itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нельзя перекроить русскую душу

0
300
Время на чтение 7 минут

Среди рецептов, которые предлагаются сегодня России, есть не только макроэкономические или технологические, но более общие, мировоззренческие, доходящие до глубин религиозного сознания и веры каждого. Когда правящая в России элита сделала выбор в пользу рынка и капитализма, общественному вниманию был предложен рецепт «протестантской этики» как чудодейственного средства, с помощью которого современный Запад якобы добился нынешнего благополучия и экономического процветания.

Впервые этот термин употребил сто лет назад немецкий социолог Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма». В ней ученый проводил мысль, что протестантские страны обогнали в капиталистическом развитии не только православные, но и католические народы, потому что кальвинизм дал полноценную религиозную санкцию на участие христиан в рыночной экономике. Протестант изо всех сил старается добиться успеха, ибо всякая удача в деле, по его мнению, указывает на то, что он угоден Богу и, следовательно, спасен.

С началом рыночных реформ в отечестве появилось немало публицистов и политиков, которые стали всячески превозносить протестантизм, а Православию приписывать негативную хозяйственную этику, обвинять русский народ в лени, якобы обусловленной его религиозными воззрениями. Они не стесняются давать интервью на тему роли Православия как тормоза развития страны и следствия ее отставания от протестантских и даже католических стран Европы. На самом же деле причины наших экономических неурядиц совсем другие.

Чтобы понять причины наших экономических невзгод, недостаточно изучить душу народа, необходимо правильно оценивать условия нашего экономического развития на протяжении всей многовековой истории Российского государства.

Во-первых, мы живем в условиях сурового климата: только треть российских территорий пригодна для жилья и эффективного использования; непомерные трудовые затраты резко сокращают доходность производства; продолжительный отопительный сезон (от 6 месяцев на Юге до круглогодичного на Севере); больше приходится тратить на одежду, питание, строительство, утепление и обогрев коммуникаций, жилых и производственных помещений; быстрее разрушаются строения и дорожное покрытие.

Во-вторых, у нашей страны сложные географические условия: разбросанность друг от друга и торговых путей небольших островков плодородных земель; удаленность и труднодоступность полезных ископаемых, необходимость хозяйственного освоения обширных территорий, многовековое отсутствие выхода к незамерзающим морям и основным мировым торговым путям, непомерно высокая стоимость транспортировки сырья из-за большой протяженности территории страны.

Неблагоприятная комбинация климатических и географических условий - одна из главных причин того, что жизнь - это борьба за выживание, а наша экономика во все времена была наиболее энергоемкой, отличалась наибольшей себестоимостью и наименьшей рентабельностью. Отсюда и затратность, и экстенсивность развития производства, и минимальный объем совокупного прибавочного продукта.

В-третьих, Россия исстари существует в трудных геополитических условиях: «проходной двор» для иноплеменников во времена «великого переселения народов»; вечная самооборона (со времени монголо-татарского нашествия и вплоть до эпохи Петра Великого на Руси думали только об обороне) на открытой равнине при отсутствии естественных ограждающих рубежей в ситуации осажденной крепости, когда можно рассчитывать только на собственные силы; созидание в условиях опасности внезапных нападений (с 800 по 1237 год военные нападения на Русскую землю следовали с частотой примерно раз в четыре года, а начиная с Куликовской битвы и вплоть до конца XIX века из каждых трех лет только один год был мирным временем, а два года Россия была в состоянии войны) и необходимости сдерживания натиска иноземных завоевателей (кочевников - с Востока и Юго-Востока; крымских татар - с Юга; австрийцев, литовцев, поляков, французов и немцев - с Запада; рыцарей Тевтонского ордена, датчан и шведов - с Северо-Запада), когда выбор был только между тем, чтобы сражаться, и тем, чтобы быть уничтоженными (до середины XVIII века, то есть до начала Семилетней войны, все войны, которые вела наша страна, носили характер защиты своих национальных интересов); сопротивление ассимиляции со стороны поработителей с Востока, Юга и Запада при сохранении своей национальной независимости, культурной самобытности и языковой идентичности (ценой разрушения и предания огню городов, уничтожения шедевров национальной культуры, истребления и калечения цвета нации, обращения в рабство экономически активной части населения, необходимости отчуждения большой доли прибавочного продукта на защиту государства).

Исключение составляли войны при Петре на Северо-Западе и на Юге, которые велись в целях выхода к естественным рубежам, незамерзающим морям и основным мировым торговым путям ради экономического выживания страны.

Нельзя не заметить и причины, кроящиеся в сегодняшнем дне, а именно в несправедливом общественном перераспределении национального богатства, включая нерешенность проблемы введения природной ренты за эксплуатацию природных ресурсов, принадлежащих самому Господу Богу, дающему нам лишь возможность ими временно пользоваться. Ибо труд ради себя - это моя личная забота, а забота о ближнем - дело духовное.

Нравственная мотивация труда связана с утверждением тружеником себя путем созидания, а значит, имеет отношение и к сохранению лучших черт исконного образа жизни, традиционных ценностных представлений, всего того, что составляет саму концепцию бытия российских этносов.

