Но насколько это было возможно? Начнем с того, что сил для осуществления изложенных в материале масштабных планов командир крейсера не имел. Александр Широкорад оценивает суммарную численность русского отряда в 1 тыс. человек. Однако еще до излагаемых в статье событий в Чемульпо под видом рабочих-кули уже находились 4 тыс. японских солдат.
Хорошо, пусть Руднев об этом не знал и решил бы поступить так, как пишет Александр Широкорад. Чем бы капитан 1 ранга вооружил своих подчиненных? Автор упоминает про три десантные пушки, несколько десятков 47-мм и 37-мм орудий, пять пулеметов Максима. Но, во-первых, из всего перечисленного только десантные пушки могли использоваться для действий на суше, прочие же орудия и даже пулеметы стояли на стационарных тумбовых лафетах и были предназначены только для стрельбы как с борта корабля. Г-н Широкорад подчеркивает, что они легко переносились по частям вручную, но не указывает, что для боя их пришлось бы устанавливать на отобранные у местного населения повозки - как гуситам в XV веке.
Во-вторых, пушек и пулеметов на всех не хватило бы и требовалось легкое стрелковое оружие. Между тем на русских кораблях имелось не более полутора сотен винтовок для несения караульной службы: никому и в голову не приходило, что может потребоваться вооружить команды поголовно! Кроме того, эти винтовки, судя по показанному к 100-летию боя у Чемульпо по каналу РТР документальному фильму, были не магазинными "трехлинейками" Мосина, а однозарядными "берданками".
Изначально проигрышное соотношение сил усугублялось еще и качественной составляющей: четыре тысячи полноценных пехотинцев, думается, наверняка разгромили бы небольшую охрану консульства и 734 необученных бою на суше моряков, четыре пятых из которых были вообще безоружны. В результате произошло бы не сражение - избиение.
Но даже если бы случилось чудо и русский отряд вырвался бы из Чемульпо, то его, согласно версии Александра Широкорада, все равно ожидало новое испытание - требовалось пройти с артиллерией и ранеными 240 км (в лучшем случае) по совершенно незнакомой местности без карт и знания языка. Мало того, морякам следовало, по мысли автора "НВО", уничтожить портовые сооружения Чемульпо (чему постарались бы во что бы то ни стало помешать в интересах своих предпринимателей находившиеся там иностранные крейсера), а затем - в период длительного перехода - портить дороги, взрывать мосты и тоннели (очевидно, предварительно выплавляя тротил из захваченных с собой 40-килограммовых снарядов главного калибра). Словом, выполнять обязанности обычного диверсионного подразделения, не имея для этого специальной подготовки.
Таким образом, шаги, которые предпринял Всеволод Руднев в конкретной обстановке, сложившейся в Чемульпо в январе 1904 годы, были абсолютно правильными.
http://nvo.ng.ru/history/2006-02-10/4_diversanty.html