культурной традиции, не укоренившейся на национальной почве.

Будущее Содружества как объединения государств есть заново осознанное и улучшенное духовное прошлое тысячелетней Святой Руси. Стимулирование процесса движения духовно оздоровлённых и нравственно преображённых обществ государств Святой Руси в сторону реинтеграции пространства исторической России, отражающее волю народов на постсоветском пространстве к духовному единству - залог успешности русской цивилизации в будущем.

Одним из основополагающих принципов будущего Содружества должен быть патриотизм, который всегда духовен: религиозно оправданный патриотизм - это, прежде всего, жертвенная любовь и нелицемерное сострадание к ближнему, искреннее уважение к историческому и духовному облику Содружества как продолжателя дела Святой Руси, самоотверженное служение ближним, обществу и земному Отечеству, самозабвенное стремление к духовному преображению и национальному возрождению на основе восстановления созидательной творческой силы населяющих его народов как правопреемников народа-богоносца. Одна из предпосылок возникновения Содружества как прообраза новой христианской цивилизации на пространстве Святой Руси - в воспитании у населяющих это межгосударственное объединение людей религиозно оправданного патриотизма. Созидание Святой Руси возможно только на основе реализации идеи патриотизма, которую даёт Содружеству стран Святой Руси Русская Православная Церковь. Церковь выступает в качестве моральной и авторитетной силы, способной придать устойчивое развитие будущему Содружеству как самобытной цивилизации государств и народов на пространстве Святой Руси.

Эта работа будущего Содружества, как представляется, должна быть направлена на то, чтобы стимулировать движение за национальное возрождение, становление национального духа, созидание и защиту духовной культуры русской цивилизации под эгидой Русской Православной Церкви, которая в своей заботе о единстве и целостности Содружества как национально-государственного организма изначала благословляет любовь к Родине - патриотизм, ибо истинно христианская любовь к Отечеству желает ему истинного блага и служит этому благу.

Подход Содружества к патриотическому движению будет определяться церковной установкой о том, что любовь к своему народу и к Родине не должна ослаблять исполнение заповеди любви к ближнему, каковым для христиан является каждый человек, к какой бы национальности он не принадлежал.

Опора Содружества на моральную помощь и духовную поддержку со стороны Московского Патриархата обусловлена тем обстоятельством, что, связывая воедино многие народы, русское Православие разрушает средостения вражды, недоверия, непонимания и замкнутости, омрачающие отношения между ними, потому что подлинный патриотизм не должен оскверняться враждой и ненавистью к другим народам и к кому-либо в среде своего народа, сопровождаться национальной гордыней, стремлением к силовому решению межнациональных и межгосударственных споров, отягощаться нежеланием и неумением выслушивать различные точки зрения и приходить к согласию.

В Русской Православной Церкви сегодня насчитывается 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28434 священника, 3625 диаконов. Действуют 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских (6).

Процесс восстановления цивилизационной идентичности и реализации цивилизационного выбора государств и народов в рамках Содружества несомненно будет сопровождаться приобщением большинства населения этих стран к основам православной культуры и изучением подрастающими поколениями жителей СССР в новом формате религиозного компонента образования в интересах воцерковления людей. При этом центральное место Церкви в этом процессе обеспечивается признанием обществом следующих истин:

- Церковь создана для того, чтобы человек обожился, поэтому сближение человека с Богом и пребывание его в единении с Ним и составляет единственную истинную церковную цель;

- если эта цель Церкви будет достигнута, то мир земной преобразится, а значит преобразятся и живущие в нём;

- всё, что делает Церковь, служит этой цели спасения рода человеческого.

В процессе становления Содружества народам объединившихся в него стран должна будет разъясняться важность того, чтобы каждая страна, каждый народ оставались самими собой, сохраняли свою самобытность, из чего вытекает, что каждый человек призван к заботе о благосостоянии своего народа и своего государства, обязан бережно относиться к национальной истории и культуре, к защите Отечества, что является его нравственным долгом.

В результате патриотического воспитания населения в рамках Содружества образующие его народы будут иметь чёткое представление о следующем:

- идею патриотизма недопустимо монополизировать в узких эгоистических целях;

- настоящий православный патриот должен не на словах, а на деле быть верным чадом Божиим и активным членом Церкви;

- церковная жизнь способствует внутреннему преображению христиан и является условием их истинного служения Богу и принесения ими пользы Отечеству.

Жители стран-членов Содружества должны будут твёрдо усвоить, что христианский патриотизм не потворствует порокам народа Божия, но очищает и преображает его, подвигает к святости, принося Отечеству не призрачное временное благо, но высшее, непреложное благо; что православные патриоты не ищут недругов, но с верой и мужеством борются со злом и грехом во всех их проявлениях; что в этом - залог возрождения из пепла Святой Руси.

