Я вспоминаю, как мы добирались сюда по лесным ухабам до Креста-указателя, а потом - опять по кочкам. В Подмосковье - и тайга? В Орехово-Зуеве?
Мы стоим перед громадным каменным храмом на погосте, скрытым в лесу от своих и посторонних глаз, как жемчужинка в драгоценной шкатулке. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с пятью куполами, большой колокольней поражает своим величием, устремлённостью к небу, к миру горнему и в то же время тихой гармонией с окружающей природой. И это несмотря на то, что осыпается со стен штукатурка, на куполах - железо, и много лет не реставрировалась колокольня.
Дорожка к храму заросла, и ближайшая автобусная остановка - в трёх километрах тропинкой через лес. Прихожан почти нет. Приходят бабушки по воскресеньям и большим праздникам да немногочисленные заезжие, сочувствующие батюшке-иеромонаху, помогающие в свободное время ремонтировать церкви. Спускаемся от храма к освящённому роднику: вокруг чащоба беспросветная, а дальше - топи да болота, где настоящее утиное царство. И тишина... Вода в роднике мягкая, не обжигает холодом, а дарит свежесть и прохладу. Даже звери здесь частые гости, особенно любят этот источник зайцы. Батюшка осинки на дрова пилит да серым подкидывает веточки, и они обгладывают их добела.
- Как в этих дебрях отреставрироваться?! Ни паствы нет, ни средств никаких! - Отец Тихон заметно волнуется, вёдра с водой на его тележке подпрыгивают. Десять лет уже он на этом приходе. У батюшки душа болит...
Справа от храма стоят несколько домиков, куда летом приезжают дачники, тогда начинается сезонная приходская жизнь. Зимой же здесь людей по пальцам можно пересчитать - всего лишь пять жилых домов.
И древняя история этого места, и огромный, никогда в жизни не осквернявшийся храм посреди леса, да ещё загадочная история с иконой Богородицы Ахтырской... Место сие явно находится под Покровом Божией Матери.
Из книги "Список церквей и приходов Владимирской епархии. 1896" узнаём: "Погост Покровский при реке Сеньге находится в 70 верстах от губернского города (Владимира) и в 27 - от уездного (Покрова). До учреждения губерний и деления их на уезды вся близлежащая местность известна была под именем Сенежской волости и принадлежала Московским и всея Руси митрополитам, а затем и Патриархам..." Когда в первый раз построена церковь на месте нынешнего Покровского погоста, сведений о том не сохранилось.
В 1845 году началось строительство стоящего и поныне каменного пятиглавого храма. Престолов в нём три: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящён в 1862 г.), два других - во имя святителя Николая чудотворца и в честь Ахтырской Божией Матери (освящены в 1851 г.).
Весьма любопытно ещё одно свидетельство из этого же "Списка церквей и приходов...": "Из святых икон особо чтима прихожанами Ахтырская икона Божией Матери; икона эта в приходе и в окрестных селениях почитается явленною и чудотворною". По сохранившимся преданиям от этого образа совершалось много чудес и исцелений. И ныне в храме есть Ахтырская икона, но та ли это, которая была явлена?
И как икона Ахтырской Богоматери была явлена и прославлена в здешних местах, ведь в новом каменном Покровском храме ей даже престол освятили? Это нам тоже неведомо.
Из леса возвращаемся через погост. Отец Тихон указывает на могильные кресты и рассказывает о судьбах под ними почиваюших. Один надорвался от работы, другой сгорел от вина, кто-то сильно болел, но есть одна могилка, которую народ особо почитает.
На юго-запад от колокольни храма лежит Марфа Подснежница. Жила она в двадцатых годах прошлого столетия в селе Савинском, собирала милостыню. Заблудилась в метель в лесу и, читая молитву, пролежала под снегом довольно долго, несколько дней. Когда её нашли с помощью охотничьих собак, она была жива. После случившегося у Марфы открылся чудесный дар исцеления людей. И сейчас заказывают по ней панихиды да потихоньку с могилы земельку берут, видимо, помогает.
