Наследие России

Игумен Петр (Пиголь) 
0
27.01.2006 112
Константин Леонтьев, ученик и последователь великих афонских и русских старцев, исходя из евангельского и святоотеческого учения, выявил принципиальные основы аскетической и вместе социально-политической и культурной системы византизма, начало свое берущей в православных традициях древней Византии

В одной из древнейших христианских книг, "Учении 12 апостолов", сказано, что перед каждым человеком открыт один из двух путей: или путь жизни, или путь смерти. И если человек не идет по пути жизни, указанному Богом, то он вступил на путь смерти.

Путь жизни - это путь веры в Бога и угождения Ему через исполнение Его заповедей. Этот путь ведет человека, желающего подвизаться во имя Христово, через временные скорби и утешения к жизни вечной блаженной, к спасению души за гробом. Путь этот для человека освещают, делают незаблудным святые отцы Православной Церкви - святители, преподобные, великие старцы-духовники, оставившие человечеству для руководства на этом пути к вожделенному спасению души свое духовное наследие. В нем они изложили и истолковали евангельское и апостольское учение, определили правила и положения православной веры во всех подробностях и вменили в обязанность христианам строить земную жизнь в соответствии с этим церковным учением.

"Христианство далеко от нынешнего учения о земных удобствах и земном благоденствии. Божественная истина Евангелия земной правды не обещала, - говорит Константин Николаевич Леонтьев, русский православный философ, писатель, публицист. - Земное человечество христианин от окончательной исторической гибели спасти не может, но он может и должен стараться о личном своем спасении, о том, чтобы быть в раю, а не в аду. Я сам лично вне Православия спасен за гробом быть не могу" [6, с. 186; 8, с. 168; 4, с. 640, 668]. И далее он продолжает мысль: "Бог, Христос, святоотеческая Церковь... Христос познается не иначе, как через Церковь. Повинуясь святоотеческому учению, повинуюсь Христу" [3, с. 351; 5, с. 325].

На путь вечной жизни Господь выводит всех по-разному. Поэтому и говорят святые отцы: "Многими способами Бог спасает людей".

Константин Николаевич Леонтьев (монах Климент), был человеком удивительной судьбы, выдающихся дарований ума и души, великих духовных плодов. Он пришел к вере в Бога не сразу и не простым путем: после работы врачом в военных госпиталях, где он спасал жизнь ближним ("ближайшим", как он говорил), после длительной дипломатической службы на Востоке, научившей его служить русскому государству, заставившей задуматься над действием Промысла Божия в жизни людских сообществ, наконец, после явного чуда, исцелившего его, сорокалетнего, от смертельной болезни и показавшего всесилие благодати Божией.

По-настоящему же православным, то есть церковным, человеком Константин Николаевич стал на Афоне, где прожил больше года под руководством старца-духовника Русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима, выполняя все монастырские правила. Там, в духовной атмосфере древнего, византийского благочестия, ему открылась красота церковного богослужения, там он, по его словам, познал "церковную разнообразную всецелость" [3, с. 303], "поэзию религии" [Там же, с. 318], не только сам "научился веровать" [Там же, с. 346], "любить Церковь, ее учение, уставы, обряды" [5, с. 325], но и испытал благотворную, сдерживающую, организующую силу православной дисциплины, страха греха и христианского смирения. Во время пребывания в афонском монастыре выявились основные для него понятия: "византизм", "разнообразие развития", "сдерживающее, стеснительнее единство", окончательно сформировалось его мировоззрение христианина-патриота, желающего подлинного блага своему отечеству. Константин Николаевич, как он писал в конце жизни, внезапно понял, что в именно в Восточной Церкви, Греко-Российском Православии, "древние корни наши" [4, с. 668], и в сохранении, укреплении этих корней и заключается залог культурного развития России и ее процветания как сильного православного государства, единственно способного задержать распространение неверия, богоборчества и стремления ослабить и упразднить принцип власти. Византийские традиции строгого, церковного Православия и самодержавия, освящаемого Православием, древняя православная культура, прочная, крепкая - наследие России, ее великое сокровище и главная основа ее самобытной жизни.

Темы, намеченные Константином Леонтьевым на Афоне, он всесторонне раскрыл в дальнейшем, живя в Константинополе, а потом в России под духовным руководством преподобного старца Амвросия Оптинского. Леонтьев уточняет формулировки, уясняя отдельные мысли. Его творения - книги, статьи - "озарены идеей Православия" [9, с. 34]. Ум его, пользуясь выражением преподобного Серафима Саровского, как будто плавает свободно в словах Священного Писания и святоотеческого наследия, Леонтьев использует привычные православным людям святоотеческие термины. Литературный стиль его статей красив, отточен. Он доступно излагает святоотеческие мысли, словно переводит их с величавого и сложного святоотеческого языка на язык, привычный для мыслящего, интеллигентного человека, который, по словам Леонтьева, должен иметь ум сильный, но смиренный и простое сердце.