В рамках Содружества будут культивироваться и прививаться православная духовность и религиозно оправданный патриотизм. Важнейшие установки учебного процесса в учебных заведениях, принципы, достижение которых будет лежать в основе получения образования и которые обеспечат воскрешение Святой Руси, состоят в следующем:

1. Со времени Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром Святая Русь-Россия жила и возрастала под властью великих князей и царей и под духовным окормлением Русской Православной Церкви, став в итоге своей тысячелетней истории единственной наследницей Рима и Византии - великой Российской империей, равной которой по своему могуществу и духовному влиянию не было в мире. Россия как наследница Римской империи, продолжательница традиций Третьего Рима и остов будущей Святой Руси, играет ключевую роль в мировой истории. Государство Российское, веками служившее опорой Вселенскому Православию и гарантировавшее отпор силам зла на мировой арене и поддержание мирового порядка, соответствующего правде Божией, имеет свой самостоятельный геополитический проект: Святая Русь как оплот восточно-христианской цивилизации. Вписывание России и иных государств, образовавшихся на территории исторической России, в рамки иных геополитических образований - для Содружества неприемлемо.

2. Будущие граждане межгосударственного объединения будут нести свою меру ответственности за судьбу своего Содружества как преемника и продолжателя дела Святой Руси. Путями испытывающего её на прочность и подвергающего её испытанию на верность Богу промысла Божия, историческая Россия оказалась временно разделённой. Исходя из необходимости освоения необъятных пространств исторической России, объединенные в Содружество народы будут стремиться к улучшению демографической ситуации.

3. Русский народ имеет особую роль в процессе собирания Святой Руси и формирования в ней народа-богоносца. Русские, сплотив вокруг себя семью народов исторической России, расширив пределы и защитив на протяжении тысячелетия Российскую государственность, в силу своей особой исторической миссии занимают почётное место среди других братских народов Святой Руси и несут особую историческую ответственность за обеспечение их благополучия в условиях их мирного сожительства, не допуская со своей стороны проявлений всякого рода национальной исключительности: ксенофобии, шовинизма и расизма.

4. Русская Православная Церковь - духовный стержень, средоточие истории и становой хребет исторической России, центр притяжения духовной и общественной жизни народов в составе Содружества. Другие традиционные конфессии в России и иных странах Содружества взаимодействуют с Русской Православной Церковью в служении обществу и признают заслуги русского Православия перед исторической Россией. При этом именно Православие является государствообразующей религией Содружества и важным фактором на всём пространстве Святой Руси, а Русская Православная Церковь выполняет роль совести русской цивилизации, морального цензора и духовного гаранта цивилизационной идентичности в условиях обеспечения преемственности различных периодов истории развития русской цивилизации - от Киевской Руси времён святого Владимира и вплоть до наших дней.

5. Будущее Содружество - это самодостаточное межгосударственное объединение, которое в состоянии само снабдить себя всем необходимым в целях обеспечения своего промышленного, сельскохозяйственного, научного, культурного и общественного развития, не находясь в зависимости от импорта сырья, продуктов, оборудования, техники, технологий, идей и культурных достижений стран Запада. Обеспечение и долгосрочное сохранение за ним этого статуса потребует напряжения всех сил русской цивилизации.

6. Ценности русской цивилизации - предмет общей заботы России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и других государств, образующих Содружество. Русская идея, воспринявшая христианское начало спасительности как критерия правильности образа мыслей и образа действий сегодня - это единственная идеология для Содружества, способная помочь ему сохранить свой государственный суверенитет и отстоять национальную самобытность населяющих его народов, создать силу, способную восстановить полноту исторической государственности.

7. Реализация проекта создания Содружества отвечает интересам строительства православного глобализма через проведение соответствующей внутренней и внешней политики входящих в его состав православных государств: России, Украины, Белоруссии и Молдавии. Формирование такой политики вовне и извне неразрывно связано с повышением авторитета Русской Православной Церкви и усилением церковного влияния на жизнь этих государств и их обществ путём катехизации и религиозного образования всего населения и преподавания в светских школах «Основ православной культуры» и всех иных предметов на основе христианского мировоззрения в целях воспитания подрастающего поколения граждан Содружества в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству.

8. Религиозный компонент образования подрастающего поколения граждан Содружества наглядно продемонстрирует, что благодаря Православию есть надежда на воскрешение Святой Руси, превращение исторической России как образца христианской святости в административно-духовный центр притяжения вселенского Православия и традиционный оплот восточно-христианской цивилизации.

Одной из главных целеустановок при создании Содружества является образование элиты русской цивилизации в интересах воскрешения Святой Руси, в том числе путем пропаганды на её пространстве идей единства и общности судеб населяющих его народов.

В процессе создания и государственного строительства Содружества будут применяться последние достижения информационных и коммуникационных технологий.

Кому-то покажется, что изложенное выше нереально. Но, честно говоря, ещё 30 лет назад сложно было себе представить, что что-нибудь изменится к лучшему в положении Русской Православной Церкви в Советском Союзе. А теперь Церковь - самый влиятельный институт гражданского общества и в Российской Федерации, и во многих других бывших союзных республиках.