Например, в иерархии духовных ценностей русского народа, который является центром духовного, культурного и политического притяжения для родственных ему славян и всех сопредельных народов, представляя собой основной народ, составляющий 82 процента населения России (а это 120 из 145 млн человек) и консолидирующий единый социально-культурный организм благодаря своим национальным чертам характера, никогда не превалируют эгоцентрические черты, а нажива и стяжательство не являются мерилом общественного успеха личности. Характеризуя национальные черты русского народа, русский писатель Ф. М. Достоевский отмечал, что русский народ не склонен возводить относительные ценности (частную собственность) в ранг священных, а русский мыслитель Н. А. Бердяев подчеркивал, что русский народ никогда не поклонялся «золотому тельцу».

Уже цитировавшийся Ф. М. Достоевский сказал: «...понятие "Русский" определяется не составом крови, а отношением к Православию». Видимо, поэтому большинство российского народа отвергают «чужие» правила общения, западную индивидуалистическую и прагматическую традицию и западное видение различных проблем личного и общественного бытия. И делают это не из рациональных доводов, а в силу несоответствия этих жизненных ценностей его традиционным представлениям.

Итак, для населяющих Россию народов есть ценности, которые для них важнее, чем материальное благополучие, и дороже самой жизни. Что же это за ценности? Это - христианские принципы справедливости и морали. Речь идет о нравственных ориентирах. А дает их обществу Русская Православная Церковь.

Последователям Макса Вебера, апологетам протестантизма можно ответить также следующее: у нас есть своя православная этика. И впервые сформулирована она в русском «Домострое», написанном еще в начале XVI века. Это, если хотите, учебник, в котором даются наставления, как жить праведно всем русским людям. Немалое место в нем отведено наставлениям о трудолюбии и честной работе. Вот один только пример: «Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И, видя добрые дела ваши, и милосердие, и любовь сердечную ко всем, и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и приумножит урожай плодами и всякое изобилие».

Примером русского трудолюбия и упорства в работе служит вся наша история. А в недавнем прошлом можно вспомнить трудовой подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Несколько слов о современном отношении Православия к труду и его плодам, к собственности. Эти вопросы нашли отражение в социальной концепции Русской Православной Церкви, основы которой были приняты в августе 2000 года ее Освященным Юбилейным Архиерейским Собором. С разъяснением подхода основ к проблемам экономики периодически выступает на страницах печати митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Его главная мысль состоит в том, что «православная этика никогда не была и не могла быть по сути своей тормозом экономического развития». В то же время «экономика является областью повышенного религиозного риска» в том смысле, что «экономика - это та сфера, где создаются материальные богатства, и люди, в силу своей профессии работающие в экономике, служат мамоне», а в Священном Писании ясно сказано: «Не можете служить Богу и мамоне, то есть богатству. Нельзя служить двум господам, ибо одно будешь любить, другое - ненавидеть». Объясняя, почему нельзя служить Богу и мамоне, Владыка Кирилл различает опору на материальные ценности, с одной стороны, и религиозное видение мира - с другой. Одно исключает другое.

Вопросов православной этики предпринимательства касался и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Отвечая на вопрос одного из российских журналов, Его Святейшество сказал следующее: «Жить по совести подчас нелегко, но тот, кто избрал честный путь, осознавая себя одновременно и православным человеком, и предпринимателем, в конечном счете получит больше пользы, чем стремящиеся к наживе любыми средствами. Будущее именно за честными и ответственными людьми, которым занятия бизнесом не позволяют забыть о моральной ответственности и за свои поступки, и за благо ближнего».

Таким образом, распространение в России «протестантской этики» как спасительного рецепта представляется лишенным всякого смысла. Сегодня обществу нужно не личное обогащение, а богатство к пользе ближних - категория нравственная. Высокая нравственность может и должна стать стимулом экономического развития. И в этой связи нельзя не согласиться с первым заместителем Председателя Государственной Думы Л.Слиской, которая, выступая три года назад на VII Всемирном русском Народном Соборе, отметила, что экономическое возрождение России станет возможным только при условии возвращения к вековым нормам православной деловой этики.

Источник: сайт журнала «РФ сегодня» №16 за 2005 год.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Радаев
"Церковное участие в области обеспечения духовной безопасности России"
Доклад на секции "Православная Церковь и культура в информационном обществе" направления "Церковь и культура" XV Рождественских чтений
11.10.2007
Религиозно-политическая доктрина старца Филофея и современная российская действительность
Выступление на конференции "Москва - Третий Рим", Спасо-Елеазаровский женский монастырь, 22 июля 2006 года
18.08.2006
Христианская цивилизация как образец социального устройства России
Выступления на Первом Оптинском форуме "Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции", Калуга, 20 - 21 мая 2006 года
31.05.2006
Все статьи Валентин Радаев
Последние комментарии
«Мы стали заложниками безумного матриархата»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.12.2023 10:01
Куда поведёт «Семьеведение»?
Новый комментарий от Калужанин
04.12.2023 09:52
Русь не ленинская, а Христова
Новый комментарий от р.Б.Алексий
04.12.2023 07:46
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Александр Волков
04.12.2023 07:07