Возможен ли компромисс с совестью?

Дитрих Бонхёффер считал, что сопротивление фашизму - долг христианина

0
275
Время на чтение 6 минут
В годы нацистского режима лишь малая часть немецких лютеран оказывала деятельное сопротивление Гитлеру.

"Лишь тем историям я охотнее всего верю, свидетели которых сознательно шли на мученичество", - сказал в свое время Блез Паскаль. Эти слова вполне можно отнести к жизни и судьбе известного христианского мыслителя прошлого века Дитриха Бонхёффера, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Ранним утром 9 апреля 1945 года в концлагере Флоссенбург был оглашен смертный приговор участникам заговора против Гитлера: адмиралу Канарису, генерал-майору Остеру и пастору Бонхёфферу. "Через приоткрытую дверь камеры я увидел пастора Бонхёффера, горячо молящегося Богу на коленях, - рассказывал впоследствии о последних минутах жизни узника тюремный врач Филипп фон Хассен. - Вера и непоколебимое упование на Бога, которые чувствовались в молитве этого столь привлекательного человека, тронули меня до глубины сердца".

Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 года в Бреслау в семье известного врача-психиатра и преподавателя университета Карла Бонхёффера. Родители и предки Дитриха принадлежали к немецкой аристократии. С ранней юности Дитрих прекрасно музицировал, знал иностранные языки. Семья любила отмечать христианские праздники, в особенности Рождество. В это время все собирались вместе, читали Библию, пели духовные песнопения.

Оканчивая гимназию, Дитрих твердо заявил учителю и одноклассникам: "Хочу заниматься богословием, чтобы быть пастором". Бонхёффер учился на богословских факультетах Тюбингена (1923) и Берлина (1924), получил диплом теолога в 1927 году. В Берлинском университете он занимался под руководством знаменитого историка Церкви Адольфа фон Гарнака. Прошел научную стажировку в Португалии, Англии, Америке, защитил докторскую диссертацию. В ноябре 1932 года становится пастором Лютеранской Церкви и начинает преподавать богословие в Берлинском университете. Пишет статьи и книги.

Однако с приходом к власти Гитлера в Евангелической Церкви Германии появились епископы и пасторы, вставшие на путь соглашения с политикой фюрера. Еще в 1932 г. был создан так называемый Союз немецких христиан. 14 июля 1933 г. рейхстаг принял постановление о создании новой Имперской Церкви, главой которой был избран представитель "немецких христиан" епископ Людвиг Мюллер. Союз немецких христиан исповедовал некоторые принципы нацистской идеологии. "Бог даровал нам особый порядок в лице нового вождя", - заявляли учредители союза.

Вокруг алтарей "немецких христиан" появились изображения свастики, который они называли "символом надежды Германии". В 1934 году представитель Союза немецких христиан профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов "новой" немецкой религии. Он, в частности, утверждал, что "еврейский Ветхий Завет не годится для новой Германии", Адольф Гитлер - новый мессия, свастика - "преемница меча как символа германского христианства", а Христос был не евреем, а "нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями".

Дитрих Бонхёффер, а вместе с ним такие известные богословы, как Мартин Нимёллер и Карл Барт, не поддержали "новую религию". 31 мая 1934 года в городе Бармене (ныне Вупперталь) прошел так называемый Чрезвычайный Синод лютеранских пасторов. На Синоде была принята декларация (так называемая Барменская Декларация), в которой провозглашалось создание Исповедующей Церкви (Bekennende Kirche). Церковь отказывалась признать власть имперского епископа Мюллера и заявляла о несовместимости христианских догматов с идеологией и политикой нацистов. "Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собственному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям", - гласил один из пунктов Декларации.

Бонхёффер трудился не покладая рук: рассылал письма и воззвания с объяснением религиозной и политической ситуации в стране, читал доклады и произносил проповеди о верности Христу. Не прошло и года, как его лишили профессорской кафедры и возможности заниматься научной работой.

Несколько раз Бонхёффер выезжал в Америку. Там ему предлагали выгодную и спокойную работу в Нью-Йоркской богословской семинарии. Друзья уговаривали Дитриха не возвращаться в Германию, предупреждая о грозящей опасности. Однако Бонхёффер считал своим долгом остаться на родине.

Вскоре он создает альтернативную по отношению к Имперской Церкви семинарию для проповедников в Финкенвальде и становится ее руководителем. Опыт преподавания вылился в большую книгу "Следуя Христу", которая молниеносно разошлась по всей Германии и оказалась далеко за ее пределами. Центральная тема книги - тема креста, тема сораспятия Христу. "Крест - не горькая судьбина, но страдание, происходящее от единения с Христом. Каждому уже приготовлен его крест, определенный и назначенный ему Богом", - писал богослов.

Особый крест был приготовлен и самому Бонхёфферу. Вся его жизнь была постепенным и добровольным восхождением на Голгофу. Понимая, что Гитлер ведет Германию к краху, Бонхёффер вместе с другими противниками режима решился на достаточно радикальный шаг. Продолжая нести пасторское служение в Исповедующей Церкви, он вступает в группу Сопротивления и участвует в заговоре против Гитлера.

