Так был ли план?
Накануне 23 февраля руководитель Минобороны вновь заговорил о якобы отвергнутой реформе. В частности, Сергей Иванов отметил, что геополитические потребности развития России и характер задач, возлагаемых на Вооруженные силы, позволяют сформулировать основные приоритеты строительства и развития армии и флота РФ с учетом их нынешнего состояния.
Среди таких приоритетов министр назвал совершенствование структуры управления группировками войск на стратегических направлениях и создание региональных командований. Оказывается, с 2005 года проводится эксперимент по переходу от окружного руководства войсками на стратегических направлениях к руководству межвидовой региональной группировкой войск. А завершить данную апробацию намечено в 2007 году. Потом, надо полагать, развернутся масштабные преобразования в Вооруженных силах, сравнимые по масштабам и значимости разве что с военной реформой Дмитрия Милютина второй половины XIX века.
Наличие реформаторских замыслов подтверждают и сведения, исходящие из других источников. В частности, выступления заместителя начальника Генерального штаба Александра Скворцова в СМИ свидетельствуют, что никакого отказа от решительных намерений разрушить до основания действующую военную машину в высшем руководстве МО не наблюдается.
Новое прочтение
Обратим внимание - на совещании 6 декабря 2005 года разделение оперативных и административных функций вроде как не рассматривалось. А между тем разделение функций - по своему формату (учитывая менталитет российских военачальников) и масштабам - задача отнюдь не меньшей (если не большей) сложности, чем переход от военных округов к системе командований. И эта проблема, о необходимости решать которую в самое ближайшее время ни разу не обмолвился ни президент - Верховный главнокомандующий, ни министр обороны, выплывает в выступлении заместителя начальника Генерального штаба.
Далее Александр Скворцов заявляет, что "сегодня мы приступили к практической реализации решения Совета Безопасности Российской Федерации от 9 июля 2005 года - проведению эксперимента по созданию региональных командований, по итогам которого будет принято окончательное решение о целесообразности их формирования".
Что подвигло российское руководство военного ведомства на столь кардинальную перестройку военной организации государства? Заместитель начальника Генштаба эти причины трактует так:
"Актуальность такого решения обусловлена прежде всего тем, что в большинстве развитых государств мира последнее десятилетие ХХ и начало ХХI века отмечены коренными изменениями во взглядах на применение военной силы. Крупномасштабные войны уходят в прошлое, следовательно, акценты руководства применением войск перемещаются в регионы".
Иными словами, крупномасштабные войны принадлежат истории, поэтому необходима децентрализация существующей в Вооруженных силах системы управления. Только так можно понимать этот тезис генерала.
Однако ничего подобного "во взглядах на применение военной силы большинства развитых государств мира" не отмечается. Никто не собирается даже в целях ведения конфликтов низкой интенсивности пускать на слом авианосцы, крейсера УРО и стратегические бомбардировщики.
Более того, геополитики Запада предполагают, что обозримое будущее чревато масштабными и опасными конфликтами. Доминирует концепция, согласно которой центральной осью политики мира после холодной войны являются взаимоотношения западной мощи и политики с мощью и политикой незападных цивилизаций. Предполагается, что самые опасные столкновения будут происходить из-за заносчивости Запада, нетерпимости ислама, китайской самоуверенности.
Незападные страны из конфликтов в зоне Персидского залива сделали для себя несколько важных уроков: нельзя давать Вашингтону наращивать свои силы; нельзя давать Пентагону вводить в бой авиацию; нельзя давать США вести войну с низким процентом потерь среди американцев. Вдобавок, если государство располагает ядерным оружием, Вашингтон (Запад) воевать с ним не будет. То есть шансы, что следующая война будет с применением ядерного оружия, сегодня только возрастают. Обычными средствами поражения вести вооруженную борьбу с Западом незападные страны не в состоянии. И подставлять себя под кувалду ВВС и ВМС США, подобно Ираку, у них нет желания.
Отечественные же стратеги полагают, что акценты вооруженного противоборства смещаются в регионы (кого, с кем, по каким причинам - непонятно). Если же вчитаться в сказанное заместителем начальника Генштаба внимательнее, то получается, за рубежом только изменились взгляды (да и изменились ли - доказательств генерал не приводит), а у нас уже готовы кардинальным образом переломать все ранее построенное в армии и на флоте. Причем хорошо известно, что в настоящее время избытка средств на масштабное переустройство Вооруженных сил не наблюдается. И вот - найдена причина для фактического отказа от национального пути в военном строительстве - изменение взглядов за рубежом.