Сегодня говорят о 82% православных гражданах России среди ее 142-миллионного населения, что составляет примерно 120 млн. человек. Много это или мало? В начале 1980-х гг., то есть тридцать лет назад, по социологическим данным лишь около 20% жителей России назвали себя людьми православными, а в середине 1990-х гг. с Православием так или иначе связывало себя около 60% населения (7). Так что определённая положительная динамика процесса воцерковления населения налицо. Духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание общества Церковь ведёт через мирян. Его формы различны и хорошо известны. Это - 11051 воскресная школа. Кроме того, в Церкви сегодня действует 463 молодёжных центра. Кадры преподавателей для них готовят духовные учебные заведения: 44 духовных училища, 38 духовных семинарий (против 58 семинарий в 1914 г.), 14 пастырских курсов, 5 духовных академий, 3 епархиальных женских училища, 3 православных института, 2 богословских института, факультеты теологии светских высших учебных заведений (8).

В наши дни символом духовного возрождения современной России и других государств Святой Руси служит образ преподобного Серафима Саровского, с именем которого связано понятие «Святой Руси» в XIX веке, возрождение монашества в России, удивительный расцвет православной русской святости, высшим проявлением которой он явился. Вся его жизнь определялась только двумя евангельскими заповедями - любовью к Богу и любовью к человеку. По словам одного из зарубежных историков, »... в нём сгущается характерная идея русской духовности: преображение всякой твари силою добровольной жертвы любви и сострадания» (9).

Серафим Саровский предсказал страшные бедствия, которые в будущем должны были обрушиться на Россию, он предсказал и ужасные гонения на Церковь, неисчислимое число мучеников за веру и полное разорение монастырей. Вот его слова: »... произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России... разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе...». Святой старец предрёк будущее возрождение «Русско-Славянского Царства». По его пророчеству, Россия »... сольётся в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный океан, перед которым будут в страхе прочие племена земные...» (10).

В этой связи достойно упоминания послание приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II к 100-летию прославления преподобного Серафима. Характеризуя вышеприведённое высказывание Серафима Саровского, он сказал: «...В этих словах - духовное завещание преподобного Серафима всем чадам его земного Отечества, которые призваны воссоздать Святую Русь, некогда поверженную греховным ослеплением. Взирая на пути России в минувшем столетии, мы должны помнить, что именно состояние человеческих душ призывает на народ благословение или проклятие, процветание или нестроения, мир или брань, радость или скорбь» (11).

Таким образом, задача улучшения состояния человеческих душ сегодня как никогда раньше актуальна. Существует и объективная возможность распространить в высшей и средней школе стран Святой Руси преподавание духовных основ русской культуры. Успех в этом деле поможет нам исполнить волю преподобного Серафима Саровского и выполнить его духовное завещание, воссоздав Святую Русь.

Примечания

1. Владимир Путин посещает Святую Гору Афон // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/14482.html

2. Паломничество на Соловки // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jmp.ru/jmp/01/09-01/03.html

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsru.com/religy/25nov2010/zakon.html

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://community.livejournal.com/social_monarchi

5. Вклад Русской Православной Церкви в духовную безопасность страны // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://pravaya.ru/side/584/7345

6. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html

7. Христианская цивилизация как образец социального устройства России // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravaya.ru/expertopinion/116/7822

8. Иоанн (Кологривов). Иеромонах Серафим Саровский. Стяжайте дух мирен // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pravoslavie.uz/Izdat/Vostok6/04.htm

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wap.muromckij.forum24.ru/?1-16-0-00000002-000

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/03/08-03/01.htm

11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/news/417893.html

Источник: Издание Совета независимых экспертов Балтии «BALTEXPERT» http://www.baltexpert.com/2011/08/14/валентин-радаев-о-проекте-создания-на

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. тест

тест

2. Re: О проекте создания на территории исторической России межгосударственного объединения православных государств

Слишком общие, далекие от практики рассуждения.
рудовский / 06.11.2014, 10:36

1. Re: О проекте создания на территории исторической России межгосударственного объединения православных государств

Опять очередная маниловщина. Нет, конечно автор прав в своем добром посыле, но он не реален, пока народ не покается, не вернется к заповедям, не вспомнит, что он живет на земле Святой Руси. Пока наши правители не покаятся, не отмянят олигархическую систему, не вернут народу награбленное олигархами, не спасут нашу мать-землю, не запретят ее продавать, пока не дадут жилья всем нуждающимся, особенно многодетным семьям, пока … Очень долго можно что перечислять. А главная беда, это царящая ложь везде и во всем. Нужно великое очищение правдой нашей запутавшейся страны! Вот тогда и усилится притягательность России, и все потянутся к ней. А без этого возникнет новый бутафорный (очень неполный) союз, не дай Бог, с бутафорной монархией.
Адриан Роум / 05.11.2014, 23:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Радаев
"Церковное участие в области обеспечения духовной безопасности России"
Доклад на секции "Православная Церковь и культура в информационном обществе" направления "Церковь и культура" XV Рождественских чтений
11.10.2007
Религиозно-политическая доктрина старца Филофея и современная российская действительность
Выступление на конференции "Москва - Третий Рим", Спасо-Елеазаровский женский монастырь, 22 июля 2006 года
18.08.2006
Христианская цивилизация как образец социального устройства России
Выступления на Первом Оптинском форуме "Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции", Калуга, 20 - 21 мая 2006 года
31.05.2006
Все статьи Валентин Радаев
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44