Архиепископ Митрофан: Известие о благословении министра Тарасюка вряд ли соответствует действительности: Патриарх не может давать государственному чиновнику благословление на вмешательство во внутрицерковные дела.
Напомню, что делегации государственных чиновников уже неоднократно ездили к Патриарху Варфоломею с просьбой или лично вмешаться в разрешение этой ситуации, или другим образом воздействовать на ситуацию в Украине".
Сегодня многие политики, начиная от президента, заявляют о необходимости преодоления раскола украинского Православия и создания единой поместной Церкви.
Здесь нужно констатировать: это сугубо внутреннее дело Церкви. Разделение православных на Украине дестабилизирует общественную обстановку в стране. Но решение этого вопроса - в компетенции Церкви, которая здесь должна руководствоваться церковными правилами и канонами.
Те политики, которые предпринимают какие-то шаги, нарушают каноны. Недопустимо, если политики вмешиваются в этот процесс. Это принесет вред.
"Новый Регион": За последние месяцы СМИ неоднократно сообщали о том, что Константинопольский Патриархат проявляет интерес к Украине и даже планирует открыть здесь подворья. Располагает ли Украинская Церковь такими данными?
А.М.: Действительно, была речь об открытии подворий. Но это было все неофициально. Это была инициатива государственных чиновников на уровне Секретариата президента Украины, которые это инициировали. Якобы поддержал эту инициативу и сам президент Украины, однако никаких официальных сообщений из Константинополя не было. Поэтому эти закулисные переговоры, закулисные сделки мы не можем расценивать как официальную позицию Константинополя.
Константинополь выбрал позицию молчания. Они ничего не опровергают и ничего не подтверждают. Поэтому трудно говорить, насколько это серьезно.
"Н.Р.": Известно, что представители Константинопольского Патриархата присутствовали на съездах раскольнических УАПЦ и "киевского патриархата". Это была частная инициатива отдельных священников?
А.М.: Это были представители Украинской Православной Церкви в Америке, которую возглавляет архиепископ Всеволод Майданский. Однако никакой официальной позиции Константинополя на эту тему не существует. Нет никаких ответов ни по заявлениям, которые здесь делает его представитель, ни ответов на запросы, которые делала Московская Патриархия Константинопольскому Патриарху.
"Н.Р.": Вас беспокоит такая ситуация?
А.М.: Нас она не может не беспокоить, поскольку эти поездки представителей Константинопольского Патриархата на Украину совершаются за спиной предстоятеля самой большой канонической Украинской Православной Церкви. Это не может не вызывать тревоги. Константинополю нужно действовать открыто, если он взял на себя миссию объединить Православие на Украине. Его политика должна быть прозрачной, а позиция - известна верующему народу.
"Н.Р.": Как вы считаете, на Украине возможно повторение прибалтийского сценария, когда существует Церковь Московского Патриархата и Константинопольского Патриархата?
А.М.: Судя по визитам и высказываниям представителей Константинопольского Патриархата, этот вариант сегодня возможен на Украине. Однако мы заявляем, что такой сценарий еще больше дестабилизирует обстановку.
"Киевский патриархат" никогда не пойдет под юрисдикцию Константинополя, они желают только безоговорочного признания.
Учреждение каких-то структур, которые будут подчиняться Константинопольскому Патриархату, возможно. Но сам Константинополь находится в очень сложной ситуации, и я сомневаюсь, что он будет делать какие-то шаги в этом направлении.
"Н.Р.": Украинская Православная Церковь возобновила переговоры с УАПЦ. Какие здесь перспективы?
А.М.: Действительно, на последнем Синоде Украинской Православной Церкви было решение о возобновлении диалога с представителями УАПЦ. Этот диалог был начат в 1995 году, затем в результате внутреннего раскола автокефалов он прекратился. Теперь руководство УАПЦ направило письмо митрополиту Владимиру с просьбой продолжить деятельность комиссии, которая занималась переговорным процессом.