Безусловно, опыт соседей изучать надо, но его слепое копирование и пересаживание на нашу почву в течение трех последних столетий не принесли ничего полезного военной организации государства. А, заметим, сталинская схема: Верховный главнокомандующий - Ставка ВГК - Генштаб - оперативно-стратегические объединения позволила выиграть самую тяжелую в истории Отечества войну.
Читаем, однако, материал генерала Скворцова дальше: "...опыт функционирования управлений военных округов в нынешней структуре управления не позволил им реализовать на практике заявленные функции оперативно-стратегических командований, а сама структура управления многие годы оставалась неизменной, несмотря на происходящие в последнее время изменения". Что правда, то правда. Как военный округ ни назови, толку не будет. Эта структура отжила свое еще в середине 1950-х годов, с появлением в войсках ракетно-ядерного оружия.
Затем заместитель начальника Генштаба утверждает: "...вопросы совершенствования системы управления группировками войск (сил) постоянно находятся в поле зрения военной науки....Развитие теории вопроса осуществлялось непрерывно, он широко обсуждался в ходе научно-практических конференций в военно-учебных заведениях и научно-исследовательских организациях МО РФ, проводились исследования в ходе мероприятий оперативной подготовки... Результаты показали необходимость создания в пределах территории нескольких военных округов органа управления (командования), отвечающего за планирование и применение всех войск (сил), дислоцирующихся в их границах. В ходе проведения научно-исследовательских работ, в том числе совместно с научными организациями МВД и МЧС России, а также обобщения результатов мероприятий оперативной подготовки был выбран в качестве приоритетного вариант создания трех региональных командований".
То есть военная наука дала нынешним реформаторам в Минобороны "добро". Разве что ценность специалистов из МВД и МЧС в сфере военного управления сомнительна.
Эксперименты
Но, увы: единственный критерий для проверки работоспособности и эффективности управленческих структур - ведение военных действий. В мирных условиях многого не проверить - и по совершенно объективным причинам. Кроме того, многое зависит от мнения вышестоящих. Каким оно будет, к таковому и притянут результаты "эксперимента".
Еще Александр Свечин писал: "Только в редких случаях мы можем, пока не вспыхнет война, произвести эксперимент, чтобы установить действительность тех или иных предпосылок, определяющих стратегический ход событий в войнах... Для оперативного искусства роль эксперимента, в весьма несовершенной форме, могут играть большие маневры. На них возможно изучить переброску крупных частей в условиях современной техники, организацию связи и технику управления на широких фронтах; но уже вопросы снабжения вследствие невозможности в мирное время создать в полном объеме тот тыл, который будет работать на войне, нельзя проконтролировать маневренным испытанием. Даже важнейшие оперативные вопросы, связанные с боевыми действиями, - ширина фронтов, продолжительность боевых столкновений, нормы расхода огнеприпасов, количественное превосходство на участках атаки, - не могут быть сколько-нибудь учтены в результате самых обширных и дорого стоящих экспериментов мирного времени. Еще меньше можно думать о стратегическом маневренном опыте. Большие маневры, которым когда-то отводилось крупное значение в подготовке вооруженных сил, все более приобретают характер гигантского тактического парада, демонстрации слаженности и боеспособности армии...
...Чтобы несколько выдвинуть принципиальные вопросы, прибегают к методу военной игры, т. е. ведения двухсторонних упражнений на карте... Ценность такой дискуссии обусловливается исключительно компетентностью руководства; военная игра представляет могущественное средство пропаганды определенных стратегических и оперативных воззрений, но вызывает сомнения как метод исследования вопроса. Руководство военной игры только тогда выполняет свою роль, когда самим заданием и даваемыми ходами оно подтасовывает материал для заключительной дискуссии. Неподтасованные военные игры с беспристрастными арбитрами вообще ничего дать не могут..."
В этой связи вспоминается исследовательское учение, проведенное в 1978 году в границах Прибалтийского военного округа. Оно должно было подтвердить целесообразность очередной (восьмой по счету) реорганизации Войск ПВО. И, естественно, подтвердило - материалы разбора были написаны еще до учения в Москве. Все до единого выводы исследовательской группы свидетельствовали о правильности принятых наверху решений (совершенно вздорных, кстати). Всего через шесть лет пришлось все возвращать, что называется, в исходное положение. Средства потрачены огромные, а виновных, естественно, нет.
А вот совсем свежий пример. Планом подготовки Вооруженных сил на 2005 год был утвержден эксперимент на базе ЛенВО по созданию объединенного командования авиации и войск ПВО на стратегическом направлении.