Его арестовали 5 апреля 1943 года. Два года длилась тюремная жизнь Бонхёффера. Единственной отрадой стали любимые книги - Библия, томик Гете, сочинения Плутарха, а также "Записки из Мертвого дома" Достоевского.

Родители, близкие друзья получают от узника письма. В них минимум сообщений о себе, но множество вопросов о жизни на воле и размышления на разные темы. Он шлет из тюрьмы проповедь по случаю бракосочетания друга, стихи невесте, а более всего делится своими раздумьями о судьбах мира, Церкви, о сущности веры.

Богословское творчество Бонхёффера можно разделить на два этапа. Первый непосредственно связан с годами преподавания в подпольной семинарии. Книги "Следуя Христу" и "Жить вместе" нацелены преимущественно на развитие искусства внутриобщинной жизни. Бонхёффер никогда не идеализировал церковное сообщество. Он считал, что в любой христианской общине немало слабых и далеких от совершенства душ. И тем не менее встреча человека с Богом чаще всего происходит в церковной общине.

Второй этап богословских размышлений начинается у Бонхёффера с тюремных врат. Богослов мучительно ищет ответы на вопросы: в чем призвание христианина? Какова степень ответственности Церкви за окружающий мир? Бонхёффер ищет верные пути служения Богу и ближнему. Он пытается определить сущность христианства, его коренное отличие от других религий. Согласно Библии, Бог входит в наш мир путем страданий. Бонхёффер приходит к парадоксальному выводу: Христос помогает человеку не благодаря Своему всесилию, но благодаря Своей слабости.

Тюремные стены, как ни странно, помогли Бонхёфферу пережить радость внутренней духовной свободы. Эту свободу он связывает с "тайной дисциплиной". Дисциплина для Бонхёффера - это усердная молитва, постоянное размышление и самоограничение ради устремленности к главному, к исполнению предначертаний свыше. В тюрьме из-под пера Бонхёффера вышла поэма "Стояние на пути свободы". Эта вещь родилась, когда всякая переписка с внешним миром была запрещена.

Теме соучастия в страданиях Бога богослов посвящает множество статей и писем, написанных в годы тюремного заключения. Впоследствии они будут изданы в виде сборника "Сопротивление и покорность", который войдет в золотой фонд современной христианской классики.

Из-за стремительного наступления англо-американских войск узников поспешно стали перевозить из одной тюрьмы в другую. "Бонхёффер всегда был совершенно спокоен и уравновешен, в хорошем расположении духа, душа его поистине светилась в темном отчаянии тюрьмы, - вспоминал сокамерник пастора англичанин Бест. - Всегда Бонхёффер являл собой само смирение и кротость, он излучал атмосферу счастья и радости даже в связи с самыми незначительными событиями жизни".

На пути в концлагерь Флоссенбург тюремный автобус сделал остановку в лесной деревушке, и заключенных размещают в школе. Был праздник Пасхи. Большинство узников попросили Бонхёффера провести богослужение. Все молились, пели духовные гимны. Вдруг раздался голос охранника: "Заключенный Бонхёффер, на выход с вещами!"

За две недели до конца войны Гитлер отдал приказ повесить всех заговорщиков. Бонхёффер оказался в камере смертников. Прямо перед казнью один из заключенных услышал последние слова пастора: "Это конец, а для меня начало жизни".

И поныне на территории бывшего концлагеря Флоссенбург в Баварии устраиваются церемонии памяти Дитриха Бонхёффера. В прошлом году на встрече, посвященной 60-летию казни пастора-антифашиста, лютеранский епископ Йоханнес Фридрих выразил сожаление о том, что при нацистах часть христиан сотрудничали с режимом. "Мы, Церковь, не можем вспоминать пастора Бонхёффера, не принеся покаяния в нашей собственной вине,- отметил епископ. - Он говорил от лица тех в нашей стране, кто не мог защитить себя сам. Если мы хотим сохранить нашу веру, если мы хотим следовать за Христом, мы должны учиться у Бонхёффера".

Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель истории и теологии Московского института Российского союза евангельских христиан-баптистов.

http://religion.ng.ru/people/2006-02-15/5_kompromiss.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Попов
О восстановлении Патриаршества
17-19 ноября в Русской Православной Церкви состоятся торжества по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в России
17.11.2007
Протестанты земли русской
Русский баптизм возник как воплощение векового народного богоискательства
19.09.2007
Все статьи Владимир Попов
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Советский недобиток
21.07.2024 07:54
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от Советский недобиток
21.07.2024 06:43
Большие раздоры. У каждого свой Ильин
Новый комментарий от Мирянин
21.07.2024 03:45
100 лет Татьяне Лиозновой
Новый комментарий от С. Югов
20.07.2024 20:21
Еще раз о Цареубийстве и о сокрытии его «проведения»
Новый комментарий от Vladislav
20.07.2024 19:19