В период гонений и церковной смуты священники на приходе часто менялись. С 1925 года по 1937 год, как сообщает краеведческий сборник "Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района", настоятелем здесь был отец Александр Успенский. В конце 20-х - начале 30-х годов от непосильного бремени налогов народ обнищал вконец, члены церковного совета собирали деньги для поддержания церкви. По воспоминаниям Серафима Александровича Успенского, сына отца Александра, к ним домой несколько раз приходили описывать имущество за долги по налогам, но описывать было нечего: из одежды только то, что было на нём, а стулья, стол - всё было ветхое: "Посидят и уйдут". 6 ноября 1937 года, в праздник иконы "Всех скорбящих Радость", отца Александра арестовали. Сын и сейчас помнит странный адрес, по которому отправляли передачи и деньги: "Красноярский край, Подконвойный городок, свиноферма Беломорстроя". Весной 1938 года посланные деньги вернулись с пометой о невручении в связи со смертью адресата, без объяснения, когда и отчего умер. А спросить боялись.
После отца Александра священников сюда не присылали, церковь стояла в сохранности, но служить было некому. По преданию, храм уберёг церковный староста Фёдор Пискарёв, который из собственных средств, имеющихся у него благодаря пасеке, платил налоги.
Пресвятая Богородица защитила Своим Покровом от поругания это место, и сюда на хранение свозили святыни из окрестных церквей.
С 1947 года в храме снова началось богослужение, которое, слава Богу, не угасает и до сего дня: теплятся перед образами лампады, приносится бескровная Божественная жертва за весь мир. Отец Тихон, как и полагается монаху, старается совершать богослужения как можно чаще, даже если в церкви никого нет, утешая себя тем, что святой праведный отец Алексий Мечёв в самом центре Москвы восемь лет в пустом храме служил.
А добраться до этого храма действительно нелегко: автобусом от Орехово-Зуева или от Шатуры до остановки Дорофеево, а дальше около часа пешком по лесной дороге, где направление вам укажет Крест, стоящий у тропинки. Зимой дорогу заметало снегом. Отец Тихон приобрёл импортный снегоуборщик, чтобы самому расчищать дорогу к храму, надеясь, что народ всё же придёт.
Вот приехали батюшкины помощники, открыли нам церковные двери, мы вошли... В старинных, не тронутых лихолетьем храмах особая благодать и сознание того, что эта духовная красота передана тебе от предков неосквернённой святыни.
Царские врата и иконы, паникадила, подсвечники с клеймами дореволюционных мастеров, хоругви несут на себе отблеск минувшего великолепия. А печаль современности - это тёмные пятна вместо образов на иконостасе - следы многолетнего воровства в храме. Святотатцы не останутся без наказания: "Бог долго терпит, да больно бьёт".
Покровский храм ждёт тех, кто желает ему помочь. Работы здесь много: разрушается колокольня, нуждаются в обновлении купола, надо менять часть кровли на четверике, а батюшка ещё мечтает восстановить повреждённую роспись внутри храма и вернуть ей первозданный вид. На всё это нужны не столько средства, сколько руки... Придётся батюшке осваивать мастерство реставратора. Благодарности заслуживают трудники от преподобного аввы Сергия, рабочие из Сергиева Посада Александр и Владимир, трудящиеся в храме уже второй год, порою в долг.
Гостям в Покрове искренне рады, и двери дома настоятеля всегда открыты. Как родных детей, встречает всех мать отца Тихона, Зоя Семёновна. Приезжает она из другого подмосковного города помочь сыну по хозяйству и прихожан накормить, приветить. В доме тепло и уютно, а под вечер её заботливыми руками приготовлены чистые постели для усталых путников. Всем, побывавшим в этом храме, хочется вернуться сюда, под Покров Божией Матери.
Тем, кто соберётся в Старый Покров, лучше предварительно позвонить по телефону: 8- 916-167-33-25.
Желающие помочь приходу благоволят обращаться к отцу настоятелю по адресу: 142636, п/о Яковлево Орехово-Зуевского р-на, с. Старый Покров, иеромонаху Тихону (Апарникову).
Интернет-адрес: www.pokrov.7.narod.ru
http://www.russdom.ru/2006/200601i/20060125.html