К началу эксперимента руководство утвердило положение по его проведению, содержание которого заранее предопределило военной науке нужный руководству характер результатов исследований и рекомендаций. В целом они были основаны на устаревших взглядах на вооруженную борьбу, ориентирующихся на ремейк похода германской армии образца 1941 года, многомесячной обороны Ленинграда и кровопролитных наземных сражений на северо-западе России. Утопичность подобных теорий в ракетно-ядерный и воздушно-космический век очевидна.
Однако даже здесь экспериментаторы путаются, не руководствуются опытом Великой Отечественной войны. В частности, предполагается подчинение военным округам ударной авиации, сил и средств противовоздушной обороны страны. По-прежнему на командующего войсками военного округа предполагается возложить "единоличную ответственность за противовоздушную оборону войск и объектов на стратегическом направлении".
Между тем ход Великой Отечественной заставил именно эти идеи отвергнуть в первые же месяцы. По ПВО территории страны уже 9 ноября 1941 года пришлось отменить все безграмотно созданное. По ВВС довоенное подчинение отменено 5 мая 1942 года. Словом, содержание положения об эксперименте полностью игнорирует уроки Великой Отечественной войны, на которые так любят ссылаться наши общевойсковые генералы (да и опыт всех локальных войн тоже).
И еще один ремейк - теперь уже 1978 года. 7 февраля 2005-го в установочном выступлении перед участниками начинавшегося эксперимента один из военачальников заявил, что руководству все и так ясно и решения уже приняты, а всем остальным остается лишь их подтвердить.
Но вернемся к региональным командованиям. Следует заметить, что до сих пор нет ясности, что такое "стратегическое направление" и "объединенная группировка войск и сил" на нем. Кто бы внятно объяснил, откуда и когда они берутся? Каковы их предназначение и структура в мирное время и в войну при наличии рядом Ставки ВГК? Или же как распределены функции руководства войсками и силами между командованием объединенной группировки войск и сил на стратегическом направлении и Верховным главным командованием? Какова роль и степень участия Ставки ВГК в руководстве военными действиями на СН в каждой сфере борьбы?
Следует заметить, что некое подобие "региональных командований" у нас уже было. В 1978-1986 годах наблюдалась реинкарнация командований на стратегических направлениях образца 1941-1942 годов. Тогда были созданы главные командования четырех направлений: Западное (Польша, Легница, главком Николай Огарков), Юго-Западное (Молдавия, Кишинев, Юрий Максимов), Южное (Закавказье, Тбилиси, Иван Герасимов) и Восточное (Войска Дальнего Востока, Хабаровск, Иван Третьяк). Однако вскоре эти структуры без шума и помпы расформировали. Какой-то пользы от их существования при самых тщательных попытках анализа их короткой жизни замечено не было. Складывается впечатление, что в настоящее время намечается третья реинкарнация совершенно ненужных для обороны страны структур.
Планы уточняются на ходу
Далее генерал подчеркивает: "...ни в период проведения эксперимента, ни после него никакие органы военного управления расформировываться не будут, также будут сохранены все виды и рода войск Вооруженных сил и военные округа. Останется неизменным и военно-административное деление страны".
Неужели с подобной быстротой в военном ведомстве уточняются планы реформирования Вооруженных сил? Еще в начале декабря все планируется срыть "до основания", а уже в начале марта предполагается осторожный эксперимент?
"При получении положительного результата в 2008-2010 годах будут сформированы на постоянной основе региональные командования в рамках военно-административного деления территории страны с подчинением им соответствующих объединений видов Вооруженных сил", - рассказывает генерал Скворцов.
Но 6 декабря 2005 г. сроки выглядели совершенно по иному:
расформирование главных командований видов ВС - 2006-2007 годы,
расформирование военных округов - 2006-2008 годы;
расформирование Космических войск - 2008 год;
расформирование Командования специального назначения - 2008 год;
расформирование РВСН - 2010 год;
расформирование флотов - 2005-2008 годы, в т. ч.
переформирование Балтийского флота в две бригады кораблей охраны водного района, переформирование Черноморского флота в бригаду кораблей охраны водного района (Новороссийск).
При этом планировалось "высвободить" 150 тыс. человек, из них 200 генералов.
Александр Скворцов утверждает: "На период проведения эксперимента существующая система управления ВС будет сохранена, скоропалительные решения по ее изменению приниматься не будут. В то же время вопрос о ее совершенствовании, при любом результате эксперимента, сомнению не подлежит и будет реализован в соответствии с планами военного строительства Вооруженных сил, видов и родов войск".
Вот так - скоропалительные решения приниматься не будут, но все уже решено бесповоротно. Остается уточнить, какой вариант верный - от 6 декабря 2005 года или в изложении заместителя начальника Генштаба. Вполне возможно, что верен последний, поскольку был в пожарном порядке доработан в соответствии с "пожеланиями трудящихся".
