Святитель Григорий, добровольно отказавшийся от кафедры константинопольского архиепископа, дабы прекратить раздор и водворить мир, столь любезный его душе, научает и нас, братия, всеми силами стараться о сохранении христианского мира между людьми.
Чаще всего христианский мир между людьми не восстанавливается потому, что из-за гордости, мстительности или иных страстей не хотят простить врагам своим и примириться с ними. Но истинный христианин должен стать выше страстей, которые могут увлечь его к погибели, и непременно мириться с своими врагами, если только это от него зависит.
Причины, побуждающие нас ко взаимному примирению, по учению святителя Тихона Задонского, суть следующие:
Бог повелевает оставлять ближнему обиды и примириться...
Христианская любовь требует, дабы брату нашему, оскорбившему нас, по немощи, или диавольскому наущению, не мстить, но, умилосердовавшись, простить, - и не попущать гневу в злобу и ненависть возрасти, но тотчас начинающее куриться зло угасить духом кротости и человеколюбия.
Да подвигнет нас ко взаимному прощению и друг друга помилованию милосердие Божие, которое на всяк день и час нам, согрешающим, является... Ибо все мы, кто бы ни были, человеки есмы: в сравнении пред Богом, пред Которым весь свет как капля, мы ничто. Велико ли убо, когда человек человеку согрешает, и грешник грешнику прощает?..
Да подвигнет нас к прощению ближних собственная наша польза! Ибо кто прощает ближнему, тому удобный приступ к благости Божией отверзается; а тот, кто не отпускает согрешений брату, как скажет: "Отче наш!.. Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!.."?
Аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя... Остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 26). Смотри, христианин, сколь нужно нам с ближним нашим примирение. Бог ни покаяния нашего, ни молитвы, ни иного чего от нас не приемлет, пока с ближним нашим не примиримся... Словом ближнего твоего ты оскорбил, словом и примирись: смирись пред ним и испроси прощение. Делом ближнего твоего оскорбил: делом и примирись...
Все возражения против христианского мира тот же святитель так опровергает. "Мне ли у него просить прощения? Он простец, а я благородный". Но и он человек есть, как и ты: у Бога все мы по естеству равны...
"Он-де злой человек"? Не твое дело его судить; един Бог судит по внутреннему, а не по внешнему.
"Он-де моим смирением вознесется"? Неправда; видя твое смирение, и сам смирится.
"Я-де ни в чем не виноват; он меня без всякой причины оскорбил"? Бывает сие; но в чем нам виноват Бог? Праведен Господь и несть неправды в Нем; однако же бесстыдно согрешаем и оскорбляем Его; и просим милости и получаем милость.
Оставим же все отговорки, и мир дадим всем.
http://orthodox.etel.ru/2005/05/k_7grigory.htm