Пока что еще встреч не было. Мы ждем, чтобы в стране угасла предвыборная ситуация, тогда уже будем приступать к более конкретной работе.
"Н.Р.": Кстати, о политической ситуации. Известно, что вы представляли Украинскую Православную Церковь на встрече глав конфессий с президентом Виктором Ющенко. Какие у вас впечатления от встречи?
А.М.: Президент просил, чтобы религиозные организации не давали себя втягивать в этот политический процесс. Наша Церковь определила свое отношение: мы не вмешиваемся ни в какие политические торги. Самое главное: люди должны иметь возможность выразить свои гражданские взгляды, вместе с тем, не нарушив единство Церкви.
"Н.Р.": Говоря о единстве Церкви, следует вспомнить недавнее заявление архиепископа Черкасского Сафрония, который высказался в поддержку независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата. Странно, но никакой реакции на его слова со стороны предстоятеля УПЦ не последовало...
А.М.: Это было личное мнение правящего Архиерея Черкасской епархии. Каждый имеет право выражать свое мнение, но это не является мнением всей Церкви. Ситуация в различных епархиях неоднозначная.
"Н.Р.": Возвращаясь к вашей встрече с президентом. Во время прошлых выборов именно Церковь Московского Патриархата обвиняли в участии в президентской кампании. Сторонники "оранжевых" заявляли, что после выборов доверие к Церкви Московского Патриархата подорвано.
А.М.: Это мнение тех, кто хотел, чтобы так было. На самом деле, авторитет нашей Церкви возрос, особенно в свете последних событий, происходящих в стране. Мы не лишились ни одного прихода, люди не переходят из нашей Церкви в другие. Церковь осталась и в количественном, и в качественном отношении такой же, как и была до выборов.
Что касается заявлений "оранжевых" о том, что якобы наша Церковь принимала активное участие в поддержке их оппонентов, нужно сказать, что на Майдане были верующие и нашей Церкви. Более того, там даже была часовня. Поэтому у нас люди имеют различные политические взгляды, мы на них не влияем и не имеем на это право.
Нужно сказать, что Греко-католическая Церковь, и "киевский патриархат" активно участвовали в предвыборной кампании, но сейчас об этом не говорят. Если говорит о нарушениях, то они не имели права выступать на Майдане перед людьми, потому что это - своего рода агитация.
Если вы сегодня посмотрите, то по телевидению глава украинского раскольнического "киевского патриархата" активно участвует в съездах партий и различных блоков, благословляет их - это та же предвыборная агитация.
А Греко-католическая Церковь? Ректор Львовской богословской академии получил награду от президента только за то, что он вместе со студентами принимал участие в "оранжевой революции". Это ли не агитация?
"Н.Р.": Известно, что на встрече с Виктором Ющенко вы также обсуждали положение епархий в Западных областях Украины. Какова там сейчас ситуация?
А.М.: После "оранжевой революции" ситуация в этом регионе, которая была и до того напряженной, стала еще более напряженной. И ранее там не выделялись земельные участки для строительства наших храмов, невозможно даже было приобрести собственность, чтобы организовать приход.
Сегодня действия некоторых губернаторов способствует тому, что ситуация становится напряженной. Во-первых, это требование поочередных богослужений с греко-католиками и "киевским патриархатом", почему-то в храмах только нашей Церкви. Почему-то мы должны делиться храмами, которые по решениям суда уже принадлежат нашим общинам.
"Н.Р.": Кстати, было ведь решение парламента относительно губернатора Ровенской области Василия Червония, которого Верховная Рада рекомендовала президенту уволить за нарушение прав верующих. Как выдумаете, почему Червоний до сих пор занимает место губернатора?
А.М.: Мне трудно сказать. Это - один из вопросов, над которым можно только поразмышлять.
Михаил Рябов
http://www.nr2.ru/kiev/58641.html