Лукаво отвечает генерал Скворцов и на вопрос о предстоящих сокращениях. По его мнению, "...численность личного состава Вооруженных сил определена решениями июньского 2005 года заседания Совета безопасности РФ. Кроме того, планом строительства Вооруженных сил на 2006-2010 годы не предусматривается значительного сокращения личного состава Вооруженных сил. А незначительное сокращение их численности является плановым и никак не связано с созданием региональных командований. Основные "источники" сокращения уже давно обсуждались в прессе - оптимизация вузов Министерства обороны, военных кафедр, мероприятия по сокращению организаций невоенного характера и другие". Звучит убедительно, однако полтораста тысяч военнослужащих и две сотни генералов за счет кафедр никак не наберешь. На практике это означает одно - дальнейшие и масштабные "урезания" личного состава армии и флота.
Стратеги-заочники
По всей видимости, эта практика в нашей армии укоренилась окончательно. Кто авторы плана, оглашенного 6 декабря 2005 года? История умалчивает.
Попробуем все же "вычислить" реформаторов. Кандидатуру министра обороны отставим сразу же - Сергей Иванов не замечен в увлечении военным строительством и стратегических дерзаниях. Он получил установку "сократить и привести в соответствие" и транслировал ее подчиненным.
Поэтому к числу инициаторов очередной реформы скорее всего можно причислить начальника Генштаба, начальника одного из ведущих управлений ГШ и одного из заместителей Юрия Балуевского. Без одобрения этой "тройки" ни одно мало-мальски значимое решение в стенах военного ведомства провести невозможно. Поэтому и замыслы по радикальному разгрому существующей военной организации государства можно назвать "планом трех генералов". Виды Вооруженных сил и рода войск к этой работе наверняка не привлекались. Уж больно сильно затрагивают предполагаемые меры интересы соответствующих военачальников.
Что касается первой "тройки" военного ведомства, то в биографиях входящих в нее военачальников немало общего. Главное - отсутствие боевого опыта. И в самом деле, все трое - общевойсковики, то есть представители того вида ВС, который начиная с 1979 года не вылезает из боевых действий, а "тройка" ухитрилась благополучно проскочить через все конфликты, даже формально не отметившись ни в одном из них.
Не менее важно и еще одно. Верх карьеры одного генерала в войсках - командование учебной дивизией (окружным учебным центром), второго - ротой, третий свою военную биографию начинает излагать с должности заместителя начальника Военной академии Генерального штаба. Что делал до этого - неясно.
Иными словами, выигранных боев и сражений за военачальниками не числится, армиями и фронтами они не командовали, в строительстве армии и флота созидательными свершениями не отмечены, военных теорий не разрабатывали. Если раньше были генералы от инфантерии и кавалерии, то первая "тройка", несомненно, "генералы от сокращения". Никаких других заслуг не замечено. Но как создавать региональные командования, они, безусловно, знают. Поэтому так негодуют, когда их планы и намерения подвергаются любому независимому анализу, а размышления об альтернативных путях военного строительства объявляют чуть ли не антиармейской пропагандой.
Между тем предстоящая масштабная военная реорганизация России свидетельствуют о самом опасном - кризисе идей в нашем военном ведомстве. Поверхностно заимствуя опыт США и двигая отечественную военную мысль вбок и назад, первая тройка генералов не объясняет, зачем вообще и в частности в России с резко отличающимся от Америки геостратегическим положением надо бездумно заимствовать у Соединенных Штатов то, что действительно необходимо им и совершенно не нужно нам.
Разумеется, сегодня, когда штатная численность большинства наших военных округов составляет 20-30 тыс. человек, а на многих флотах в море может выйти не более одной подлодки, совершенно очевидно, что надо что-то с подобными оперативно-стратегическими объединениями делать и что так дальше продолжаться не может. Но почему все окутано такой тайной? Зачем ломать все сразу, учитывая имеющиеся в военном ведомстве ресурсные ограничения, ведь средства могли бы быть потрачены куда с большей пользой? Почему в имеющихся планах столько противоречий и очевидных несуразностей?
2 октября 2003 года на совещании высшего руководства страны и Министерства обороны Сергей Иванов объявил собравшимся "открытую доктрину модернизации ВС России". Он заявил о готовности МО представить "комплексное видение основных направлений развития Вооруженных сил" и заверил, что мы со всей ответственностью можем сказать - мы точно знаем, куда и как двигаться". Однако чем дальше - тем больше сомнений: а действительно ли там, наверху, точно знают, куда и как двигаться?
http://nvo.ng.ru/concepts/2006-03-17/4_generals.html