- Владимир Алексеевич, профсоюз, который вы возглавляете, является самой крупной профсоюзной единицей в структуре профсоюзного движения Вооруженных Сил России. Как бы вы оценили результаты деятельности вашей организации за 15-летнюю историю ее существования?
- Прежде чем дать оценку деятельности профсоюза за этот период, хотелось бы вкратце напомнить саму историю его становления, основные вехи развития.
Исторически сложившаяся практика прикрепления профорганизаций Минобороны СССР к 19 отраслевым профсоюзам в условиях перестройки пришла в противоречие с необходимостью укрепления единства и сплоченности всего личного состава. В это время Министерство обороны поддержало инициативу ряда профсоюзных органов о создании единого профсоюза рабочих и служащих Минобороны. Тогда и началась работа по объединению профсоюзных организаций Сухопутных войск и центрального аппарата в единую профсоюзную структуру. Создать единый профсоюз Вооруженных Сил не удалось. Была образована Федерация профсоюзов рабочих и служащих ВС России. Сила профсоюза- в единстве действий. Поэтому сейчас в практическую плоскость переведен вопрос реального объединения нашего профсоюза и профсоюза рабочих и служащих Министерства обороны. Вместе мы станем сильнее, а значит, легче будет решать все вопросы социальной защиты гражданского персонала. А их предостаточно.
Порой приходится прибегать к испытанным методам протеста. В итоге время от времени удается добиваться повышения зарплаты работникам Вооруженных Сил, но эти повышения моментально съедаются ростом цен на товары и услуги.
- Выходит, основная задача профсоюза - "выбивание" денег, повышение зарплаты?
- Действительно, так уж получается, что нашей основной головной болью стало, как вы выразились, "выбивание" денег, борьба за повышение оплаты труда. И не наша в этом вина.
Но я должен сказать, что это далеко не единственная задача профсоюза. Мы ведем борьбу и по другим направлениям. И зачастую нам удается, выражаясь военной терминологией, отвоевать определенные позиции. Так, благодаря усилиям и Федерации профсоюзов, и Центрального комитета, и особенно профорганов на местах удалось добиться определенных подвижек с оздоровлением, сохранить в течение длительного времени ряд объектов социальной сферы - детские сады и оздоровительные лагеря. Например, в ДВО за 5 лет удалось оздоровить свыше 5.000 детей и 795 членов профсоюза, в двух детских оздоровительных лагерях МВО побывали около 3.000 детей и т.д.
Многое сделано для поощрения работников, оказания им помощи в получении звания "Ветеран труда". Еще в 1996 г. была учреждена Почетная грамота профсоюза, которая дает право на присвоение звания "Ветеран труда" освобожденным профработникам и работникам профорганов. В 2001 году учреждена совместная Почетная грамота главнокомандующего Сухопутными войсками и ЦК профсоюза. За прошедшее время этой грамотой награждены более 5,5 тысячи членов профсоюза. Малость? Но в наше время и такая льгота значима!
В этом вопросе с принятием Федерального закона N 122 появились определенные трудности. Поэтому ЦК профсоюза обратился к начальнику Генерального штаба и начальнику Тыла Вооруженных Сил РФ с просьбой награждать Почетными грамотами работников частей и организаций, находящихся в их непосредственном подчинении. Надеемся на положительное решение этого вопроса.
В основном нам удалось снять проблемы медицинского страхования работников, сохранить 25-процентную надбавку работникам сельской местности. Дети гражданского персонала обеспечены отдыхом, а их родители - льготными путевками в санатории и здравницы, о чем я уже упоминал.
Вместе с тем я бы не хотел, чтобы сложилось представление, что все хорошо, что все проблемы решены или решаются. Увы, это не так. В силу тех или иных причин за время существования профсоюза мы потеряли ряд прав и социальных завоеваний.
Так, как я уже упоминал, постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 832 отменено 25-процентное увеличение должностных окладов гражданского персонала за особые условия работы в Вооруженных Силах. Одновременно в федеральном бюджете средства на заработную плату гражданскому персоналу стали выделяться не на штатную численность, а по фактически произведенным расходам на эти цели за предыдущий год, т.е. по среднесписочному составу. А это лишает гражданский персонал возможности получать дополнительный заработок за работу по совместительству. По сути, это уже запрещенный законом принудительный труд.
Эти льготы необходимо вернуть!