Константин Леонтьев удостоился принять монашество только в самом конце своего жизненного пути, всю жизнь он прожил мирянином, человеком светским. Светский - не значит нерелигиозный, не православный. Светский - не значит "обмирщенный" в святоотеческом смысле этого слова, таком, как его понимал и Константин Леонтьев. Ведь "мир", по его словам, это не столько совокупность внешних предметов, возбуждающих чувства и страсти, а сами страсти, задатки которых мы носим в себе, и этот "мир" может преследовать даже отшельников.

Исторические события, все явления земной жизни Константин Леонтьев рассматривает в контексте вечности и христианской эсхатологии. Он отвергает не совсем верные мнения известных писателей, философов, общественных деятелей, таких, как Аксаков, Достоевский, Толстой, Соловьев, с легкость замечает в их высказываниях едва заметные погрешности (а "грешно то, что не согласно с учением Церкви", говорит Константин Леонтьев [7, с. 239]). Он будто отвечает этим известным, авторитетным людям: "Да, все это прекрасно, возвышенно, правдоподобно и даже на первый взгляд как будто нравственно... Но Христос в Евангелии так не говорил. Церковь Православная учит по-другому". "Самое существенное - Церковь", - говорит Константин Леонтьев, указывая на основу нашей нравственности, государственности, культуры.

Но в то же время Константин Леонтьев всегда остается на строго научной почве, потому что, по его собственным словам, "научно нельзя отвергнуть личного Бога" [2, с. 596]. Его естественно-исторический взгляд на развитие социальных организмов, взгляд "человека реальных наук", доступен пониманию интеллигенции не только русской, но и представителей всех наций, всех культур, если они стремятся к познанию истины.

Итак, Константин Леонтьев, ученик и последователь великих афонских и русских старцев, исходя из евангельского и святоотеческого учения, выявил принципиальные основы аскетической и вместе социально-политической и культурной системы византизма, начало свое берущей в православных традициях древней Византии. Система эта, охватывая все стороны жизни общества, может послужить к управлению его по спасительному пути. Леонтьев ясно показал нам необходимость для нашего собственного блага преемственно поддерживать и укреплять эту систему. Он постоянно напоминает современной интеллигенции, что византизм - это не просто "что-то сухое, скучное, поповское" [1, с. 98], византизм - это великая православная культура, пронизанная памятью о Боге и стремлением исполнить Его волю, византизм - это великая мощь православного государства.

"Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь вас"; "Где сокровище ваше, там и сердце ваше", - говорит Христос в святом Своем Евангелии (Лк. 17, 20-21; Мф. 6, 21). Наше великое сокровище, то наследие, которое преемственно мы получили от многовековой православной культуры, - рядом, внутрь нас, в нашей личной вере, в желании подвизаться на спасительном пути в Церкви Христовой, устраивать жизнь нашего общества исходя из Евангелия и наследия святых отцов, учение которых воспринял и передал нам Константин Леонтьев.



Библиография

1. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство / Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 94-155.

2. Леонтьев К. Н. Добрые вести / Там же. С. 587-600.

3. Леонтьев К. Н. Избранные письма: 1854-1891. СПб., 1993.

4. Леонтьев К. Н. Кто правее? / Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. С. 625-678.

5. Леонтьев К. Н. О всемирной любви / Там же. С. 312-329.

6. Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни / Там же. С. 175-217.

7. Леонтьев К. Н. Передовые статьи "Варшавского дневника" 1880 года / Там же. С. 218-262.

8. Леонтьев К. Н. Письма отшельника / Там же. С. 166-175.

9. Леонтьев К. Н. Четыре письма с Афона / Леонтьев К. Н. Моя литературная судьба. С. 436-???471.

http://www.pravaya.ru/word/121/6371

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Петр (Пиголь)
Все статьи Игумен Петр (Пиголь)
Последние комментарии
Мигрантов – выдворять!
Новый комментарий от Валерий
28.01.2022 18:07
Гайдар и его команда
Новый комментарий от Туляк
28.01.2022 17:02
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от Туляк
28.01.2022 16:47
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2022 14:46
«Жить в любви и чистоте…»
Новый комментарий от Людмила Московская
28.01.2022 14:39
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
28.01.2022 12:59