Далее. Когда в конце 2004 года готовилось объявленное потом постановлением правительства N 902 повышение с 1 января 2005 года на 20% заработной платы всем бюджетникам, кроме работников силовых структур, обещали им это повышение сделать с 1 января 2006 года. Но пришел 2006 год, и правительство в очередной раз обмануло нас. Повышение не состоялось. Более того, вновь появились задержки с выплатой заработной платы. Мы оперативно принимаем меры к их ликвидации.
На этот раз нас обнадеживают повышением только с 1 мая лишь на 15% и на 11% - с 1 октября. В 2007 г. - на 20% и в 2008 г. - аж на 4%. Таким образом, уровень оплаты труда этой категории должен повыситься в полтора раза. Конечно, это радует и обнадеживает, так сказать, в статистическом плане, но в реальном исчислении, увы, не впечатляет.
К сожалению, уровень цен на товары и услуги не будет стоять на месте. Попросту говоря, инфляция за это время "съест" это незначительное повышение.
Думаю, что поправить ситуацию можно. Наряду с повышением зарплаты необходимо менять и саму систему оплаты труда. Сейчас разрабатывается комплекс мер по реформированию системы оплаты труда гражданского персонала в 2006 - 2008 гг. Проводит эту работу Управление труда и заработной платы гражданского персонала Минобороны РФ. Но и профсоюзы не остаются в стороне.
Мы считаем целесообразным внедрение самостоятельной отраслевой системы оплаты труда. Ее основу составит переход с тарифных разрядов на установление конкретных размеров должностных окладов. При этом планируется увеличить размеры окладов прежде всего для тех категорий работников, которые вносят наибольший вклад в обеспечение боеготовности Вооруженных Сил.
- Наступил новый этап в жизни профсоюза. На каких вопросах будет сосредоточена работа?
- Прежде всего вопросы оплаты труда. И это не случайно. Я уже отчасти затрагивал этот больной вопрос. Большая часть наших работников получает заработную плату ниже прожиточного минимума. Скажите, как прожить семье, если работник получает 2 - 3 тысячи рублей? Оплати коммунальные услуги, проезд на транспорте - и даже на питание ничего не останется! Например, средняя заработная плата большинства работников СКВО, в том числе находящихся в районах, где ведутся боевые действия, не превышает 2.500 рублей в месяц. Эти данные взяты не с потолка, а из реальных раздаточных ведомостей.
Тезисно скажу, чего нам необходимо добиваться.
Первое. Поэтапного повышения гарантированного минимального уровня оплаты труда до реального прожиточного минимума. Далее - до минимального потребительского бюджета. И, наконец, повышения средней зарплаты в организациях Минобороны до уровня не ниже средней зарплаты по стране.
Второе. Регулярной индексации и опережающего роста зарплаты по сравнению с ростом цен на товары и услуги, не допуская ее снижения.
Третье. Сохранения и установления новых дополнительных льгот, определенных особыми условиями оплаты труда гражданского персонала ВС в соответствии с решаемыми им задачами.
Четвертое. Своевременности выплаты зарплаты.
И это еще не все. Актуальной для нашего профсоюза остается задача сохранения существующего порядка предоставления гражданскому персоналу путевок на лечение и отдых в санатории и дома отдыха Минобороны, сохранения дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей, пансионатов и баз отдыха.
Очень остро стоит задача добиться решения проблем российских граждан, работающих в составе ОГРВ в Приднестровье. До настоящего времени не решены на межгосударственном уровне вопросы их социального страхования, медицинского и пенсионного обеспечения. В какие только военные и государственные инстанции мы не обращались! А "воз" так и не сдвинут с места.
Много проблем остается с охраной труда и здоровья гражданского персонала.
Выполнять поставленные задачи в одиночку, боюсь, не удастся. Поэтому на первый план ставлю социальное партнерство как средство достижения целей. В этом вопросе опыт наработан. В частности, не так давно мы обсудили на пленуме ЦК профсоюза опыт работы объединенного комитета профсоюза военного комиссариата Московской области. В подготовке пленума нам оказали большую помощь руководители ГОМУ Генерального штаба и лично его начальник генерал-полковник В. Смирнов. По итогам работы пленума в органы военного управления военных округов и военкоматы была направлена директива. Она помогает правильно строить взаимоотношения, укреплять социальное партнерство между командными и профсоюзными структурами.
http://www.redstar.ru/2006/03/17_03/2_02.html